СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе. Направление "Искусство и ремесло".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены матералы для подготовки к Итоговому сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе. Направление "Искусство и ремесло".»

НАПРАВЛЕНИЕ «Искусство и ремесло».



Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство. Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.



Эти два понятия могут восприниматься и как противоположные по содержанию, и как близкие. Если создание произведений авторы рассматривают лишь как способ прославиться, добиться материального успеха, то их деятельность – это обычное ремесло, причём низкого качества, утратившее признаки настоящего искусства. А если авторы с годами оттачивают свой талант, доводят его до совершенства, то можно говорить, что своё ремесло, дело, которому они посвятили жизнь, стало истинным искусством.



Список литературных произведений



А.С Пушкин «Моцарт и Сальери»

Л.Н.Толстой «Война и мир»

И.А.Гончаров «Обломов»

Н.В.Гоголь «Портрет»

И.С.Тургенев «Певцы»

А.П.Чехов Скрипка Ротшильда

А.И.Куприн «Гранатовый браслет», «Тапер»

Г.Успенский Выпрямила

А.Грин «Победитель»

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,

«Старый повар», «Скрипучие половицы»

В.Астафьев «Последний поклон» «Далекая и близкая сказка» (из книги «Последний поклон»)
«Постскриптум», «Домский собор» (из сб. «Затеси»)





Как можно раскрыть тему «Искусство и ремесло»

● Искусство, деятели искусства. Их роль в жизни общества. Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника. 
● Талант/бесталанность. Истинный/мнимый талант. 
● Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница между ремеслом и искусством. Ремесленники/художники. 
● Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека. 


Размышления по теме

Искусство - крайне тонкая материя, требующая особого подхода и понимания. Где та грань, где заканчивается ремесло и начинается искусство? Как отличить бездарность от гения? В чем предназначение художника? Какова сила творчества? Все эти вопросы заключает в себе данное направление.

Искусство включает в себя очень много направлений: музыка, литература, танец, скульптура, кинематограф, театр, живопись и пр. Каждый может найти то, что будет близко ему. Через отношение к искусству раскрывается внутренний мир персонажа, будь то созидатель или сторонний наблюдатель.

Что такое ИСКУССТВО

● Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

● Умение, мастерство, знание дела.

● Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Что такое РЕМЕСЛО

Профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом.

Темы сочинений:

  • Что такое настоящее искусство?

  • Как отличить настоящее искусство от ремесла?

  • В чём ценность искусства?

  • Над каким искусством время невластно?

  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?

  • Кого можно назвать ремесленником в искусстве?

  • Что такое талант?

  • Чем отличается истинное искусство от фальшивого?

  • Почему искусство называют вечным?

  • Кого можно назвать истинным творцом?

  • В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?

  • Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть человечества»?

  • Могут ли способности превратиться в талант?

  • Какова роль искусства в развитии человечества?

  • Чем настоящее искусство привлекает человека?



Цитаты и афоризмы:

Кто испытал наслаждение творчества, для того уже все другие наслаждения не существуют. Антон Павлович Чехов

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.

Н.В. Гоголь

Счастье — трата себя на творение своих рук, что будет жить и после твоей смерти. Антуан де Сент Экзюпери

Каждый способен хорошо творить только то, к чему его вдохновляет муза. Платон

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует. И. Гёте

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Бертольд Брехт

Искусство требует знаний. Бертольд Брехт

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь. Борис Леонидович Пастернак

Дело художника — рождать радость. Константин Георгиевич Паустовский

Третья способность души после ума и воли — творчество. Василий Андреевич Жуковский

Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может быть значительным художником. Л. Н. Толстой

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках. И. С. Тургенев

Искусство призвано сохранять человеческое в человеке. Ю.Бондарев.

Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу

П. Чайковский.

