СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка выпускников общеобразовательных учреждений к декабрьскому сочинению стала важнейшим направлением профессиональной деятельности учителя-словесника. Данный материал поможет поразмышлять над некоторыми духовно-нравственными,гражданско-патриотическими понятиями,которые тесно связаны с тематическими разделами итогового сочинения

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению»

     Тематическое направление  « Кому на Руси жить хорошо?- вопрос гражданина » Подготовка к итоговому сочинению выпускников 11-х классов

Тематическое направление « Кому на Руси жить хорошо?- вопрос гражданина »

Подготовка к итоговому сочинению

выпускников 11-х классов

«Кому на Руси жить хорошо? -вопрос гражданина » Зайдуллина Ч.Д. учитель русского языка и литературы

«Кому на Руси жить хорошо? -вопрос гражданина »

Зайдуллина Ч.Д.

учитель русского языка и литературы

 Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г.  Комментарий ФИПИ

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. 

Комментарий ФИПИ

Комментарий ФИПИ  Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных  пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Комментарий ФИПИ

Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

 Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника  При раскрытии тем этого направления можно привлечь примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики,  обозначая при их интерпретации свою  гражданскую и нравственную позицию  Комментарии ФИПИ

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника

При раскрытии тем этого направления можно привлечь примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию

Комментарии ФИПИ

Гражданин, гражданский долг, ответственность гражданина за судьбу страны. Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к Родине, патриотизм, долг перед Отечеством;  Общественная справедливость; Социальное неравенство, социальные противоречия, социально не защищенные слои общества; Социальные пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними; Помощь людям в трудной ситуации; Аспекты направления
  • Гражданин, гражданский долг, ответственность гражданина за судьбу страны. Взаимосвязь моральных качеств человека и его гражданской позиции. Отношение к Родине, патриотизм, долг перед Отечеством;
  • Общественная справедливость;
  • Социальное неравенство, социальные противоречия, социально не защищенные слои общества;
  • Социальные пороки, причины их возникновения, способы борьбы с ними;
  • Помощь людям в трудной ситуации;

Аспекты направления

 Счастье и долг;  Народное счастье, тема народного заступничества;  Пути совершенствования общественного и государственного устройства  Художественная литература как способ борьбы с пороками. Аспекты направления

Счастье и долг;

Народное счастье, тема народного заступничества;

Пути совершенствования общественного и государственного устройства Художественная литература как способ борьбы с пороками.

Аспекты направления

Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. Гражданский- Относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями Гражданский кодекс. Термины, связанные с направлением
  • Гражданин- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.
  • Гражданский- Относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями Гражданский кодекс.

Термины, связанные с направлением

2.Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество. Гражданин- человек сознательный, ответственный, готовый оказать помощь.  Термины, связанные с направлением
  • 2.Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество.
  • Гражданин- человек сознательный, ответственный, готовый оказать помощь.

Термины, связанные с направлением

Социальный -общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальное положение. Социальное обеспечение(государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в период нетрудоспособности)  Социальная сфера Социология-наука о закономерностях развития и функционирования общества. Термины направления
  • Социальный -общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальное положение.
  • Социальное обеспечение(государственная система материального обеспечения граждан в старости, а также в период нетрудоспособности)
  • Социальная сфера
  • Социология-наука о закономерностях развития и функционирования общества.

Термины направления

Долг- то же, что обязанность Выполнить свой гражданский долг. Человек долга -человек, честно выполняющий свои обязательства . Порок-1.Тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.  Лживость - большой порок. 2. Аномалия, отклонение от норм.  Совершенствовать- делать лучше, совершеннее, достичь высшей степени какого-то положительного качества. Термины направления
  • Долг- то же, что обязанность Выполнить свой гражданский долг. Человек долга -человек, честно выполняющий свои обязательства .
  • Порок-1.Тяжелый предосудительный недостаток, позорящее свойство.
  • Лживость - большой порок. 2. Аномалия, отклонение от норм.

