СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению по литературе»

Итоговое сочинение  2024-2025 учебный год

Итоговое сочинение 2024-2025 учебный год

Расписание (дата проведения итогового сочинения) 2024-2025:  Основной день — 4 декабря 2024 года  Резервные дни: 5 февраля 2025 года  и 9 апреля 2025 года

Расписание

(дата проведения итогового сочинения) 2024-2025: Основной день — 4 декабря 2024 года Резервные дни: 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года

КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Соответствие теме   Аргументация. Привлечение литературного материала   Композиция и логика рассуждения   Качество письменной речи   Грамотность

КРИТЕРИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

  • Соответствие теме
  • Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность
Требование №1: Объем итогового сочинения Рекомендуемое количество слов – от 350.   Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование №1: Объем итогового сочинения

  • Рекомендуемое количество слов – от 350.
  • Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
  • Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование №2: «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).  Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 2 и «НЕЗАЧЕТ» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Требование №2: «Самостоятельность написания итогового сочинения»

  • Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
  • Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 
  • Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
  • Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
  • Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «НЕЗАЧЕТ» за невыполнение требования № 2 и «НЕЗАЧЕТ» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.   Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).    «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».   Критерий №1 Соответствие теме
  • Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.  Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). 
  • «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».  

Критерий №1

Соответствие теме

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.  Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (двух) произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. 
  • «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в рабо те, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».   

Критерий №2

Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий №3 Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть . Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Композиция и логика рассуждения

Критерий №3

  • Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
  • «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть . Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Композиция и логика рассуждения

Критерий №4 Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.  Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Качество письменной речи

Критерий №4

  • Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
  • «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Качество письменной речи

Критерий №5 Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.   «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных     Грамотность

Критерий №5

  • Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
  • «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных 

Грамотность

Духовно-нравственные  ориентиры в жизни человека 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

1.3. Познание человеком самого себя.

1.4. Свобода человека и ее ограничения.

Тематика направления - качества человека • дружеские отношения • любовь, верность, измена, влюблённость • вражда, месть • поиск себя и смысла жизни • внутренний конфликт • душевная гармония, гармония с собой • нравственный выбор • жизненный путь, опыт, ошибки • свобода и ответственность • добро и зло • совесть

Тематика направления - качества человека

• дружеские отношения

• любовь, верность, измена, влюблённость

• вражда, месть

• поиск себя и смысла жизни

• внутренний конфликт

• душевная гармония, гармония с собой

• нравственный выбор

• жизненный путь, опыт, ошибки

• свобода и ответственность

• добро и зло

• совесть

Темы этого раздела:   • связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора; • нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности; • касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести; • позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе; • побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Темы этого раздела:

• связаны с вопросами, которые человек задаёт себе сам, в том числе в ситуации нравственного выбора;

• нацеливают на рассуждение о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, о свободе и ответственности;

• касаются размышлений о смысле жизни, гуманном и антигуманном поступках, их мотивах, причинах внутреннего разлада и об угрызениях совести;

• позволяют задуматься об образе жизни человека, о выборе им жизненного пути, значимой цели и средствах её достижения, любви и дружбе;

• побуждают к самоанализу, осмыслению опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.

Примерные темы Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»? Может ли доброта победить жестокость? Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой? Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок? Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом? Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»? Когда любовь становится испытанием? О чём люди чаще всего мечтают? Согласны ли Вы с утверждением французского писателя А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

Примерные темы

Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том

заслуги»?

Может ли доброта победить жестокость?

Когда человек оказывается перед выбором между верностью и

изменой?

Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?

Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?

Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни

только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»?

Когда любовь становится испытанием?

О чём люди чаще всего мечтают?

Согласны ли Вы с утверждением французского писателя А. Дюма: «Тот,

кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не

жалеет об этом»?

КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ  Р. Брэдбери «Всё лето в один день» Р. Брэдбери «Зелёное утро»  Л.Н. Толстой «После бала» А.П.Чехов «Ионыч» А.П.Чехов «Попрыгунья» Р. Маттесон «Кнопка, кнопка» И.А.Куприн «Куст сирени», «Впотьмах»  И.А. Бунин «Красавица»  М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ И ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

  • Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
  • Р. Брэдбери «Зелёное утро»
  • Л.Н. Толстой «После бала»
  • А.П.Чехов «Ионыч»
  • А.П.Чехов «Попрыгунья»
  • Р. Маттесон «Кнопка, кнопка»
  • И.А.Куприн «Куст сирени», «Впотьмах»
  • И.А. Бунин «Красавица»
  • М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)
ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ   Л.Н.Толстой «Война и мир»  А.П. Чехов «Ионыч» , «О любви», «Попрыгунья»  И.А. Бунин «Чистый понедельник»

ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ

  • Л.Н.Толстой «Война и мир»
  • А.П. Чехов «Ионыч» , «О любви», «Попрыгунья»
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник»
ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА    Р. Брэдбери «Всё лето в один день» Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» К.Г. Паустовский «Телеграмма» Л. Куликова «Свиделись» Б.П. Екимов «Пара осенней обуви»

ОДИНОЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

  • Р. Брэдбери «Всё лето в один день»
  • Е. Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»
  • К.Г. Паустовский «Телеграмма»
  • Л. Куликова «Свиделись»
  • Б.П. Екимов «Пара осенней обуви»
СВОБОДА И ЕЁ ОГРАНИЧЕНИЯ   А.Н.Островский «Гроза» А.П. Чехов «Спать хочется», «Человек в футляре» А.И. Куприн «Олеся» М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре)

СВОБОДА И ЕЁ ОГРАНИЧЕНИЯ

  • А.Н.Островский «Гроза»
  • А.П. Чехов «Спать хочется», «Человек в футляре»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Ларре)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ А.С. Пушкин «Капитанская дочка» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» А.Н. Островский «Гроза» М. Горький «На дне» В.К. Железников «Чучело» А. Грин «Алые парус

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • М. Горький «На дне»
  • В.К. Железников «Чучело»
  • А. Грин «Алые парус
Семья, общество, Отечество  в жизни человека 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции.  2.2. Человек и общество.  2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
Примерные темы Идеальная семейная пара: как Вы её себе представляете? Главное в жизни – это карьера. Вы согласны? Хорош ли принцип «моя хата с краю»? Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны? О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть? Почему так важна связь человека с семьёй и домом? Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому? Является ли богатство необходимым условием счастья? От чего зависит счастье?

Примерные темы

  • Идеальная семейная пара: как Вы её себе представляете?
  • Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
  • Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
  • Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
  • О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
  • Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
  • Является ли богатство необходимым условием счастья?
  • От чего зависит счастье?
Природа и культура в жизни человека 3.1.Природа и человек 3.2. Наука и человек 3.3. Искусство и человек 3.4 Язык и языковая личность

Природа и культура в жизни человека

  • 3.1.Природа и человек
  • 3.2. Наука и человек
  • 3.3. Искусство и человек
  • 3.4 Язык и языковая личность
Примерные темы Нужно ли художнику обладать творческой смелостью? Произведение, адресованное моему поколению. Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»? К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз? Технический прогресс на службе у человека или наоборот? Какие возможности человека расширяет технический прогресс? Какие книги Вам особенно интересны? Доступность информации в цифровую эпоху: за и против. Моя любимая книга (музыка, фильм, спектакль). Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства. Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее? С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие? Какая угроза способна объединить человечество?

Примерные темы

Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?

Произведение, адресованное моему поколению.

Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?

К какому художественному произведению (музыке, фильму,

спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?

Технический прогресс на службе у человека или наоборот?

Какие возможности человека расширяет технический прогресс?

Какие книги Вам особенно интересны?

Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.

Моя любимая книга (музыка, фильм, спектакль).

Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства.

Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?

С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?

Какая угроза способна объединить человечество?

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 1. Вступление   2. Тезис   3. Связка   4. Аргумент №1   5. Микровывод   6. Связка   7. Аргумент №2   8. Микровывод   9. Заключение  

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1. Вступление  2. Тезис  3. Связка  4. Аргумент №1  5. Микровывод  6. Связка  7. Аргумент №2  8. Микровывод  9. Заключение  

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ  1) Прочитайте тему.  2) Вспомните произведения, связанные с темой, подберите аргументы.  3) Напишите тезис и аргументы в черновик.  4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. 5) Сформулируйте связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.. 

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

1) Прочитайте тему. 2) Вспомните произведения, связанные с темой, подберите аргументы. 3) Напишите тезис и аргументы в черновик. 4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно.

5) Сформулируйте связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.. 

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ ? Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно. Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой. Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения. Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать.  Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ ?

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать.  Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису, обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о месте этих явлений в жизни человека и т.д.)
КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС ? Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения. Если тема сочинения дана в виде вопроса , то тезис – это ответ на вопрос.  Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания , то тезис – это расшифровка высказывания.  Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.  

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС ?

  • Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.
  • Если тема сочинения дана в виде вопроса , то тезис – это ответ на вопрос. 
  • Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания , то тезис – это расшифровка высказывания. 
  • Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.  
ПРИМЕР ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ  Вступление .Тезис. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО «ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ НА СВЕТЕ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ НЕСЧАСТЛИВЫЕ?»

ПРИМЕР ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Вступление .Тезис.

СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО «ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ НА СВЕТЕ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ НЕСЧАСТЛИВЫЕ?»

ЧАСТЬ 1: ВСТУПЛЕНИЕ И ТЕЗИС  Добро — это мощнейшая сила, которая способна спасти мир от злобы, жестокости, равнодушия и хладнокровия. Без проявления доброты, отзывчивости и сострадания жизнь человека становится невыносимой, ведь именно эти качества помогают людям не зачерстветь душой и сохранить человечность. Но что же вынуждает людей творить зло и причинять окружающим боль? Мне кажется, что именно внутренняя боль, пережитые несчастья и утраты способны уничтожить внутри человека свет и могут заставить его причинять ответное зло окружающим людям .

ЧАСТЬ 1: ВСТУПЛЕНИЕ И ТЕЗИС

Добро — это мощнейшая сила, которая способна спасти мир от злобы, жестокости, равнодушия и хладнокровия. Без проявления доброты, отзывчивости и сострадания жизнь человека становится невыносимой, ведь именно эти качества помогают людям не зачерстветь душой и сохранить человечность. Но что же вынуждает людей творить зло и причинять окружающим боль? Мне кажется, что именно внутренняя боль, пережитые несчастья и утраты способны уничтожить внутри человека свет и могут заставить его причинять ответное зло окружающим людям .

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ Аргумент должен подтверждать тезис!!! Кол-во аргументов.  Можно использовать 1(2) аргумента, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки, количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.  Качество аргумента.  Используйте для подтверждения тезиса только те произведения, которые вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису!!!

ТРЕБОВАНИЕ К АРГУМЕНТАЦИИ

  • Аргумент должен подтверждать тезис!!!
  • Кол-во аргументов.  Можно использовать 1(2) аргумента, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки, количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.
  • Качество аргумента.  Используйте для подтверждения тезиса только те произведения, которые вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы, соответствующие теме и тезису!!!
     Связка Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.       Микровывод После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.     Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.   Из каких частей может состоять этот анализ: 

Связка

  • Теперь подробнее о связке. Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой). Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, а не просто ни с того ни с сего начать говорить о конкретном произведении.  Микровывод
  • После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели Вас в другую сторону.   Аргументация в итоговом сочинении= анализ произведения, героя произведения или ситуации.  Из каких частей может состоять этот анализ: 

АРГУМЕНТ 1

На страницах мировой художественной литературы писатели нередко доказывали, что несчастный человек способен творить настоящее зло. Обратимся к известному роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Важнейшую роль в этом произведении играет Аркадий Свидригайлов – двойник Родиона Раскольникова. В начале романа мы узнаем о внутренней злобе этого человека, который хладнокровно творит жестокость. Он планировал отравить свою жену Марфу и, возможно, даже был причастен к её гибели. Кроме того, он был виновен в смерти нескольких своих крестьян, которых он мучил и избивал. Однако ближе к концу романа мы узнаем, что этот герой был глубоко несчастлив внутри. Рядом с ним не было по-настоящему близких людей, и он даже пытался искупить причинённое людям зло, а потому жертвовал деньги Соне и сиротам. В конце произведения герой кончает жизнь самоубийством, и это ещё раз показывает, насколько он был несчастлив в глубине души. Ф. М. Достоевский подводит нас к выводу, что злоба — это понятие относительное, и чаще всего она возникает внутри того, кто очень несчастлив. 

АРГУМЕНТ 2 И ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обратимся к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель показывает, что зло не может существовать само по себе. Настоящим воплощением добра в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри, которого считают прообразом Христа. Этот герой проповедует добро всему миру и призывает людей быть милосердными по отношению друг к другу. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», — так считает Га-Ноцри, целью которого является сделать мир светлее и счастливее. М. А. Булгаков на примере своего героя доказывает, что злоба и несчастье неразрывно связаны, ведь именно внутренняя горечь, обида и боль вынуждают человека быть жестоким и агрессивным.    Таким образом, каждый из нас должен стремиться быть счастливым, наполнять себя радостью и светом, ведь тогда не захочется причинять остальным людям боль и зло. Лишь тот, кто несчастлив в глубине своей души, опасен для окружающих и распространяет зло вокруг себя.   (370 слов)

АРГУМЕНТ 2 И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратимся к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель показывает, что зло не может существовать само по себе. Настоящим воплощением добра в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри, которого считают прообразом Христа. Этот герой проповедует добро всему миру и призывает людей быть милосердными по отношению друг к другу. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», — так считает Га-Ноцри, целью которого является сделать мир светлее и счастливее. М. А. Булгаков на примере своего героя доказывает, что злоба и несчастье неразрывно связаны, ведь именно внутренняя горечь, обида и боль вынуждают человека быть жестоким и агрессивным. 