Есть ремесло, вознесённое до искусства, и искусство, низведённое

до ремесла. Л. Зорин 



Ю.Визбор «Наполним музыкой сердца»

Наполним музыкой сердца,
Устроим праздники из буден,
Своих мучителей забудем.
Вот сквер - пройдёмся ж до конца.
Найдём любимейшую дверь,
За ней - ряд кресел золочёных,
Куда, с восторгом увлечённых,
Внесём мы тихий груз своих потерь,
Внесём мы тихий груз своих потерь.
Какая музыка была,
Какая музыка звучала,
Она совсем не поучала,
А лишь тихонечко звала.
Звала добро считать добром,
А хлеб считать благодеяньем,
Страданье вылечить страданьем,
А душу греть вином или огнём,
А душу греть вином или огнём.
И светел полуночный зал,
Нас гений издали заметил,
И, разглядев, кивком отметил
И даль иную показал.
Там было очень хорошо,
И всё вселяло там надежды,
Что сменит жизнь свои одежды...

Булат Окуджава «Музыкант»

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать

    Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
    Из какой-то там фантазии, которой он служил.
    А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
    А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.

    Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
    Музыкант, соорудивший из души моей костер.
    А душа, уж это точно, ежели обожжена,
    Справедливей, милосерднее и праведней она.

Ю.Левитанский

Есть в музыке такая неземная, 
как бы не здесь рожденная печаль, 
которую ни скрипка, ни рояль 
до основанья вычерпать не могут. 
И арфы сладкозвучная струна 
или органа трепетные трубы 
для той печали слишком, что ли, грубы 
для той безмерной скорби неземной. 
Но вот они сошлись, соединясь 
в могучее сообщество оркестра, 
и палочка всесильного маэстро, 
как перст судьбы, указывает ввысь. 
Туда, туда, где звездные миры, 
и нету им числа и нет предела. 
О, этот дирижер - он знает дело. 
Он их в такие выси вознесет! 
Туда, туда, все выше, все быстрей, 
где звездная неистовствует фуга... 
Метет метель. Неистовствует вьюга. 
Они уже дрожат. Как их трясет! 
Как в шторм девятибальная волна, 
в беспамятстве их кружит и мотает, 
и капельки всего лишь не хватает, 
чтоб сердце, наконец, разорвалось. 
Но что-то остается там на дне, 
и плещется в таинственном сосуде, 
остаток, тот осадок самой сути, 
ее безмерной скорби неземной. 
И вот тогда, с подоблачных высот, 
той капельки владетель и хранитель, 
нисходит инопланетянин Моцарт 
и нам бокал с улыбкой подает: 
и можно до последнего глотка 
испить ее, всю горечь той печали, 
чтоб чуя уже холод за плечами, 
вдруг удивиться - как она сладка! 

1983 



Примеры из произведений

Г. И. Успенский, рассказ «Выпрямила». Рассказ о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

А.С. Пушкин — трагедия «Моцарт и Сальери». В этой трагедии А.С. Пушкин изображает два типа музыкантов — гениального Моцарта, творящего по вдохновению, и «ремесленника» Сальери, стремящегося «поверить алгеброй гармонию». В то же время Сальери тоскует по прекрасному: «Быть может, посетит меня восторг, И творческая ночь, и вдохновенье; Быть может, новый Гайден сотворит Великое — и наслажуся им...». К этому живому искусству он стремится всей душой, и сбывается мечта его, появляется «новый Гайден» — Моцарт. Его «Реквием», полный трагизма, скорби и вместе с тем небесного света, пробуждает душу Сальери. Он плачет, слушая «Реквием». Тут исчезает суетное, под воздействием прекрасной музыки очищается душа его от зависти. Но, ослепленный недобрым, разрушительным чувством, Сальери совершает свой страшный поступок: Моцарт отравлен. Сальери погубил гения, навсегда отнял у людей великий талант. Особый смысл обретает здесь случайно оброненная реплика Моцарта: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Ему не нужно обосновывать и доказывать эти слова; за него это делает музыка, открывая связь искусства с жизнью, любовью, Богом.

В этой трагедии А.С. Пушкин исследует природу гениальности. Гений, по мысли автора, — это человек, призванный природой творить добро, пробуждать в душах прекрсное.



Л .Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». 

