Практикум
«Подготовка к написанию итогового сочинения» »
- Цель урока –подготовка к итоговому сочинению,
формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Тематические направления 2024-2025 учебного года
Разделы и подразделы
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
1.3. Познание человеком самого себя.
1.4. Свобода человека и ее ограничения.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.
2.2. Человек и общество.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек. 3.2. Наука и человек.
3.3. Искусство и человек.
3.4. Язык и языковая личность.
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме ……»
Людвиг ван Бетховен
ДОБРОТА, ы, ж.
- см. добрый.
- Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.
«Наведи порядок»
- Добряк
- Сострадание
- Добро
- Милосердие
- Добродушный
- Человечность
- Добротный
- Человеколюбие
- Отзывчивость
- Доброжелатель
- Сердечность
- Доброволец
- Участливость
- Добросовестный
Синонимы
Однокоренные слова
Пословицы
- Жизнь дана на ……. дела.
- ..…… дело без награды не останется.
- Истинное ……. всегда просто.
- За доброе жди …. , за худое - ….
добрые
Доброе
добро
добро
зло
Выбираем тему
Если тема сформулирована в виде вопроса, обратите внимание на вопросительное слово . Оно задаёт логику всего сочинения:
Почему? → потому что... (указать причины)
Как? → так… (рассказать, каким образом)
Какой? → такой (описать качества, условия и др.)
Что? → это (перечислить факты, качества, условия и др.)
Согласны ли вы? → да / нет / отчасти
- Кого можно назвать добрым человеком?
- Какой поступок можно назвать добрым?
- Какими качествами обладает добрый человек?
- Что может сделать человека добрее?
- Как человек может воспитывать в себе доброту?
- Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
- Доброта – это проявление силы или слабости?
- Может ли доброта причинить вред человеку?
- Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
!!! Находим ключевые слова
Вспомним рассказ ____________ __________________, в котором говорится о маленьком мальчике-сироте. Его воспитывает бабушка. В послевоенные годы жилось трудно, и мечтой всех деревенских мальчишек был вкусный «пряник конём». Бабушка была строгая, воспитывала внука в труде. Пряник нужно было заработать: набрать земляники для продажи. Главный герой идёт на обман, но бабушка прощает его, потому что верит в него. Она понимает, что мальчик сожалеет о своём поступке. Доброта бабушки и прощение сделали то, что не сделало бы самое страшное наказание. Потому и пишет через много лет автор: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника».
__________ в своем произведении ____________________ рассказывает о молодой учительнице Лидии Михайловне, которая помогала своему ученику, узнав о его бедственном положении. Она старалась избавить его от одиночества, поддержать. Благодаря учительнице герой узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Писатель говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет выгоды. Добро может передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого пришло.
Героиня рассказа _________________________________________- по-настоящему добрый человек. Каждый ее поступок совершается от всего сердца. _____________ – искренняя и совершенно бескорыстная женщина. Героиня никогда не просила платы за свою помощь. Она привыкла помогать другим людям, являться необходимой для всего общества. Чужие жизни для _____________ были важнее собственной. Несмотря на все жизненные трудности и беды на своем пути, героиня не озлобилась на весь мир, наоборот, она всячески помогает каждому своему знакомому. К сожалению, доброту ______________ никто никогда не ценил. Она благородно отдает последнее, что у нее имеется, в результате чего погибает под поездом. Теперь село осталось без праведника, как автор называет ___________. Именно она была чище всех жителей села, именно она превосходила их в нравственном плане. Доброта одной лишь _______________ способна изменить целый мир.
К примеру, из литературы нам известен такой персонаж, как __________. Его люди считали себе не ровней, потому что он ходил в ветхой одежде, скудно питался, на обиды и удары не отвечал, поэтому его обижали все, кто хотел сорвать своё зло на нём. Но, когда __________ умер, то все узнали, что все свои деньги он долгие годы отдавал на воспитание и обучение девочки-сироты, поэтому он был таким бедным. Люди увидели доброту и бескорыстность_________, а чтобы они не забывали его доброту в их город приехала повзрослевшая девочка-сирота, которую опекал________. Она выучилась на врача и стала лечить людей бесплатно.
