IV. Первичное закрепление изученного Цель. Повторить и закрепить знания об имени числительном Физкультминутка | Рассказывает о цифрах, числительных. Дает задания. Следит за правильностью выполнения заданий. | Слушают учителя, выполняют задания. | Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», сколько продукции сделал за день один рабочий и сколько в течение года новых библиотек, театров, школ открылось в стране. Она «знает», сколько ребят учится в школах. Цифра как беспристрастный свидетель рассказывает о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. По частоте употребления в речи числительное занимает 8-е место. Чаще всего употребляются числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. От них образовано много слов других частей речи. Сегодня урок будет посвящен числительным. Числительные встречаются нам всюду. Например, во многих художественных произведениях мы встречаем число, а значит числительное. Задание1. Послушайте отрывки из произведений и найдите там числительные По тропинке вдоль кустов Шло одиннадцать хвостов. Сосчитать я также смог, Что шагало тридцать ног. Это вместе шли куда-то Петухи и поросята. И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей?.. Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из волн выходят ясных, И с ними дядька их морской Слово учителя. Итак, скажите же мне, что за часть речи такая – имя числительное. (имя числительное – самостоятельная часть речи, обозначающее число, количество предметов и порядок предметов при счете, отвечает на вопросы сколько, какой по счету?) Слово учителя Счёт возник ещё в глубокой древности. Большую роль играют числа первого десятка: из них возникло многообразие числительных. Название «числительное» произошло от слова «число». История числа уходит в глубокую древность. Послушаем сообщение об истории числительных (доклад ученика Приложение2) Слово учителя Для начала поработаем с теорией. Давайте вспомним все то, что мы узнали в этом году о числительном. Вопросы: -
Назовите виды числительных по структуре -
Назовите лексико-грамматические разряды числительных -
Перечислите виды количественных числительных Задание2 Распределительный диктант Распределите числительные на две колонки: количественные, порядковые Девяност.. первый, сто п..тнадцать, ч..тыре, пят..ро, одна ш..стая, семьд..сят в..сьмой, две д..вятых, ш..стнадцатый, тысяча восем..сот двадцать пятый. Вопрос: -
Какими членами предложения могут быть числительные? Задание3. Синтаксическая разминка Подчеркните числительные как члены предложения -
Семь и семь – четырнадцать. -
Семеро ребят отправились в поход. -
Первый луч солнца разбудил девочку. -
Солнце всходит на Венере всего два раза в году. -
Прибавьте к десяти шесть. Слово учителя Мы должны с вами помнить, что не все слова, где есть значения числа, является числительными. Задание 4 Проверим, насколько хорошо вы можете отличать имена числительные от других частей речи. Отметьте, есть ли в предложениях числительные -
Не успели волны закрыть мальчика, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. (Да.) -
Мимо бревно суковатое плыло; Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток скопилось на нем. (Нет.) -
Пришел он к разведчикам и в этот день, и на другой, и потом каждый день. (Нет.) -
Вокруг меня толпилось трое детей. (Да.) -
Все пятерки в дневнике у Светловой Нади. (Нет.) -
Лес, Ваня, семьсот семьдесят семь лесных мастеров знает. (Да.) -
Наш дом восьмиэтажный. (Нет.) Задание 5 Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Все числительные запишите словами. 2. Укажите разряд, вид числительных. 3. Найдите и подчеркните прилагательное в превосходной составной степени. -
0,001 секунды длит(?)ся вспышка молнии. -
За 0,1 секунды космический к_рабль прол_тает 1 км. -
За последн_е 400 лет в мире уничтожено более 150 видов зверей и птиц. -
В Япони_ сооружена самая дли_ая в мире скамейка. Ее дли_а – 400 метров, одновреме_о на ней могут сидеть 1000 человек. -
Во Вселенной насчитывает(?)ся 1 000 000 галактик. Музыкальная пауза. Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши). Качаем головой (наклоны головы вправо, влево). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны). И побежим кругом (бег на месте). | Научиться на слух находить числительные в тексте. Знать историю возникновения счета. Знать разряды числительных и их синтаксическую роль. |
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения учащихся в написании ь в числительных | Задает задание, контролирует процесс выполнения, помогает с проверкой. | Самостоятельно выполняют задания, проверяют по эталону | Слово учителя. Одним из самых сложных в этой теме является написание Ь знака в числительном (слайд) Задание 6. Объяснительный диктант (слайд10) Вставьте, где нужно ь знак (самостоятельно, с последующей проверкой) За лето прочитал пятнадцать книг. В школе пятьсот учеников. Напечатано восемьсот экземпляров книг. В продаже есть семнадцать видов обоев. Объем бака – шестьдесят литров. Выполнено двадцать заданий. Вспахали девятнадцать гектаров земли. Заработано девятьсот рублей. Построено пятьдесят километров дороги. В здании восемнадцать этажей Задание7. Просклоняйте числительное семьдесят, две седьмых, оба и обе (самостоятельно с последующей самопроверкой(слайд11-17) | Уметь определять наличие или отсутствие Ь в числительных. Уметь склонять числительные |