В этом романе Л.Н. Толстой показывает, как музыка воздействует на ум и сердце, как человек раскрывается в музыке. Так, эмоциональная, живущая чувствами Наташа Ростова покоряет всех своей музыкальностью. Она замечательно поет, у нее прекрасный необработанный голос, очаровывающий именно своей чистотой и нетронутостью. Ее пением восхищаются Николай Ростов, Денисов, Андрей Болконский. Наташа с удовольствием слушает пение дядюшки, всей душой отдается русской пляске, обнаруживая неожиданно для всех чувство народного духа, умение понять все то, что было во всяком русском человеке. «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой- француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка», — замечает автор.

Именно Наташа ощущает всю фальшь театрального представления. Первое впечатление Наташи после поднятия занавеса: «...с боков стояли крашеные картоны, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках». Одна из актрис сидела на низкой скамеечке, к которой был «приклеен сзади зелёный картон». Вместе с другими актрисами она пела что-то. Мужчина и женщина «изображали влюблённых». «Во втором акте были картины, изображающие монументы», и «дыра в полотне, изображающая луну».

И. А. Гончаров «Обломов»

Эпизоды «Пение Ольги»

Через весь роман Гончарова лейтмотивом проходит одна музыкальная тема – ария Нормы "Casta diva".

Это одно из любимых произведений не только Обломова, но и самого Гончарова. А герой говорит о нем на страницах романа задолго до знакомства с Ольгой:

"В доме уж засветились огни; на кухне стучат в пять ножей; сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка. Casta diva: Casta diva! - запел Обломов. - Не могу равнодушно вспомнить Casta diva, - сказал он, пропев начало каватины, - как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг: она одна: Тайна тяготит её, она вверяет её луне».

"Засветили лампу, которая, как луна, сквозила в трельяже с плющом. Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на нее как будто флеровое покрывало; лицо было в тени; слышался только мягкий, но сильный голос, с нервной дрожью чувства.

Она пела много арий и романсов, по указанию Штольца; в одних выражалось страдание с неясным предчувствием счастья, в других радость, но в звуках этих уже таился зародыш грусти.

От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаясь от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни:

Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг.

Он не спал всю ночь: грустный, задумчивый, проходил он взад и вперед по комнате; на заре ушел из дома, ходил по Неве, по улицам, бог знает, что чувствуя, о чём думая:"

Следующая, центральная кульминация романа - признание. И вновь Ольга за роялем. Судьбоносные перспективы слышатся Обломову в этой музыке.

"Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая; "Довольно? Нет, вот еще это", - и пела опять.

Щеки и уши рдели у неё от волнения; иногда на свежем лице её вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо.

И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы.

У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.

- Что с вами?- спросила она.- Какое у вас лицо! Отчего? Посмотрите в зеркало, глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!

- Нет, я чувствую: не музыку, :а:любовь!- тихо сказал Обломов".

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Природа творчества, по мнению Булгакова, — это всепоглощающая страсть, служение духовной сверхзадаче. Эта идея раскрывается писателем через образ Мастера. По мысли автора, писательский долг состоит в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восста­новить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с ней считаться. В этом и состоит смысл сокровенной булгаковской фразы: «Рукописи не горят.»

Одна из главных проблем, поставленных М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», — проблема истинного и ложного творчества. Автор представляет нам два типа художников. Первый — литераторы МАССОЛИТа во главе с Берлиозом. Всех их объединяет отсутствие подлинного таланта, подмена литературных интересов интересами сугубо материальными. Они озабочены получением дач, квартир, устройством собственной карьеры. Это искусные ремесленники, безнравственные, циничные, прагматики, служащие не идее, а «социальному заказу», открывающему им путь к материальному достатку.

Мастер — единственный настоящий писатель в этом романе. Он создает гениальный роман о Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа, поднимает в нем вечные проблемы — трусости и душевной стойкости, раскаяния и наказания за грехи. Однако это творение и сам автор оказываются мишенью критиков. И автор, подобно Гоголю, сжигает свой роман. Но «рукописи не горят». Миру Латунских и Берлиозов противо­поставляет М.А. Булгаков мир вечных человеческих ценностей —любви, свободы, творчества, поиска истины.