Вспомним _________, героя рассказа ______________________. Юноша вывел свой народ из смертоносной чащи, расплатившись за его спасение жизнью. В тяжелом пути он один не терял веру в успех, а соплеменники лишь упрекали его за самонадеянность и глупость. Однако смельчак не боялся критики и не держал зла на маловерных людей. Он нашел в себе силы понять их и простить за пренебрежение и трусость. Когда путники и вовсе отказались следовать за _________, он вырвал сердце из груди и осветил им дорогу к новой жизни. За свой подвиг юноша не попросил ничего взамен. Он испустил последний вздох, радуясь за спасенных соплеменников. Таким мы и представляем себе доброго человека — отзывчивым, великодушным и благородным деятелем, который помогает делом, а не словом.
Виды заключений
- Заключение – вывод;
- Заключение – призыв;
- Заключение – выражение надежды;
- Заключение – цитата.
Рефлексия
Домашняя работа: завершить работу над сочинением на выбранную тему
(срок сдачи: 24.02.2025)
Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
Толстой Лев Николаевич
Предварительная работа в черновике
Шаг1
Выбираем тему
Ознакомьтесь с темами. Подумайте, какую главную мысль будете доказывать, и какие у вас есть к ней аргументы. Выберите ту тему, к которой вы можете привести больше всего доказательств и знаете больше всего литературного материала.
Шаг 2
Сужаем тему
Когда выбрали тему, подумайте, какие в ней КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА . Это поможет посмотреть на тему с нужного ракурса.
Шаг З
Шаг 4
Запишите в черновике главную проблему и главную мысль, с которой начнёте сочинение.
Пишем главный вопрос
Ищем тезисы, аргументы и примеры
Запишите тезисы, подберите к ним аргументы и примеры. На них строится всё сочинение. Выстройте полученный материал в логическую последовательность.
Шаг 5
Пишем
Чтобы не увлечься и не отойти от основных идей, перечитывайте логическую цепочку из тезисов и аргументов.
сочинение
Проверяем основную часть на наличие пересказа и пытаемся от него избавиться
Как превратить пересказ в рассуждение?
- Употребление сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия и бессоюзных предложений с синонимичным значением.
В таких предложениях первая часть будет пересказом , вторая рассуждением .
Пересказ
Рассуждение
Героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» занята своей работой и не находит времени написать матери или навестить её.
Чацкого никто не понимает, его объявляют сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву.
Героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» не находит времени написать матери или навестить её, потому что все свои душевные силы отдаёт работе.
Чацкого никто не понимает, потому что это человек прогрессивных взглядов, опережающий своё время, так что фамусовскому обществу было очень удобно укрепить слух о его сумасшествии.
Проверяем основную часть на наличие пересказа и пытаемся от него избавиться
Как превратить пересказ в рассуждение?
2. Оценка действий и поступков героя.
« Чацкий обличает фамусовское общество в лицемерии и преклонении перед Западом. На мой взгляд он прав, потому что смелость в открытом высказывании свои точки зрения необходима, чтобы положить начало неизбежным изменениям».
Как превратить пересказ в рассуждение?
3 . Использование вводных слов и конструкций.
Хорошо помогают конструкции, указывающие на авторскую позицию, позицию героя или известного критика.
По словам Пушкина , «привычка свыше нам дана, замена счастию она».
По замечанию Чацкого , «Молчалины блаженствуют на свете»
Шаг 8. Проверяем основную часть на наличие пересказа и пытаемся от него избавиться
Как превратить пересказ в рассуждение?
4. Вопросно-ответная форма изложения.
«Почему героиня рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма» не уделяет должного внимания своей матери? Она погружена в работу, знает, что мама подождёт, а в её помощи нуждается начинающий скульптор. Что должно было произойти, чтобы Настя бросила всё и примчалась к маме? К сожалению, только известие о приближающейся смерти заставляет героиню отложить работу ради близкого человека.
Итоговое сочинение – допуск к ЕГЭ.
