СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практика в определении темы и проблемы текста, правильно аргументировать своё мнение.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту»

Подготовка к написанию сочинения по  прочитанному тексту.    Учитель русского языка  МБОУ «Лицей 21»,  г. Дзержинска  Обидина Е.В.

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. Учитель русского языка МБОУ «Лицей 21», г. Дзержинска Обидина Е.В.

          ЦЕЛЬ:   подготовка к написанию сочинения по  прочитанному тексту.   ЗАДАЧИ:  - практиковаться в определении темы и проблемы текста;  - формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию;  -учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

ЦЕЛЬ: подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. ЗАДАЧИ: - практиковаться в определении темы и проблемы текста; - формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию; -учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.

         Алгоритм выполнения    работы  1. Определяем тему и называем проблему  исходного текста.   2. Комментируем сформулированную проблему.   3.Определяем позицию автора исходного текста.    4.Высказываем собственное мнение и  аргументируем его.   5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

Алгоритм выполнения работы 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. 2. Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

                     1. Определяем тему и называем проблему  исходного текста.  ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.  ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования , который рассматривает автор в этом тексте.  НАПРИМЕР:  Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны.    СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ    Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п.  : - Почему люди стали меньше читать? : Проблема (кого? чего?) войны, эконо-  -Что формирует личность человека: при- мики, роли искусства в жизни чело-  родные данные, окружение или самовоспи- века, современного образования,  тание?    отношения к труду, опасности компью-  -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в  -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п.  -Когда традиции являются злом?        !  ПРОБЛЕМА (какая?)      Сложная, трудная, важная, серьёзная,  глубокая, основная, главная, актуальная,     злободневная, острая, и т.д.     Н Н Вспомним теорию…

1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования , который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : - Почему люди стали меньше читать? : Проблема (кого? чего?) войны, эконо- -Что формирует личность человека: при- мики, роли искусства в жизни чело- родные данные, окружение или самовоспи- века, современного образования, тание? отношения к труду, опасности компью- -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п. -Когда традиции являются злом? ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д.

Н

Н

Вспомним теорию…

                           Можно использовать следующие  речевые обороты:    «В своей статье ( рассказе, тексте ) автор ( назвать фамилию ) касается вопроса, рассматривает ( поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на ) проблему ( говорит о проблеме ), ( в центре внимания, поле зрения автора проблем а…)».   «Статья посвящена рассмотрению ( решению ) вопроса...».   Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье ( произведении ) автор…»   «Прочитав текст ( назвать фамилию ) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда».   «Проблема, которую хотел показать нам ( назвать фамилию ) ,  такова: … ».

Можно использовать следующие речевые обороты: «В своей статье ( рассказе, тексте ) автор ( назвать фамилию ) касается вопроса, рассматривает ( поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на ) проблему ( говорит о проблеме ), ( в центре внимания, поле зрения автора проблем а…)». «Статья посвящена рассмотрению ( решению ) вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье ( произведении ) автор…» «Прочитав текст ( назвать фамилию ) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда». «Проблема, которую хотел показать нам ( назвать фамилию ) , такова: … ».

2. Комментируем сформулированную проблему. Комментирование – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо. Сделать это можно, ответив на след. вопросы: - Как проявляется проблема в жизни? Когда она возникла? С чем связано её возникновение? - Актуальна ли эта проблема в наши дни? - Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной группе? - Что побудило автора рассмотреть эту проблему? К какой категории относится эта проблема ( нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и т.п. )? Какова степень ее актуальности? ( актуальная, второстепенная, животрепещущая, насущная, давно назревшая, вечная и т. п. ) Что дает основание утверждать о ее злободневности? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?

Комментарий – это «переходный мостик»

от

формулировки

проблемы

Вспомним теорию…

к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

 Можно использовать следующие  речевые обороты: Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…  : Н «Давайте вчитаемся в строки …»  «Над этим размышляет ( назвать фамилию )»…  «Надо сказать, что затронутая автором проблема (является важной,  злободневной, актуальной на сегодняшний день, принадлежит к  разряду давно назревших ит.п.)». «С подобной проблемой сталкиваются…» «История этого вопроса (имеет многовековые корни, уходит глубоко в  историю ит.п.)». «Эту проблему рассматривали(пытались решить) (и другие авторы,  великие учёные прошлого и современности, люди во все времена  ит.п.)». «По этому вопросу есть (существует) и иная точка зрения, не  совпадающая с авторской…».