Тема искусства и мастерства всегда волновала М.А. Булгакова, а в романе «Мастер и Маргарита» – это одна из центральных, ключевых тем. Какими должны быть произведения искусства (любых жанров, в данном случае — литературы)? В чём ценность того или иного творения? Как отличить искусство от обычного ремесла? Над этими вопросами размышляет автор. Попытаемся понять, что именно ценит писатель в творчестве. Каким, по его мнению, должен быть деятель литературы?

В романе показано несколько героев, занимающихся литературной деятельностью. Среди них – литератор, председатель МАССОЛИТа  (вымышленной писателем организации), редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз. Фамилия героя ассоциируется с другой – фамилией известного композитора 19 века – Г. Берлиоза. Однако герой словно противопоставлен своему однофамильцу, так как никакого таланта у него нет. Он занимает высокий пост в литературных кругах, один из героев так и называет его –  «генерал» в мире литературы. Берлиоз, хотя и начитанный человек, часто демонстрирующий свою эрудицию, приводящий в свое речи примеры из истории, далёк от понимания истинности искусства. Можно предположить, каков уровень журнала, редактором которого является герой. Он прекрасно пользуется всеми привилегиями, которые ему положены по должности: имеет элитную дачу в литературном посёлке, обедает в престижном ресторане на Грибоедова. Это типичный бюрократ, не дающей возможности продвинуться в литературе истинному таланту. Не без его поддержки был буквально затравлен критикой Мастер. Не могут принять такие бездарные люди, как Берлиоз, талант другого, желание правдиво высказывать свои мысли, быть честным с читателями. Трагична судьба героя  – он погибает под колёсам трамвая (смерть его была предсказана Воландом, словно это наказание за неверие в Бога и дьявола). Да и ресторан «Грибоедов» сгорает в конце романа, что словно символизирует неприятие халтуры, зависти, отсутствия таланта в литературе. Этим автор выражает своё отношение к людям, для которых писательство стало лишь «ремеслом», способом хорошо устроиться в этой жизни. Часто по руководителю можно судить и о самой организации. Берлиоза окружают подобные же люди.

К сожалению, Берлиоз не одинок в романе. Сколько ещё бездарных людей показал автор! Это и поэт Иван Бездомный, который всё же под воздействием Мастера осознал отсутствие таланта в себе, прекратил писать «стишки» и занялся другим видом деятельности. Он становится профессором истории и философии. Кстати, герой и псевдоним свой сменил на настоящую фамилию – Понырев. Псевдоним Бездомный тоже был данью моде, желанием подчеркнуть свою близость с народом (даже это  было заигрыванием с читателями).

Это и критик Латунский, так резко высказавшийся о романе Мастера, что началась буквально травля автора, приведшая  его  в сумасшедший дом. Его статья «Воинствующий старообрядец» была написана в духе атеизма, в ней осуждались мысли Мастера о Боге. Латунский  живёт в роскошном доме в Москве. Именно её квартиру разгромит Маргарита, превратившись в ведьму.

А «бездарность Сашка» — поэт Александр Рюхин!  Все понимают отсутствие таланта в нём, однако и он хорошо устраивается в литературной среде. Он тоже маскируется под пролетария, хотя ничего общего с рабочим классом не имеет. Бездарный сам, Рюхин позволяет себе критиковать самого Пушкина, считая, что ничего особенного нет в его поэзии и лишь тому случайно повезло. Зависть и злоба, душевная пустота – вот сущность характера этого человека.

Завершает «галерею» заместитель Берлиоза — Желдыбин, который может лишь заниматься организационными вопросами, например, похоронами. О его творчестве вообще ничего не сказано.

И это – «цвет» литературы! О какой свободе творчества, о каком таланте можно говорить, когда «элита» литературной среды так ограниченна и бездарна!