Таким образом, каждый из нас должен стремиться быть счастливым, наполнять себя радостью и светом, ведь тогда не захочется причинять остальным людям боль и зло. Лишь тот, кто несчастлив в глубине своей души, опасен для окружающих и распространяет зло вокруг себя.  (370 слов)

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ? Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию. Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение  обязательно  перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок. В заключении можно:   - подвести итог всего рассуждения  - использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения  - дать краткий и точный вывод - ответ на вопрос темы. Объем заключения:   не более 15% от всего сочинения .

КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ?

  • Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.
  • Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение  обязательно  перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.
  • В заключении можно: - подвести итог всего рассуждения - использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения - дать краткий и точный вывод - ответ на вопрос темы.
  • Объем заключения:   не более 15% от всего сочинения .
Заключение Таким образом, каждый из нас должен стремиться быть счастливым, наполнять свою жизнь радостью и светом, ведь тогда не захочется причинять остальным людям боль и зло. Лишь тот, кто несчастлив в глубине своей души, опасен для окружающих и может сеять зло вокруг себя.   (370 слов)

Заключение

Таким образом, каждый из нас должен стремиться быть счастливым, наполнять свою жизнь радостью и светом, ведь тогда не захочется причинять остальным людям боль и зло. Лишь тот, кто несчастлив в глубине своей души, опасен для окружающих и может сеять зло вокруг себя.  (370 слов)

ОБРАЗЕЦ  Можно ли утверждать, что время лечит? Вступление. ТЕЗИС . Можно долго спорить о том, лечит время, или нет. Кто-то скажет, лечит. Кто-то скажет, нет, и все они будут правы. Это зависит от раны. Но кое-что оспаривать мы не можем – время учит. И оно является самым лучшим учителем. Время учит нас терпению и терпимости к тем, кто любит нас и кого любим мы, учит нас беречь их и ценить каждую секунду рядом с ними».

ОБРАЗЕЦ

Можно ли утверждать, что время лечит? Вступление. ТЕЗИС .

  • Можно долго спорить о том, лечит время, или нет. Кто-то скажет, лечит. Кто-то скажет, нет, и все они будут правы. Это зависит от раны. Но кое-что оспаривать мы не можем – время учит. И оно является самым лучшим учителем. Время учит нас терпению и терпимости к тем, кто любит нас и кого любим мы, учит нас беречь их и ценить каждую секунду рядом с ними».
АРГУМЕНТ В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова переживает смерть любимого человека. Она не хочет никого видеть, ни с кем разговаривать, так как считает, что никто не сможет разделить с ней ее горе. Ей не могут помочь ни врачи, ни родные. Выздоровление приносит время. Лишь оно помогло свыкнуться с мыслью о смерти любимого, притупило боль. Вслед за этим к Наташе приходит душевное спокойствие, новая любовь к Пьеру Безухову и счастье. Этот пример ярко иллюстрирует, что время – лучший лекарь для несчастной любви.

АРГУМЕНТ

  • В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова переживает смерть любимого человека. Она не хочет никого видеть, ни с кем разговаривать, так как считает, что никто не сможет разделить с ней ее горе. Ей не могут помочь ни врачи, ни родные. Выздоровление приносит время. Лишь оно помогло свыкнуться с мыслью о смерти любимого, притупило боль. Вслед за этим к Наташе приходит душевное спокойствие, новая любовь к Пьеру Безухову и счастье. Этот пример ярко иллюстрирует, что время – лучший лекарь для несчастной любви.
по рекомендациям экспертов ФИПИ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИИ

по рекомендациям экспертов ФИПИ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАПИСАНИИ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИИ

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ: ЧАСТЬ 1 Отсутствие связок  между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. Пропорциональность частей сочинения.  Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3. Неумение строго следовать теме  сочинения в ходе рассуждения. Неумение композиционно выстраивать  свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.   Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении.  Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения. 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ: ЧАСТЬ 1