Оно проверяет способность ученика самостоятельно мыслить, выражать свои мысли и аргументировать свою позицию, опираясь на литературные произведения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Требование 1:
ВАЖНО! Если в сочинении меньше 250 слов, то выставляется «незачет» за работу в целом.
Объем итогового сочинения минимум 250 слов, рекомендуемая норма – 350 (в подсчет включаются все слова, в том числе служебные).
Требование 2:
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за работу в целом .
Самостоятельность написания итогового сочинения: написано самостоятельно, цитирования меньше 50%.
- Для получения «зачета» необходимо получить «зачет» по обязательным критериям 1 и 2, а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев:
- Критерий 1: Соответствие теме.
- «Незачет» ставится, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания.
- Критерий 2 : Аргументация. Привлечение литературного материала.
- «Незачет» ставится, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается.
- Критерий 3: Композиция и логика рассуждения.
- «Незачет» ставится, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.
- Критерий 4: Качество письменной речи.
- «Незачет» ставится, если низкое качество речи ( в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.
- Критерий 5: Грамотность.
- «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Композиция итогового сочинения
Описание
Примеры
Часть 1 ВСТУПЛЕНИЕ
Клише
Во вступлении вы заявляете тему вашей работы, подводите читателя к ней, а также ставите те проблемы (проблемные вопросы) в рамках данной темы, ответы на которые хотите получить в ходе вашего рассуждения. Объём вступления – 3-5 предложений (30-60 слов)
Виды вступлений
1.Вопросное вступление
Должен ли разум превалировать над чувствами или всё-таки чувства над разумом? Этим вопросом люди задавались с давних пор. Он актуален и в наше время, когда рационализм (разумное постижение действительности) для многих становится жизненной философией.
Разум и чувство. Казалось бы, два противоположных понятия. Но в жизни человека оба они играют важную роль. Ведь по своей природе человек – существо мыслящее, разумное. В то же время с рождения мы наделены способностью чувствовать, переживать. Так что же важнее для человека? Что правит этим миром – разум или чувства?
- Всем известно, что …
- Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас…
- О необходимости ... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах.
- Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно…
- Эти вопросы всегда волновали человечество…..
- Этим вопросом (этими вопросами) люди задавались с давних пор…
- Люди часто размышляют о том, что…
- Долгое время люди не перестают рассуждать о …
- И до наших дней дошёл спор о …
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, является вопрос, связанный с…
- Этот вопрос актуален и в наше время…
- Во все времена остро стоял вопрос…
- Что мы знаем о …? Чаще всего наши знания об … ограничиваются общими представлениями…
- Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности…
- Кто-то считает, что…, другие – что…
- Говоря о…, нельзя не заметить…
Данное вступление начинается с проблемного вопроса или цепочки вопросов.
2. Именительный темы
На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром — в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств?
«Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом», - писал французский физик и математик Блез Паскаль. Думается, что этот вывод он сделал, исходя из собственного опыта. Ведь, будучи учёным (а учёные, как правило, аппелируют к разуму), он ещё занимался писательским трудом (а литература – это уже область чувств и эмоций). Так в чём же суть конфликта между чувством и разумом? И неужели между ними невозможна гармония?
В самом начале задаётся основное понятие (понятия) в рамках данной темы.
Одного Старика как-то спросили:
3. Вступление- «от общего к частному»
В нём вы идете от общих рассуждений и вопросов к вашей теме.
-На что нам опираться в жизни: на чувства или на разум?
4. Цитатное вступление
На что он ответил:
Для него можно использовать афоризмы, которые вы нашли по данному тематическому направлению.
-Чувства есть у разума, разум есть у чувств. Тогда его спросили вновь:
-Что лучше: чувства разума или разум чувств?
Примечание: данные афоризмы вы также можете использовать в качестве эпиграфа к вашему сочинению.
5. Вступление-притча
А Старик им:
Вступление начинается с притчи, короткого назидательного рассказа в иносказательной форме, заключающего в себе нравственное поучение
-Какое крыло лучше у птицы: правое или левое?
-Выходит они равноценны? – задали они новый вопрос.