Трудно пробиться настоящему таланту в такой среде. Мастер – это истинный творец, создающий настоящее произведение искусства. Случайно выиграв деньги в лотерею, он бросает прежнюю работу в музее, снимает небольшую квартиру, покупает необходимые книги и пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Это философское произведение, в котором автор размышляет о лжи и правде, об истине, о страхе и трусости, о гибели невиновного человека и муках совести. Кончено, такое произведение члены МАССОЛИТа просто не могли ни понять, ни оценить по достоинству. Писать правдиво, искренне они уже давно разучились, да и не хотят , боясь потерять привилегии, почёт. Новое творение даже пугает их, и они решают «извести» автора критикой, полной злобы и обвинений, доводя героя до сумасшествия. Мастер просто не смог противостоять этой несправедливости. Автор оказался слабее своего героя. Если Иешуа не отрёкся от своих идей, пройдя нечеловеческие муки , то он решил сжечь роман, который принёс ему столько страданий. Но… «рукописи не горят!» Эта фраза, ставшая афоризмом, подчёркивает, что истинное творение всегда найдёт своего читателя, переживёт своё время, будет волновать души и сердца людей. В конце романа Мастер и Маргарита обретают долгожданную свободу.

Таким образом, проблема истинного искусства, несущего правду людям, созданного талантливыми мастерами, и ремесла, противопоставленного искусству своей бездарностью, бесталанностью, желанием угодить толпе и иметь почёт и славу – одна из основных в романе «Мастер и Маргарита». Автор уверен, что человек, посвятивший себя писательскому труду, должен осознавать важность своего дела, ответственность за созданные произведения. Только наличие таланта, высоких нравственных качеств могут позволить создавать высокохудожественные произведения. А если этого нет, то лучше просто не заниматься литературным трудом (как это сделал Иван Бездомный), а в другой области довести ремесло до совершенства, до искусства.

А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»

 А.С.Пушкин в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» выразил своё отвращение от необходимости продавать свои творения. В этом произведении поэт представляет две противоположные точки зрения. Книгопродавец – человек деловой, на всё у него есть своя цена, выраженная в денежном эквиваленте. Ему кажется, что писать «стишки» - это обычная профессия, ничем не отличающаяся от работы любого ремесленника. По мнению книгопродавца, главное тут - подогнать свой товар под вкусы нужных людей, чтобы выгодно сбыть товар. Поэт в начале стихотворения горячо спорит с книгопродавцем, рассказывая ему о вдохновении, о свободе творчества. Но книготорговец парирует: «Наш век – торгаш; в сей век железный без денег и свободы нет». Поэт сдаётся, и на смену возвышенных строк приходит пошлая проза: «Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся».



Н.В.Гоголь «Портрет»

 Проблема настоящего искусства поднимается в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

В этом произведении писатель представил двух художников, один из которых стремится к совершенствованию своего таланта и посвящает этому всю свою жизнь без остатка, а второй растрачивает свой талант в погоне за славой и прибылью. Писатель говорит о двух путях творческой личности: работать ради денег или служить искусству без претензий на признание и богатство. Решая данную проблему, необходимо помнить, что настоящее искусство всегда оставляет след в душах людей и прославляет художника в веках, а отношение к искусству как к ремеслу даёт благополучие только в конечном, материальном мире.

Тема творчества – основная в произведении Н.В. Гоголя «Портрет». Автор выразил в повести своё понимание сути истинного искусства, особенности творческой деятельности. Каким должен быть мастер, как необходимо относиться к своему таланту, какие произведения по-настоящему ценят люди? Именно об этом данная повесть автора.

В центре повествования – судьба  Андрея Петровича Чарткова. В начале повести – это талантливый художник. Хотя и живёт герой бедно, порой не на что даже краски и кисти купить, однако он верен своему делу: много работает, создаёт прекрасные этюды, картины. Он хорошо помнит наставления своего учителя: не растерять талант, данный ему, не поддаться на соблазн стать «модным живописцем», не начать писать дешёвые картинки за деньги.

Далее показано, как Чартков не смог устоять перед желанием стать богатым и известным, золото стало его целью в жизни. Случайно купленный портрет, поразивший его не только мастерством, но и каким-то демоническим взглядом изображённого на нём азиата, оказался с тайником, в котором были спрятаны деньги. На них-то герой и начал новую жизнь: он хорошо одевался, снимал дорогую квартиру. Но главное — Чартков постепенно растерял свой талант, так как, став известным, начал угождать заказчикам, писал портреты по их наставлениям. Так деньги, слава, почёт уничтожили в герое талант.  Автор отмечает, что слава не приносит счастье тому, кто не заслужил её, а украл. А ведь именно это произошло с героем. Появилась зависть к тем, кто пишет талантливо, раздражение. Нежелание работать (его картины дописывали ученики), скука от занятия творчеством – всё это стало привычным в жизни героя.