Совершенствовать- делать лучше, совершеннее, достичь высшей степени какого-то положительного качества.

Термины направления

Примерные темы сочинений  1 . В чём заключается гражданская позиция человека?  2.Кого называют гражданином?  3. Должен ли человек бороться с социальной несправедливостью?  4. Как помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации?  5. Как каждый человек может изменить жизнь людей к лучшему?  6. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Примерные темы сочинений

1 . В чём заключается гражданская позиция человека?

2.Кого называют гражданином? 3. Должен ли человек бороться с социальной несправедливостью? 4. Как помочь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? 5. Как каждый человек может изменить жизнь людей к лучшему? 6. Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Кого можно назвать патриотом? Какими качествами обладает русский человек? Верно ли утверждение, что Родину не выбирают? Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?  Примерные темы сочинений
  • Кого можно назвать патриотом?
  • Какими качествами обладает русский человек?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Примерные темы сочинений

6.Что такое общественная справедливость? 7.Бывает ли общественное мнение ошибочным? 8.Что значит любить Родину? 9.Как нужно относиться к своей Родине? 10.Каковы обязанности гражданина? 11.Возможно ли решить проблему социального неравенства в России? 12.Как связаны человек и государство? 13.Кто виноват в бедах русского человека? 14.Какие перемены опасны в обществе и государстве?

6.Что такое общественная справедливость?

7.Бывает ли общественное мнение ошибочным? 8.Что значит любить Родину?

9.Как нужно относиться к своей Родине?

10.Каковы обязанности гражданина?

11.Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?

12.Как связаны человек и государство?

13.Кто виноват в бедах русского человека?

14.Какие перемены опасны в обществе и государстве?

  Как вы понимаете высказывание В.Белинского «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»?  Согласны ли вы с утверждением Н.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?  Как Вы понимаете слова поэта Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

Как вы понимаете высказывание В.Белинского «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»?

Согласны ли вы с утверждением Н.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

Как Вы понимаете слова поэта Ф.И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?

 1. В чем заключается счастье человека?  2. Какого человека можно назвать поистине счастливым?  3. Кто счастлив на Руси?  4. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?  5.Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?  6.Что нужно сделать, чтобы всем жилось хорошо?  7.Как сделать Россию лучше?  Примерные темы сочинений

1. В чем заключается счастье человека? 2. Какого человека можно назвать поистине счастливым?

3. Кто счастлив на Руси?

4. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

5.Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

6.Что нужно сделать, чтобы всем жилось хорошо?

7.Как сделать Россию лучше?

Примерные темы сочинений

«Кому на Руси  жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо»"

 « Сошлися- и заспорили:  Кому живется весело,  Вольготно на Руси?»   В поэме Н.А. Некрасова крестьяне-правдоискатели отправились на поиски самого счастливого. Ни среди помещиков, ни среди крестьян не оказалось такого человека;каждому пришлось вынести тяжёлые испытания, пройти тернистый путь лишений и страданий. Кому на Руси жить хорошо?

« Сошлися- и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?»

В поэме Н.А. Некрасова крестьяне-правдоискатели отправились на поиски самого счастливого. Ни среди помещиков, ни среди крестьян не оказалось такого человека;каждому пришлось вынести тяжёлые испытания, пройти тернистый путь лишений и страданий.

Кому на Руси жить хорошо?

 Герои поэмы и тема счастья Странники- правдоискатели «Счастливые» Яким Нагой Савелий Ермил Гирин

Герои поэмы и тема счастья

Странники-

правдоискатели

«Счастливые»

Яким Нагой

Савелий

Ермил Гирин

 Что мешает счастью? Рабская психология, пьянство, нищета, социальное неравенство?…  Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни. Что мешает счастью человека?

Что мешает счастью? Рабская психология, пьянство, нищета, социальное неравенство?…

Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Что мешает счастью человека?

