Человек путешествующий: дорога в жизни человека
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (сначала вспоминаем главные слова из комментариев ФИПИ, они будут у вас в тезисе)
- Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге : реальной, воображаемой, книжной. Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства . Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении . Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека .
Как найти смысл на жизненном пути?
- Ключевые слова
- СМЫСЛ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
- «Что является целью жизни?»
- «Зачем ( для чего, ради кого ) жить?».
- «В чём состоят жизненные ценности ?»
- Далее размышления на сформулированные вопросы, то есть ваши мысли насчёт того, что является смыслом жизни, какими ценностями это определяется. Это примерные мысли, можно порассуждать и о семье, и о власти, и о материальных ценностях и т.п.
Смысла нет
- Люди, которые задумываются, есть ли смысл жизни, приходят к разным выводам. Часть из них полностью убеждена, что его не существует. И такие выводы имеют свои основания.
- Любой из смыслов жизни (семья, дети, развитие, карьера, путешествия и т. д.) можно считать самоубеждением . Посредством этого люди пытаются избегать мыслей о бессмысленности существования, ведь рано или поздно человек умирает, а в рамках бескрайней вселенной его жизнь не имеет никакого значения. С этим трудно согласиться.
Путешествия
- Также существуют люди, которые искренне верят, что познать истинную суть жизни можно лишь в путешествиях. Посещая разные страны, любуясь красотой и разнообразием природы, они ощущают гармонию и единение с окружающим миром .
- Вопреки распространенному мнению, что для путешествий нужно иметь много денег, многие люди доказывают обратное. Страсть к новым местам и ощущениям способна отодвинуть финансовые вопросы на второй план. Ведь ощущать себя счастливым, наполненным идеями, маленькой частичкой огромного удивительного мира можно даже лежа в палатке или под открытым небом.
- Для такого активного образа жизни нужен определенный набор качеств, таких как: активность, авантюризм, стремление узнавать новое, вера в себя и др. Но чтобы быть уверенным, что истинное предназначение жизни в путешествиях, нужно четко знать ответ на вопрос: «Не скрываюсь ли я в постоянных поездках от самого себя, боясь остаться наедине с собой?».
Самосовершенствование, развитие
- Смысл человеческой жизни для еще одной категории людей заключается в постоянном личностном и духовном развитии. Преодоление своих слабостей, достижение целей , стремление стать лучше отлично мотивирует на дальнейшие действия, новые привычки и победы.
- В отличие от физических вещей и явлений, вложение в духовное развитие самого себя — самое выгодное решение. Бизнес, построенный своими руками, может прогореть, попасть в не самые хорошие руки и т. д. Физическое развитие своего тела — эстетически красивый и ценный вклад в свое здоровье. Но оно стареет, меняется, да и умирает рано или поздно. К тому же у человека, несчастного в душе, не возникнет желания заботиться о теле. А вот гармонично развитая личность будет заботиться о равновесии во всех сферах своей жизни.
- Хорошо помогает направить мысль какая-то умная цитата, мысль кого-то из великих. Напишите себе в тетрадь их побольше по направлениям. Можно передать своими словами эту мысль, не исказив её. Далее пример.
«Жизнь – это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным – значит убить себя».
(Немецкий драматург 19 века Фридрих Геббель)
- Можно написать: «Как считал один из известных западных писателей, жизнь – это бесконечное самосовершенствование, считать же себя совершенным равно смерти». Видите, мысль та же, но слова другие, главное, смысл не изменился.
- Эта информация к тому, что у вас не будет на сочинении ничего, писать придётся по памяти.
Эрих Фромм – социолог, философ и психолог 20 века. Можно сказать, что несчастная судьба – это следствие и неправильно сделанного выбора.
- Над предыдущей мыслью тоже стоит задуматься: заниматься только своим талантом, может, тоже ограничение, «футляр»?
- Это вариант вступления. Можно начать сочинение с вопросов, с серии вопросов на какую-то тему. Но не переборщите с их количеством. (Но это только для сочинения по литературе! В задании 27 ЕГЭ по рус. яз. только один вопрос!)
- Данное вступление содержит и тезис, можно чуть добавить.
- В картинке со словами Аристотеля пунктуационная ошибка: точка ставится после кавычек!
- Но мысль очень глубокая, её можно запомнить.
- Всё, что было выше, примеры, варианты того, как и о чём можно рассуждать. Выбирайте, отсекайте ненужное вам, придумывайте своё, главное – ПИШИТЕ.
- Далее продолжаем рассуждать о ключевых словах темы.
Жизненный путь
- Это дорога, по которой мы передвигаемся во времени в поисках смысла жизни, своего предназначения.
- Что такое жизненный путь человека - это его собственный выбор или судьба?
Что такое жизненный путь
В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь – это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь – это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную - рождение, и конечную - смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти. Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.
- Всё , что было выше, укладываете во вступление. Вступление – 70-80 слов , это примерно, не более 100. Если 100, придётся основную часть увеличить, иначе будет диспропорция композиционных частей (см. ниже, в конце презентации).
- Дальше переходим к аргументам.