Трагически закончилась жизнь Чарткова. Скупая картины талантливых художников, уничтожая их,он постепенно сошёл с ума и вскоре умер. Кто виноват в такой судьбе некогда талантливого художника? Портрет? Демонические глаза старика, изображённые на нём? Или всё же искушение славой, богатством?



Краткое содержание. Цитаты.Часть 1.Картинная лавочка на Щукином дворе. Здесь много самых различных картин: пейзажи, портреты, на которых изображены мало похожие на людей персонажи. Зрителей тоже много, в основном – простой народ. Рассматривают картины и с восторгом, и со смехом, а кто-то просто пришёл сюда от нечего делать, посмотреть на народ.

Около лавки остановился художник Чартков.

«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.»

Сначала он смеялся над этими уродливыми картинами, а потом просто недоумевал: народу простому они были понятны и доступны, но кто покупал их, «… где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?»

Авторов этих картинок он считал тупоумными, бездарными, которые «самоуправно» встали в ряды искусства, хотя им «место было среди низких ремёсел».

Хозяин лавки стал предлагать Чарткову картины, тому неудобно было отказать, и он решил поискать что-нибудь.

Вдруг он увидел портрет. Хотя краски уже потускнели, но была видна рука мастера, он увидел «следы работы высокого художника».«Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…».

Чартков купил портрет, отдав за него последние деньги, подумав : «Зачем я его купил? на что он мне?»

Чартков жил бедно, «взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак». Хотя у него был слуга, Никита, который сообщил, что приходил квартальный и что их могут выселить из квартиры, так как барин не платит.

В молодости Чартков был талантлив, подавал большие надежды. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив…. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. … ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза… Оно заманчиво,можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет».Со временем у  героя появилось чувство зависти. «Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красокпроизводил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал».Сам он работал много, забывая обо всём. Но чувствовалась нехватка денег, порой не на что было купить краски и кисти. Он иногда думал, зачем же терпеть, кто купит эти его этюды.  А ведь он «мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами».Чартков вдруг снова увидел глаза на купленном портрете, которые словно смотрели на него. Он был вынужден даже закрыть портрет .Он продолжал думать о своей нелёгкой судьбе, о бедности, о тернистом пути художника. И вдруг ему показалось что старик словно вышел из портрета, стал ходить по комнате. Он стал доставать свёртки, в каждом были деньги, золото. Чартков незаметно взял и спрятал один свёрток. Но старик наконец заметил пропажу, Чартков же всё сильнее сжимал свёрток с деньгами. Оказалось, что это был сон. Он в ужасе проснулся. Потом снова уснул.Проснувшись, Чартков вспомнил сон, подумав, вот если бы у него была хотя бы часть этих денег. В  его воображении «свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь».Пришли хозяин с квартальным, требуя заплатить за квартиру. Хозяин не был согласен, чтобы долг вернул Чартков картинами, как предлагал квартальный, так как картины художника ему не нравились. Вдруг все услышали звон монет, квартальный слишком сильно надавил на картину, в рамке которой был свёрток с деньгами. Чартков пообещал заплатить.

Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице».

Чартков  приоделся, снял богатую квартиру, прокатился в карете .Встретил старого профессора, но сделал вид, что не заметил его. Он хотел показать свой талант всему миру, ему уже слышались слова : «Какой сильный талант у Чарткова!» Он заказал статью в газете, которая появилась под названием «О необыкновенных талантах Чарткова», в ней писалось: «Прославляйте себя и нас. Мы умеем ценить вас».

Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с нимиисчезло отчасти и сходство.»

В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».

Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько».

Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства».

« Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество».

Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной«Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант.

Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович».

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью».

Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству.

Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!»

Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант.

Но он променял его на ремесло, которое приносило легкий и быстрый заработок.. В конце концов герой сошёл с ума и умер, такова расплата за легкомысленноее отношение к великому дару.