Можно использовать следующие речевые обороты:

Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает,

высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…

:

Н

«Давайте вчитаемся в строки …»

«Над этим размышляет ( назвать фамилию )»…

«Надо сказать, что затронутая автором проблема (является важной,

злободневной, актуальной на сегодняшний день, принадлежит к

разряду давно назревших ит.п.)».

«С подобной проблемой сталкиваются…»

«История этого вопроса (имеет многовековые корни, уходит глубоко в

историю ит.п.)».

«Эту проблему рассматривали(пытались решить) (и другие авторы,

великие учёные прошлого и современности, люди во все времена

ит.п.)».

«По этому вопросу есть (существует) и иная точка зрения, не

совпадающая с авторской…».

                3.Определяем позицию автора исходного текста.   Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это:   ответ автора на этот вопрос;   авторская оценка проблемы;   путь решения проблемы.                       Формулировка авторской позиции - это ответы на вопросы:  - Что хотел сказать автор?  - Какова была цель его высказывания?  - Ради чего он это всё написал?  - Как он сам относится к поставленной проблеме?  - Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?  - Чему учит текст?..  Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки  героев? ! Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые    выражают авторское отношение     (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие,  восхищение), дают отрицательную или  положительную оценку описываемым фактам.   Вспомним теорию… Вспомним теорию…

3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы.

Формулировка авторской позиции - это ответы на вопросы: - Что хотел сказать автор? - Какова была цель его высказывания? - Ради чего он это всё написал? - Как он сам относится к поставленной проблеме? - Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? - Чему учит текст?..

  • Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки

героев?

! Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие,

  • восхищение), дают отрицательную или
  • положительную оценку описываемым фактам.

Вспомним теорию…

Вспомним теорию…

 Можно использовать следующие  речевые обороты: «Автор относится к поднятой проблеме (положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, скептически, иронически ,с юмором и т.п.)».   ИЛИ:  «Автор ( назвать фамилию ) оценивает (кого/что?), иронизирует над (кем / чем?),  осуждает (кого / что?), разделяет мнение …,возражает (кому / в связи с чем?),  опровергает (что?), критикует, обвиняет, разоблачает (кого?), отстаивает (что?),  доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к…. ,открыто заявляет о своей гражданской позиции… и т.п.». И ЕЩЁ: «Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать)». «Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…». «Автор считает, что…». «Автор глубоко убежден в том, что…». «С автором трудно спорить относительного …». «Позиция автора сформулирована весьма чётко: …». «Позиция автора такова: …». «Автор выступает против того, чтобы …».

Можно использовать следующие речевые обороты:

«Автор относится к поднятой проблеме (положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, скептически, иронически ,с юмором и т.п.)».

ИЛИ:

«Автор ( назвать фамилию ) оценивает (кого/что?), иронизирует над (кем / чем?), осуждает (кого / что?), разделяет мнение …,возражает (кому / в связи с чем?), опровергает (что?), критикует, обвиняет, разоблачает (кого?), отстаивает (что?), доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к…. ,открыто заявляет о своей гражданской позиции… и т.п.».

И ЕЩЁ:

«Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать)».

«Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…».

«Автор считает, что…».

«Автор глубоко убежден в том, что…».

«С автором трудно спорить относительного …».

«Позиция автора сформулирована весьма чётко: …».

«Позиция автора такова: …».

«Автор выступает против того, чтобы …».

4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. ВАШЕ мнение – маленький текст-рассуждение внутри всего сочинения , который строится по схеме: - тезис (положение, которое надо доказать); -аргументация (доказательства, доводы); -вывод (общий итог).

! От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…».

Н

: Тезис. « Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира». Почему?

Аргумент (потому что): «Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Если же он, наделенный от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен

жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Возьмём в качестве примера двух героинь романа Л.Н. Толстого Наташу Ростову и Элен Курагину…».

! Используем:

Примеры из худ-ой, истор-ой, научно-популярной лит-ры, худ. фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач. пословицы, поговорки, афоризмы (нужно обязательно пояснить их смысл, связать с тезисом), реальные факты из жизни.