 Не просто найти по-настоящему счастливого человека. Кажется, что таких людей нет, каждому из них для счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд, бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли.  Однако героям удается сыскать «счастливчика», Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.   Кто счастлив?

Не просто найти по-настоящему счастливого человека. Кажется, что таких людей нет, каждому из них для счастья что-то мешает: крестьянам — тяжёлый труд, бедственное положение, попу — отсутствие покоя, богатства и чести, а помещику — неимение крестьян и земли.

Однако героям удается сыскать «счастливчика», Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.

Кто счастлив?

 Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Для поэта родина — это русский народ. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» с болью описывает страну, нищую, измученную. Счастье, по мысли автора, заключалось в спасении родины, в служении народу во имя его светлого будущего, в которое Некрасов верил. «Вынесет все- и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется- ни мне, ни тебе» ( Н.Некрасов «Железная дорога»)    Понимание счастья
  • Н.А. Некрасов испытывал к России самые глубокие чувства. Для поэта родина — это русский народ. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» с болью описывает страну, нищую, измученную. Счастье, по мысли автора, заключалось в спасении родины, в служении народу во имя его светлого будущего, в которое Некрасов верил.

«Вынесет все- и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется- ни мне, ни тебе» ( Н.Некрасов «Железная дорога»)

Понимание счастья

 Н.В.Гоголь всегда верил в светлое будущее России, пытался «излечить» общество с помощью литературы.  В комедии «Ревизор» сатирик изобличил пороки современного ему общества, чиновничество и его бездеятельность, духовную бедность, общечеловеческую глупость чиновников, которые совершают должностные преступления. В уездном городе N судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки, почтмейстер из любопытства читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи»; Городничий не принимает никаких мер- сам взяточник.  Читатели понимают, чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо решить острые социальные проблемы. Социальные пороки, или что мешает социальному благополучию?

Н.В.Гоголь всегда верил в светлое будущее России, пытался «излечить» общество с помощью литературы.

В комедии «Ревизор» сатирик изобличил пороки современного ему общества, чиновничество и его бездеятельность, духовную бедность, общечеловеческую глупость чиновников, которые совершают должностные преступления. В уездном городе N судья Ляпкин-Тяпкин берет взятки, почтмейстер из любопытства читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи»; Городничий не принимает никаких мер- сам взяточник.

Читатели понимают, чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо решить острые социальные проблемы.

Социальные пороки, или что мешает социальному благополучию?

М.Е.Салтыков -Щедрин в произведении «История одного города» сатирически изображает русскую действительность, высмеивает «вечные» проблемы Руси: невежество, казнокрадство, взяточничество чиновников. Социальные пороки, или что мешает благополучию России?
  • М.Е.Салтыков -Щедрин в произведении «История одного города» сатирически изображает русскую действительность, высмеивает «вечные» проблемы Руси: невежество, казнокрадство, взяточничество чиновников.

Социальные пороки, или что мешает благополучию России?

В романе И.А. Гончарова  “Обломов” показаны два героя: Андрей Штольц и Илья Обломов. Друзья с детства, но жизнь сложилась по- разному. Если Илью с детства окружали «десять Захаров», то Штольца учили самостоятельности, вследствие чего Илья вырос несчастным, беспомощным, а Андрей постоянно работал и преуспел в жизни. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем. Человек-кузнец своего счастья
  • В романе И.А. Гончарова  “Обломов” показаны два героя: Андрей Штольц и Илья Обломов. Друзья с детства, но жизнь сложилась по- разному. Если Илью с детства окружали «десять Захаров», то Штольца учили самостоятельности, вследствие чего Илья вырос несчастным, беспомощным, а Андрей постоянно работал и преуспел в жизни. Несмотря на комфортную и не обремененную заботами жизнь, Обломов не чувствует себя счастливым. Он постоянно пребывает в сомнении, страхе и волнении. Трудолюбивый и деятельный Штольц не только устраивает собственную жизнь, но и помогает незадачливому другу, который без его помощи пропал бы совсем.