А.И. Куприн «Тапер» В рассказе Куприна «Тапер» изложена незамысловатая история о том, как бедный юноша-пианист, зарабатывал на праздниках в богатых домах и на одном новогоднем празднике встретился со знаменитым композитором, проявившим интерес к его игре и обеспечившим юному таланту блестящее будущее. Проблема искусства и ремесла раскрывается в этом произведении в явном несоответствии ремесла тапера манере игры талантливого музыканта. Слово «тапер» в одном из своих значений называет бесчувственно играющего исполнителя, а Юрий Азагаров играл вдохновенно, воодушевлённо и очень артистично. Такая игра не могла оставить равнодушным никого, поэтому знаменитый Рубинштейн обратил на него своё внимание. Это проблема решена в рассказе в пользу истинного искусства: сколь бы ни был мал и скромен человек, его заметят, если он вкладывает душу в своё творчество. Именно такой одухотворённостью отличается искусство от ремесла.

А.П.Чехов «Скрипка Ротшильда» Одним из замечательнейших творений А.П.Чехова является рассказ «Скрипка Ротшильда». Главный герой, гробовщик по имени Яков Матвеевич, потерял жену и сам оказался на грани жизни и смерти. И вдруг он понял бессмысленность своего существования. Ему становится жалко свою умершую супругу и самого себя. В таком состоянии он играет на скрипке, пытаясь выразить в звуках всё наболевшее и прочувствованное. Тут к нему приходит еврей Ротшильд и слышит эту изумительную музыку. Впервые в жизни Яков Матвеевич почувствовал жалость и к этому, презираемому им ранее человеку. Он подарил ему свою скрипку, а вместе с ней и музыку – настоящее произведение искусства, немыслимое без духовной зрелости, без открытия истинного смысл жизни – любви к миру и людям. Скрипка и музыка Якова Бронзы дали Ротшильду известность, признание и новую жизнь, в которой он уже не ремесленник, а истинный проводник настоящего искусства.

К.Паустовский «Старый повар»



Об огромном воздействии удивительной музыки известного композитора XVIII века В.А. Моцарта написан рассказ писателя К.Г. Паустовского  «Старый повар». Талантливое произведение мастера способно совершать чудеса, освещать жизнь радостью.

Рассказ словно делится на две части. В первой читатель видит умирающего старого повара, ослепшего когда-то от жара печей. Его тяготит грех, совершённый когда-то – кража золотого блюда у хозяев (ему нужны были деньги на лечение больной жены). Он просит дочь пригласить первого встречного, чтобы исповедоваться, облегчить свои душевные муки перед смертью, так как не любил  священников. Автор сумел передать душевное состояние старика, боль, которую он столько лет носил в своём сердце.

Незнакомец оказался великим композитором. Это был В.А. Моцарт. Его доброта, сочувствие больному не могут не вызвать уважение. Он успокоил старика, назвав его поступок «подвигом любви», пообещал позаботиться о дочери. А главное – он выполнил последнюю волю умирающего. Он стал играть, и музыка помогла старому повару увидеть самые счастливые дни его жизни: их встречу с женой Мартой, цветение яблонь, голубое небо, летящих с юга птиц. Настоящее искусство способно на многое, даже может воплотить в реальность несбыточную мечту.

Истинное искусство подвластно нравственно богатым людям, добрым, сострадающим. Они могут и сами переживать глубокие чувства, и понимать состояние других, а потом отражать это в своих творениях. Настоящие произведения переживают свою эпоху. И сегодня мы восхищаемся музыкой В.А. Моцарта, полной любви к жизни, оптимизма, веры во всё лучшее. Она помогает многое увидеть, услышать и почувствовать в жизни, как это сделал в последние минуты старый повар из рассказа К.Г. Паустовского.

 

Данный пересказ с цитатами из текста поможет вспомнить содержание произведения, а также обратить внимание на важные мысли автора в нём.

На окраине Вены, в один из зимних вечеров 1786 года, умирал старик- повар графини Тун. Жил он бедно , в ветхой сторожке. Несколько лет назад он ослеп от жара печей, и теперь жил здесь, иногда получая немного денег от управляющего.