Вспомним теорию…

 Можно использовать следующие  речевые обороты: - С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…  - Нельзя не согласиться с мнением автора…  - Я разделяю позицию автора…     - Я ( не ) разделяю точку зрения автора… - Позиция автора близка ( понятна ) мне, но…  В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось  бы поспорить…  Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд ( собственные  аргументы ). Я разделяю негодование ( неприятие, восторг ) автора и думаю… ДЛЯ ВВОДА СВОЕГО ПРИМЕРА МОЖНО ИСП-ТЬ:  Приведем пример…  Сравним…  Сопоставим…  Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…  Никто не будет отрицать, что…  Никто из нас не будет возражать против того…  Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…  Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…   ЕЩЁ: Во-первых,… Во-вторых,… Наконец,… Это подтверждается также… К этому можно добавить…

Можно использовать следующие речевые обороты:

- С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться… - Нельзя не согласиться с мнением автора… - Я разделяю позицию автора…

- Я ( не ) разделяю точку зрения автора…

- Позиция автора близка ( понятна ) мне, но…

  • В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось

бы поспорить…

  • Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд ( собственные

аргументы ).

  • Я разделяю негодование ( неприятие, восторг ) автора и думаю…

ДЛЯ ВВОДА СВОЕГО ПРИМЕРА МОЖНО ИСП-ТЬ: Приведем пример… Сравним… Сопоставим… Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда… Никто не будет отрицать, что… Никто из нас не будет возражать против того… Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,… Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

ЕЩЁ:

Во-первых,…

Во-вторых,…

Наконец,…

Это подтверждается также…

К этому можно добавить…

    5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.         «Конец – делу венец» – вот девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением. Концовка призвана подвести итог, сделать сочинение цельным, законченным. В заключительной части можно: подчеркнуть солидарность с автором,  передать общее впечатление о прочитанном тексте, сказать, какой урок или вывод для себя сделан. Можно призвать к совместному действию.  :«Так давайте же сохраним природу родного края». Украшает концовку и уместно приведенная цитата, афоризм, пословица.    : «Итак, как говорил древний философ     Сократ: «Мудрость, знание – высшая  добродетель». Н Вспомним теорию… Н

5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.

«Конец – делу венец» – вот девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением. Концовка призвана подвести итог, сделать сочинение цельным, законченным.

В заключительной части можно:

  • подчеркнуть солидарность с автором,
  • передать общее впечатление о прочитанном тексте,
  • сказать, какой урок или вывод для себя сделан.

Можно призвать к совместному действию.

:«Так давайте же сохраним природу родного края».

Украшает концовку и уместно приведенная цитата, афоризм, пословица.

: «Итак, как говорил древний философ Сократ: «Мудрость, знание – высшая

добродетель».

Н

Вспомним теорию…

Н

 Можно использовать следующие  речевые обороты:  В заключен ие хочу подчеркнуть…  В заключен ие хотелось бы отметить…  В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на…  Обобщая сказанное, можно сделать вывод…  Итак,…  Следовательно,…  Таким образом,… Так давайте же…  Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…  Когда я прочитал этот текст, то подумал (задумался) о том,  что….

Можно использовать следующие речевые обороты:

В заключен ие хочу подчеркнуть… В заключен ие хотелось бы отметить… В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Итак,… Следовательно,… Таким образом,…

Так давайте же…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…

Когда я прочитал этот текст, то подумал (задумался) о том,

что….

   ! Когда работа будет готова, проверьте,  обратите внимание :    - на абзацы и «переходные»предложения;  - нет ли фактических ошибок  :«В рассказе Толстого «Евгений Онегин…»;  - нет ли этических ошибок (некорректное, грубое  обращение, речевая агрессия)  :«Все это ерунда, чушь собачья. Обломов просто лентяй»;  - нет ли речевых шибок  :«Они потеряли двух единственных сыновей»;  - на точность выражения ваших мыслей, уместное  использование средств выразительности.     Н Н Н

! Когда работа будет готова, проверьте, обратите внимание : - на абзацы и «переходные»предложения; - нет ли фактических ошибок :«В рассказе Толстого «Евгений Онегин…»; - нет ли этических ошибок (некорректное, грубое обращение, речевая агрессия) :«Все это ерунда, чушь собачья. Обломов просто лентяй»; - нет ли речевых шибок :«Они потеряли двух единственных сыновей»; - на точность выражения ваших мыслей, уместное использование средств выразительности.

Н

Н

Н

    ИСТОЧНИКИ:  1.Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части «С» по новым критериям. www.gramma.ru  2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» - приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12. 3. Никитина Е.В. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.

ИСТОЧНИКИ:

1.Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части «С» по новым критериям. www.gramma.ru

2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» - приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12.

3. Никитина Е.В. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.