И он сказал: -Если они ваши.
В чём же смысл этой притчи? Какой смысл Старик вложил в свою последнюю реплику? Чем же всё-таки руководствоваться людям – разумом или чувствами?
Композиция итогового сочинения
Описание
Часть 2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (тезис+аргумент)
Примеры
Содержание основной части - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении.
Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть причинноследственные связи событий или явлений событий или явлений, оценить их, обосновать или опровергнуть.
Это непосредственно само рассуждение.
Композиция рассуждения
тезис (положение, утверждение истинность которого должна быть доказана аргументом или опровергнута антитезисом).
Клише
доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии).
Тезис 1
Клише для формулирования тезиса
вывод
(для выражения собственного мнения по вопросу)
Литературный аргумент
Я считаю, что ….
Трудно не согласиться с тем, что ….
С моей точки зрения, ….
(Предварительный вывод/микровывод)
Клише для введения аргументов
Вспомним….
Это подтверждается…
В доказательство можно привести …
Тезис 2
Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
Вспомним героя произведения (рассказа, повести, романа и т.п.)… (автор, название).
Обратимся к произведению (повести, роману, рассказу и т.п.)… (автор, название).
Литературный аргумент
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
(Предварительный вывод/микровывод)
Клише для интерпретации произведения или его фрагмента
Во-первых, во-вторых, втретьих….
Автор (писатель, поэт) повествует о…; описывает; отмечает; приводит пример того, как…, сопоставляет; противопоставляет; показывает; размышляет о…; обращает наше внимание на…; заостряет наше внимание на…; подчёркивает; утверждает; заставляет задуматься над…; убеждён в том, что…; искренне восхищён, огорчён (чем)…
Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…
Автор сочувствует своему герою (своим героям)…
Симпатии автора на стороне (кого)…
Поступок героя свидетельствует о том, что…
Слова (мысли) героя показывают, что…
Клише для промежуточного вывода
Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас мысль, что…
Композиция итогового сочинения
Описание
Примеры
Часть 3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод и обобщение)
Клише
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления.
Виды заключения
Кроме того, как и вступление, оно должно быть органично связано с основным текстом. (Объём – 3-4 предложения)
Обобщение основных мыслей
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что разум и чувства должны находиться в гармонии. Только живя чувствами и руководствуясь доводами разума, человек сможет остаться человеком и прожить счастливую жизнь.
Клише, используемые в заключении
Таким образом, можно сделать вывод, что разум и чувства должны находиться в гармонии. Только живя чувствами и руководствуясь доводами разума, человек сможет остаться человеком и прожить счастливую жизнь . Кто может поспорить с этим?
Помните: разум и чувства необходимы человеку. Живите чувствами, но не забывайте о доводах рассудка, ибо в этом кроется секрет душевного равновесия.
Таким образом, …
Следовательно, …
Следовательно, разум не должен «править миром» без чувств, но и чувствам нельзя всегда превалировать над разумом. Как тут не вспомнить слова немецкого писателя Эриха Марии Ремарка: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав»
Итак, ….
Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос
Словом, …
В заключениЕ хочу подчеркнуть (хотелось бы подчеркнуть) …
В заключениЕ важно отметить…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Обобщая сказанное, можно сказать, что…
-Призыв, обращение к читателю
В заключениЕ хочется призвать людей к….!
Так давайте не забывать о….
В заключениЕ хочется выразить надежду на то, что….
Хочется верить, что…
Использование цитат
Как тут не вспомнить слова (кого)
Примечание: можно комбинировать различные способы оформления заключения.
Где проводится ?
В ППЭ
Разрешается : ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
документ, удостоверяющий личность;
орфографический словарь для участников итогового сочинения, выданный по месту проведения итогового сочинения;
листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения;
лекарства и питание (при необходимости).
Участники итогового сочинения выполняют работу на черно-белых бланках регистрации и бланках записи (в том числе бланках записи, выданных дополнительно) формата А4.
Запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Участники итогового сочинения, нарушившие установленные требования, удаляются из аудитории.
Время: 3 часа 55 минут