Старик жил с дочерью, 18-летней Марией. Единственным их богатством был старый клавесин.

Повар чувствовал, что умирает. Ему хотелось исповедоваться, однако он не любил священников и монахов. Старик попросил дочь пригласить в дом первого встречного, чтобы тот  выслушал его исповедь.

Выйдя на улицу, Мария через некоторое время увидела молодого человека. Тот не отказал в её просьбе. Он сказал старику :«Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».

Старик рассказал, что он всю жизнь работал, времени у него грешить не было. Но всё же однажды он совершил свой грех. Когда заболела его жена и нужны были деньги на лекарства, он украл из дома графини золотое блюдо и продал. Этот поступок тяжестью лежал в его душе, всю жизнь он учил дочь не брать ничего чужого.

Незнакомец спросил старика, пострадал ли кто-нибудь от кражи? Узнав, что нет, он успокоил больного, сказав, что нет греха в его действиях , ведь  он хотел помочь жене. «То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви».

Тогда незнакомец попросил сказать о последней воле умирающего. Тот ответил, что хочет, чтобы позаботились о его дочери. А ещё…он «хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной». Но старик понимал, что это невозможно.

Тогда незнакомец сел за клавесин и заиграл. Послышалась музыка.

Вдруг старик увидел…день, когда встретился с Мартой, услышал её смех. Он увидел синее небо, как распускаются белые цветы яблони, увидел птиц, прилетающих с юга.

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

Играл на клавесине Вольфганг Амадей Моцарт. Мария склонилась перед великим музыкантом.

Старик умер. «Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега».

К. Паустовский Корзина с еловыми шишками

В произведение два главных героя: девчонка Дагни и знаменитый, талантливый композитор Эдвард Григ. Встреча происходит в лесу. Прогуливаясь по осенним тропинкам, музыкант заметил маленькую принцессу, набирающую пахучие, красивые шишки от ели. И между ними произошла беседа.

Ему понравилось общение с девочкой, и он пообещал сделать подарок.

Он обещает исполнить подарок, когда она повзрослеет, спустя десяток лет. Пролетают детские годы, подрастает героиня и неожиданно, приехав в город к родственникам, попадает на концерт. На концерте она в первый раз, все для неё волнительно и ново!

И вдруг она слышит своё имя и понимает, что нежная, классическая музыка - подарок ей.

И в её душе пролетают детские годы. Воспоминания трогают пылкое сердце. Ей хочется отблагодарить композитора. Но, увы, он покинул сей мир, оставив для Дагни этот чудесный подаок..

Рассказ учит наблюдать за красотой природы и делиться своими чувствами друг с другом, дарить прекрасное, делиться душевными силами, быть добрее друг к другу и видеть только хорошие и прекрасные качества, любить жизнь и отдавать себя без остатка людям.


Отрывки из рассказа «Корзина с еловыми шишками»

1.

Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран и дремали у деревянных пристаней, тихонько посапывая паром.
Вскоре пошел снег. Григ видел из своего окна, как он косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.
Невозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык.
Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.

«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

Григ думал так и играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье.
Каждый слушал по-своему.
Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.
Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.
Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.
Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

2.

- Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.
Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.
Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.
Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.
Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она его укоряла, что он не умеет быстро работать.
Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет!
Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.

Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы.
В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, – говорил он. – Ты – блеск зари!»
Музыка стихла. Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
Дагни встала и быстро пошла к выходу из парка. Все оглядывались на нее. Может быть, некоторым из слушателей пришла в голову мысль, что эта девушка и была той Дагни Педерсен, которой Григ посвятил свою бессмертную вещь.

«Он умер! – думала Дагни. – Зачем?» Если бы можно было увидеть его! Если бы он появился здесь! С каким стремительно бьющимся сердцем она побежала бы к нему навстречу, обняла бы за шею, прижалась мокрой от слез щекой к его щеке и сказала бы только одно слово: «Спасибо!» – «За что?» – спросил бы он. «Я не знаю… – ответила бы Дагни. – За то, что вы не забыли меня. За вашу щедрость. За то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек».
Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.
Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.
Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.
– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.
И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.
Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!