Человек-кузнец своего счастья

Тема счастья русского человека волновала многих писателей. Что такое счастье?   Это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия.  Нередко цель жизни такого человека благородная - жить не только для своего блага, но и во благо людей, помогать другим.   Что такое счастье?
  • Тема счастья русского человека волновала многих писателей. Что такое счастье?  Это состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия.

Нередко цель жизни такого человека благородная - жить не только для своего блага, но и во благо людей, помогать другим.

Что такое счастье?

Вспомним Данко. Герой способен бескорыстно жертвовать собой ради лучшей доли людей, он чувствует себя нужным людям, испытывает радость от этого!  Народ Данко оказался в тёмном лесу. Люди страдали, но не знали, как выбраться из леса, как спастись! Данко не мог остаться безучастным и взял ответственность на себя Но дорога была долгой и трудной. Тогда люди стали роптать и ругать его. Сердце Данко горело любовью к людям! И тогда он вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить им путь людям! Так герой вывел людей из леса ценой своей жизни.
  • Вспомним Данко. Герой способен бескорыстно жертвовать собой ради лучшей доли людей, он чувствует себя нужным людям, испытывает радость от этого!

Народ Данко оказался в тёмном лесу. Люди страдали, но не знали, как выбраться из леса, как спастись! Данко не мог остаться безучастным и взял ответственность на себя Но дорога была долгой и трудной. Тогда люди стали роптать и ругать его. Сердце Данко горело любовью к людям! И тогда он вырвал свое сердце из груди, чтобы осветить им путь людям! Так герой вывел людей из леса ценой своей жизни.

Кто готов бескорыстно служить людям, не ожидая награды и привилегий, трудиться во имя лучшей доли других, тот и может быть счастливым ! Кто счастлив?
  • Кто готов бескорыстно служить людям, не ожидая награды и привилегий, трудиться во имя лучшей доли других, тот и может быть счастливым !

Кто счастлив?

Н.А. Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».  У гражданина важнейшая обязанность – служить Родине.  Список произведений  М.Шолохов «Судьба человека», В.Быков «Сотников», Б.Васильев « А зори здесь тихие», А.Твардовский «Василий Теркин», В.Катаев «Сын полка»,  К Симонов «Майор привез мальчишку на лафете..» и др. Не забывать о гражданском долге
  • Н.А. Некрасов писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын».

У гражданина важнейшая обязанность – служить Родине.

Список произведений

М.Шолохов «Судьба человека», В.Быков «Сотников», Б.Васильев « А зори здесь тихие», А.Твардовский «Василий Теркин», В.Катаев «Сын полка»,

К Симонов «Майор привез мальчишку на лафете..» и др.

Не забывать о гражданском долге

 Что происходит, когда человек забывает о своём долге ? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов ушел на фронт защищать Родину, свою семью, земляков, но в какой-то момент там проявил слабость, нежелание сражаться, рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на какой позор и опасность обрекает старого отца, жену Настену. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель подводит к выводу: у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь. Ответственность за поступки

Что происходит, когда человек забывает о своём долге ? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов ушел на фронт защищать Родину, свою семью, земляков, но в какой-то момент там проявил слабость, нежелание сражаться, рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на какой позор и опасность обрекает старого отца, жену Настену. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель подводит к выводу: у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Ответственность за поступки

 Как помочь человеку в трудной жизненной ситуации?  В рассказе А.Куприна «Чудесный доктор» Мерцалов, отчаявшийся, потерявший надежду найти работу и спасти семью от голода, а больную дочь от смерти, случайно встретил доктора, который пришел к ним домой, осмотрел ребенка, выписал лекарства и оставил денег на их покупку и еду.  Литература: А.Куприн «Чудесный доктор», А.Платонов «Юшка», В Распутин «Уроки французского » Помощь ближнему

Как помочь человеку в трудной жизненной ситуации?