- Не забываем, что первое предложение абзаца – это заглавное предложение , содержащее ключевые слова и какую-то контрольную мысль, потом её раскрываете.
- Не надо писать: «Приведу в пример героя…» Запомните, герой – руки, ноги, голова… Нам нужны его мысли, отношение к чему-то, его идеалы, понимание какой-то проблемы. Не забывайте важную роль свободы.
Заглавное предложение (пример)
- Сложный путь к пониманию того, зачем он живёт, прошёл герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» Дмитрий Дмитриевич Гуров.
( Ключевые слова + контрольная мысль)
- Все литературные аргументы засчитываются, если содержат ссылки на текст произведения. Подробно пересказывать не надо! Рассказывайте, комментируя поступки героя, его мысли, выбор и т.п.
- Далее выдержки из сочинений учеников разных лет и уровня подготовки. Это примеры начала рассуждений о героях. Можно, несомненно, чем-то воспользоваться. Но!! мне (и вам, конечно) важнее ваши мысли.
Беликов
Главное опасение Беликова — это «как бы чего не вышло» . Любое отступление от принятых правил приводит его в уныние и беспокойство. Его страх имеет не только экзистенциальный, но и социальный характер — он боится, как бы не дошло до начальства. Несмотря на свою незаметность и серость, Беликов, по словам Буркина, «держал в руках» не только гимназию, но и весь город, где под его влиянием «стали бояться всего» . Метафора футляра, обрастая все новыми подробностями беликовского страха жизни, развертывается на протяжении всего повествования.
Николай Иванович Чимша-Гималайский
Рассказ Чехова «Крыжовник» показывает на примере Николая Ивановича, как нельзя жить. Главный герой всю свою молодость, да и не только, потерял из-за трудно достижимой мечты иметь свою усадьбу и стать помещиком, и главное у него должен расти крыжовник. Автор не зря выбрал такую кислую ягоду. Таким было и счастье Николая Ивановича.
Фамилия склоняется: Чимши-Гималайского, Чимшу-Гималайского…
Ионыч
Жизнь Старцева складывается хоть и благополучно, но все больше по инерции. Обмякнув и духовно ожирев, он становится таким же обывателем – пустым и пошлым. Для жителей города (презираемых и мелких) «надутый поляк» становится своим – поверхностным, понятным толстяком-брюзгой «Ионычем». Отчество главного героя становится его характеристикой: человек, теряя волю и желание бороться, смиряется с обстоятельствами и обыденностью мещанства.
Дмитрий Гуров («Дама с собачкой»)
Подчёркнуто игривое название входит в контраст с подлинной сущностью рассказа, ведь «Дама с собачкой» — это рассказ о смысле жизни.
Это как болезнь-гипноз, болезнь-бред, хроническая, длинная – та жизнь, что вели они до встречи, сами того не замечая, так как не знали, как живут и что ощущают здоровые люди. Гуров сначала рассматривает этот роман как еще один в бесконечной очереди романов. Он разрешает себе спокойно есть арбуз в номере, когда женщина плачет. Его воспоминания осенью об Анне Сергеевне чем-то похожи на первые попытки больного встать на ноги, а поездка в город, где она живет, - на первый твердый шаг. Первый шаг к настоящей жизни, к настоящему себе. Чехов сравнивает героев с двумя птицами, которые закрыты в клетках и рвутся навстречу друг другу. Они снова молодые, моложе, наверное, чем в года напрасно прожитой, забытой юности, несмотря на седину в волосах, печальный опыт прошлого.
«Господин из Сан-Франциско»
… Этот пароход идет по бушующим волнам океана, но люди не страшатся его. Миллионеры не боятся океана, они не страшатся того, что с ними что-то может случиться. Они, наверное, этого даже не понимают, считая, что деньги, которые они заплатили за это путешествие, могут сделать все невозможное. Обладая золотом и большим количеством денег, богатые люди стали считать себя хозяевами самой природы. Они думают, что если они заплатили, то корабль и капитан просто обязаны доставить их до конечного места их путешествия. Писатель указывает читателю на то, что все эти люди живут в иллюзии богатства и ни о чем не думают. И поэтому даже название пароходного судна — это символ исчезновения мира богатых, ведь такой мир без смысла и цели просто не может существовать. Источник: https://sochinyalka.ru/2016/11/problema-smysla-zhizni-gospodin-iz-san-francisko-bunin.html
- Для классов 11 Б и В. Почитайте по ссылке информацию, если хотите. Другим классам писать пока только по Чехову.
Композиционные части
(350 – 450 слов):
Вступление + тезис (60 – 80слов)
Аргументация (234 – 240 – 300 слов)
Заключение (60 - 80 слов)
- Помните, что заключение равно по объёму с вступлением. Оставьте какую-то важную мысль на финал работы. Например, мысль Толстого. Не просто её напишите, а раскройте, связав обязательно с темой, вашим тезисом, то есть «закольцуйте» своё рассуждение. И тем, кто помнит об интриге (второй, первая перед первым абзацем) и понимает, что это такое, можно интересным вопросом завершить работу, направив читателя в будущее.