  • Отсутствие связок  между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением.
  • Пропорциональность частей сочинения.  Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.
  • Неумение строго следовать теме  сочинения в ходе рассуждения.
  • Неумение композиционно выстраивать  свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.  
  • Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении.  Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения. 
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:ЧАСТЬ 2 Отсутствие во вступлении проблемного вопроса  (это сама тема) и формулировки ключевого  тезиса,  который будете доказывать. Нечеткое формулирование тезисов,  затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения. Слабые аргументы.  Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно  подтверждают тезис. Необоснованные повторы  одних и тех же мыслей. Ошибки в делении текста на абзацы  и даже полное отсутствие абзацев.  Неумение оперировать абстрактными понятиями. Неразличение понятий «пример» и «аргумент»,  неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом. 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ:ЧАСТЬ 2

  • Отсутствие во вступлении проблемного вопроса  (это сама тема) и формулировки ключевого  тезиса,  который будете доказывать.
  • Нечеткое формулирование тезисов,  затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
  • Слабые аргументы.  Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно  подтверждают тезис.
  • Необоснованные повторы  одних и тех же мыслей.
  • Ошибки в делении текста на абзацы  и даже полное отсутствие абзацев. 
  • Неумение оперировать абстрактными понятиями.
  • Неразличение понятий «пример» и «аргумент»,  неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом. 
    План анализа персонажа:  Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.  Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)  Характер персонажа. Его нравственные характеристики.   С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляет в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.   Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.  Мнение автора произведения о герое, его поступках. 

План анализа персонажа: 

  • Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис. 
  • Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист) 
  • Характер персонажа. Его нравственные характеристики. 
  • С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляет в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт. 
  • Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса. 
  • Мнение автора произведения о герое, его поступках. 

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

"Гарри Поттер" Дж. Роулинг "Маленький принц" А.де Сент-Экзюпери "1984" Дж. Оруэлл "Портрет Дориана Грея" О. Уайльд "451 градус по Фаренгейту" Р. Брэдбери "Мартин Иден" Дж. Лондон "Три товарища" Э.М. Ремарк "Ромео и Джульетта" У. Шекспир "Облачный атлас Д. Митчелл Рассказы О.Генри Трилогия желания Т. Драйзер "Большие надежды" Ч. Диккенс "Ярмарка тщеславия" У. Теккерей "Повелитель мух" У. Голдинг "Позитронный человек" А. Азимов "Форрест Гамп" У. Грум "Убить пересмешника" Х. Ли "Цветы для Элжернона" Д. Киз "Колыбель для кошки" К. Воннегут

"Война и мир" Л.Н. Толстой "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А.С. Пушкин "Горе от ума" А.С. Грибоедов "Мцыри", "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов "Шинель", "Мертвые души" Н.В. Гоголь "Отцы и дети" И.С. Тургенев "Премудрый пискарь" М.Е. Салтыков-Щедрин "Обломов" И.А. Гончаров "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский "На дне" М. Горький "Гроза" А.Н. Островский "Судьба человека" М.А. Шолохов "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков "Матренин двор" А.И. Солженицын "Студент", "Ионыч", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Смерть чиновника", "Хамелеон", "Вишневый сад" А.П. Чехов "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов "Уроки французского" В.Г. Распутин "Обелиск" В.В. Быков "Недоросль" Д.И. Фонвизин "Мы" Е.И. Замятин "Чучело " В.К. Железников

Примерный список литературы

Примерный список литературы

  • "Недоросль" Д.И. Фонвизин "Бедная Лиза" Н.М. Карамзин "Горе от ума" А.С. Грибоедов "Капитанская дочка" А.С. Пушкин "Евгений Онегин", Цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" "Маленькие трагедии" А.С. Пушкин "Мцыри" М.Ю. Лермонтов , "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов "Шинель" Н.В. Гоголь , "Мертвые души" Н.В. Гоголь "Гроза" А.Н. Островский "Отцы и дети" И.С. Тургенев "Обломов" И.А. Гончаров "Премудрый пискарь" М.Е. Салтыков-Щедрин "Война и мир" Л.Н. Толстой. "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский "Студент", "Ионыч" , "Человек в футляре" , "Смерть чиновника", "Хамелеон" А.П. Чехов, "Вишневый сад" "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин "Гранатовый браслет" А.И. Куприн "На дне" М. Горький "Судьба человека" М.А. Шолохов "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков "Царь-рыба" В.П. Астафьев "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов "Уроки французского", "Прощание с Матёрой" В.Г. Распутин "Чучело" В.К. Железников "Обелиск" В.В. Быков