СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию подробного изложения по тексту Г.А. Скребицкого "Случай в лесу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Повторить основные изученные речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, заголовок, стиль, абзац); познакомить с алгоритмом написания подробного изложения.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию подробного изложения по тексту Г.А. Скребицкого "Случай в лесу"»

23.09. ур16. Тема: Подготовка к написанию подробного изложения по тексту Г.А. Скребицкого

Цели урока: повторить основные изученные речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, заголовок, стиль, абзац; познакомить с алгоритмом написания подробного изложения.

Ход урока

Оргмомент. Тема, цели уррока

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем работать с текстом, в котором действие происходит именно в лесу. Рассказ, который вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий. Всё, о чём писатель рассказывает, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными. Г.А. Скребицкий написал много книг.

Сегодня у нас урок творчества. Вы попробуете свои силы в создании текста. Мы будем писать изложение. Такую работу вы выполняли еще в начальных классах.

А помните ли вы, что такое изложение? Как можно по-другому назвать этот вид деятельности? (Пересказ, передача содержания текста)

Сегодня мы будем работать над подробным изложением.

С подробным изложением вы знакомились еще в младшей школе. Есть еще и краткое (сжатое изложение) изложение. Как вы думаете, что такое краткое изложение и чем оно отличается от подробного? Так что же значит написать подробное изложение? (Пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором).

3. Выбор способа и средств реализации цели урока. Составление алгоритма.

Чтение текста. Как бы поступил каждый из вас на месте охотника? 

- Как вы оцениваете поступок охотника? Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту…

- Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»

- Что каждый из вас извлёк из рассказа? 

Выбор способа и средств реализации цели урока. План содержания. Беседа по вопросам.

- Зайчики действительно такие трусливые?

- Какую проблему рассматривает его автор?

- Прослушайте текст.

Чтение текста учителем

- Кто автор данного текста?

- Читали ли вы его книги?

- Кто автор данного текста?

- Давайте познакомимся с его биографией.

- Как бы поступил каждый из вас на месте охотника?  - Как вы оцениваете поступок охотника? Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту…

- Что каждый из вас взял для себя из рассказа? 

- Можно ли услышанное назвать текстом? Что вам известно о тексте? Аргументируйте свой ответ. (Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически)

- О чём текст? Какова тема текста? (О зайце)

- Каким предстаёт заяц?

- Какова основная мысль текста?

- В каком предложении заключена основная мысль текста? («Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит»)

- В учебнике дано задание: какое из названий ярче отражает содержание текста: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился» или «Хитрый заяц»? Обоснуйте свой ответ. (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.)

4. Беседа по вопросам. Составление плана текста. Анализ языковых средств.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.

- На сколько частей поделён текст?

Чтение первой части

(«Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду»)

- Куда отправился рассказчик? За кем? - «Раз со мною на охоте произошёл такой случай» Как можно сказать иначе? (Как-то, однажды)

- Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста)

- «Отправился я на охоту за зайцами» Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему? (Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем) - «Я стал на дорожке и жду» Жду – в конце предложения. Почему? (Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше)

- Как вы думаете, чего он ждал?

- Назовите опорные слова.

Чтение второй части

(«Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?»)

- «Подождал, подождал…» О чём говорит повтор слова? (О длительности ожидания охотника)

- Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)

- Где? (По лесной вырубке)

- Что такое вырубка? (Место в лесу, где вырублен, повален лес.)

- А что делает заяц? (Не выбегает).

- Найдите предложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Это вопросительные предложения: Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?) Обратите внимание на постановку знаков препинания.
Чтение третьей части

(«Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!»)

- Куда вышел рассказчик? (На середину поляны).

- Какие слова передают состояние охотника? («глянул» - «замер»)

- Как вы понимаете слово замер?

- Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два»

- Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? (Увидел зайца)

- Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает», «спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)

- Какие слова, близкие по смыслу можно подобрать к слову притаился? (притих, спрятался)

- Объясните значение слова впились. (Впиться. Крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь начать смотреть на кого-н.)

- Что же увидел автор в глазах зайца?

(Мольбу, просьбу. Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу)

- Как автор относится к зайцу? Какие слова помогают понять его отношения к зайцу? (Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глазёнки)

- О чём просили глазёнки зайца? (Глазёнки его так и просят: «Не выдавай меня!»)

- Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания.

Чтение четвёртой части

(«Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит»)

- Какое чувство испытал рассказчик? (Чувство стыда)

- Какие слова помогают понять его отношения к зайцу? (Используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: зверька)

- Что сделал рассказчик? (Опустил ружьё и отозвал собак)

- Кто такие гончие? (Порода охотничьих собак)

- Как продолжилась охота? (Пошли искать других зайцев)

- Какую оценку дал рассказчик зайцу? (Заяц сдал экзамен на хитрость)

- Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? («зверька»)

Пересказ каждого абзаца отдельно и всего текста. Учитель обращает внимание на слова, написанные на доске.

5. Рефлексия. Анализ деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и его результатов. Самооценка работы на уроке.

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Достигли ли мы её?

- Что нового вы узнали на уроке??

Учитель предлагает обучающимся составить алгоритм подготовки к написанию подробного изложения.

Урок мне понравился…Я доволен своей работой на уроке…Я себе за урок ставлю оценку…