В рассказе А.Куприна «Чудесный доктор» Мерцалов, отчаявшийся, потерявший надежду найти работу и спасти семью от голода, а больную дочь от смерти, случайно встретил доктора, который пришел к ним домой, осмотрел ребенка, выписал лекарства и оставил денег на их покупку и еду.

Литература: А.Куприн «Чудесный доктор», А.Платонов «Юшка», В Распутин «Уроки французского »

Помощь ближнему

В рассказе «Уроки французского» В.Распутина главный герой- подросток- после начальной школы приехал в райцентр, чтобы учиться. Но столкнулся с большими трудностями. Узнав о его жизни, Лидия Михайловна стала помогать мальчику. Благодаря учительнице герою удалось выжить и найти свое место в жизни. Уроки доброты и милосердия
  • В рассказе «Уроки французского» В.Распутина главный герой- подросток- после начальной школы приехал в райцентр, чтобы учиться. Но столкнулся с большими трудностями. Узнав о его жизни, Лидия Михайловна стала помогать мальчику. Благодаря учительнице герою удалось выжить и найти свое место в жизни.

Уроки доброты и милосердия

Каждый из нас может сделать в своей жизни что-то такое, что может улучшить в целом жизнь. Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Если каждый из нас начнет делиться своей добротой, то мир избавится от зла и наполнится яркими красками.  Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», А.Яшин «Спешите делать добрые дела» Что нужно сделать, чтобы жилось хорошо?
  • Каждый из нас может сделать в своей жизни что-то такое, что может улучшить в целом жизнь. Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Если каждый из нас начнет делиться своей добротой, то мир избавится от зла и наполнится яркими красками.
  • Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», А.Яшин «Спешите делать добрые дела»

Что нужно сделать, чтобы жилось хорошо?

 Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «Поэт и гражданин» и др.  Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир»  И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»  Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Мальчик у Христа на елке» и др.  Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель» Список литературы

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «Поэт и гражданин» и др.

Л.Н. Толстой «После бала», «Война и мир»

И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Мальчик у Христа на елке» и др.

Н. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор», «Шинель»

Список литературы

 М. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  А. Грибоедов «Горе от ума»  Д. Фонвизин «Недоросль»  А.С. Пушкин «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»  И.А. Гончаров «Обломов»  А.Островский «Гроза» «Доходное место» Что читать

М. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

А. Грибоедов «Горе от ума»

Д. Фонвизин «Недоросль»

А.С. Пушкин «Медный всадник», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»

И.А. Гончаров «Обломов»

А.Островский «Гроза» «Доходное место»

Что читать

А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Ванька», «В аптеке», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и др. И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.Платонов «Котлован» А Блок «Двенадцать» М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне» В.Маяковский «Прозаседавшиеся»  М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон» Б.Васильев «В списках не значился» Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Ванька»,
  • «В аптеке», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» и др.
  • И. Бунин «Господин из Сан-Франциско» А.Платонов «Котлован»
  • А Блок «Двенадцать»
  • М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  • В.Маяковский «Прозаседавшиеся»
  • М.Шолохов «Донские рассказы», «Тихий Дон»
  • Б.Васильев «В списках не значился»
  • Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Х.Андерсен «Девочка со спичками»  А.Платонов «Юшка» А Куприн «Чудесный доктор» В Распутин «Уроки французского» Уроки доброты и милосердия
  • Х.Андерсен «Девочка со спичками»

А.Платонов «Юшка»

  • А Куприн «Чудесный доктор»
  • В Распутин «Уроки французского»

Уроки доброты и милосердия

У.Шекспир «Гамлет» Дж.Оруэлл «1984» Рэй Брэдбери «451 градусов по Фаренгейту» Зарубежная литература
  • У.Шекспир «Гамлет»
  • Дж.Оруэлл «1984»
  • Рэй Брэдбери «451 градусов по Фаренгейту»

Зарубежная литература

 Спасибо за внимание.   Удачи на экзамене.

Спасибо за внимание.

Удачи на экзамене.