Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. Учитель русского языка МБОУ «Лицей 21», г. Дзержинска Обидина Е.В.
ЦЕЛЬ: подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту. ЗАДАЧИ: - практиковаться в определении темы и проблемы текста; - формировать умение комментировать проблему и авторскую позицию; -учиться аргументировать своё мнение и формулировать заключение работы.
Алгоритм выполнения работы 1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. 2. Комментируем сформулированную проблему. 3.Определяем позицию автора исходного текста. 4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. 5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.
1. Определяем тему и называем проблему исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования , который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. : - Почему люди стали меньше читать? : Проблема (кого? чего?) войны, эконо- -Что формирует личность человека: при- мики, роли искусства в жизни чело- родные данные, окружение или самовоспи- века, современного образования, тание? отношения к труду, опасности компью- -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п. -Когда традиции являются злом? ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, и т.д.
Н
Н
Вспомним теорию…
Можно использовать следующие речевые обороты: «В своей статье ( рассказе, тексте ) автор ( назвать фамилию ) касается вопроса, рассматривает ( поднимает, выдвигает на всеобщее обсуждение, затрагивает, обращает внимание читателей на ) проблему ( говорит о проблеме ), ( в центре внимания, поле зрения автора проблем а…)». «Статья посвящена рассмотрению ( решению ) вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье ( произведении ) автор…» «Прочитав текст ( назвать фамилию ) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда». «Проблема, которую хотел показать нам ( назвать фамилию ) , такова: … ».
2. Комментируем сформулированную проблему. Комментирование – это рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-либо. Сделать это можно, ответив на след. вопросы: - Как проявляется проблема в жизни? Когда она возникла? С чем связано её возникновение? - Актуальна ли эта проблема в наши дни? - Является ли эта проблема актуальной для всех, или она интересует узкий круг специалистов, людей с определёнными интересами, относящихся к некой социальной группе? - Что побудило автора рассмотреть эту проблему? К какой категории относится эта проблема ( нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и т.п. )? Какова степень ее актуальности? ( актуальная, второстепенная, животрепещущая, насущная, давно назревшая, вечная и т. п. ) Что дает основание утверждать о ее злободневности? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее?
Комментарий – это «переходный мостик»
от
формулировки
проблемы
Вспомним теорию…
к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
Можно использовать следующие речевые обороты:
Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает,
высказывает интересное предположение, особо останавливается на, анализирует, подробно комментирует, затрагивает, касается, ссылается на, приводит примеры…
:
Н
«Давайте вчитаемся в строки …»
«Над этим размышляет ( назвать фамилию )»…
«Надо сказать, что затронутая автором проблема (является важной,
злободневной, актуальной на сегодняшний день, принадлежит к
разряду давно назревших ит.п.)».
«С подобной проблемой сталкиваются…»
«История этого вопроса (имеет многовековые корни, уходит глубоко в
историю ит.п.)».
«Эту проблему рассматривали(пытались решить) (и другие авторы,
великие учёные прошлого и современности, люди во все времена
ит.п.)».
«По этому вопросу есть (существует) и иная точка зрения, не
совпадающая с авторской…».
3.Определяем позицию автора исходного текста. Проблема – сложный (проблемный) вопрос, а позиция автора – это: ответ автора на этот вопрос; авторская оценка проблемы; путь решения проблемы.
Формулировка авторской позиции - это ответы на вопросы: - Что хотел сказать автор? - Какова была цель его высказывания? - Ради чего он это всё написал? - Как он сам относится к поставленной проблеме? - Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? - Чему учит текст?..
- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки
героев?
! Обратите внимание на слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие,
- восхищение), дают отрицательную или
- положительную оценку описываемым фактам.
Вспомним теорию…
Вспомним теорию…
Можно использовать следующие речевые обороты:
«Автор относится к поднятой проблеме (положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, скептически, иронически ,с юмором и т.п.)».
ИЛИ:
«Автор ( назвать фамилию ) оценивает (кого/что?), иронизирует над (кем / чем?), осуждает (кого / что?), разделяет мнение …,возражает (кому / в связи с чем?), опровергает (что?), критикует, обвиняет, разоблачает (кого?), отстаивает (что?), доказывает (что?), убеждает (кого в чем?), призывает к…. ,открыто заявляет о своей гражданской позиции… и т.п.».
И ЕЩЁ:
«Позиция автора особенно отчетливо проявляется в заявлении (высказывании) (можно процитировать)».
«Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на такую, например, деталь…».
«Автор считает, что…».
«Автор глубоко убежден в том, что…».
«С автором трудно спорить относительного …».
«Позиция автора сформулирована весьма чётко: …».
«Позиция автора такова: …».
«Автор выступает против того, чтобы …».
4.Высказываем собственное мнение и аргументируем его. ВАШЕ мнение – маленький текст-рассуждение внутри всего сочинения , который строится по схеме: - тезис (положение, которое надо доказать); -аргументация (доказательства, доводы); -вывод (общий итог).
! От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «…потому что…».
Н
: Тезис. « Истинная красота человека определяется богатством его внутреннего мира». Почему?
Аргумент (потому что): «Если у человека доброе сердце, он великодушен, благороден, способен мыслить и творить, он красив. Если же он, наделенный от природы хорошими внешними данными, холоден, высокомерен, способен
жить за счёт других, его красота меркнет и не оценивается по достоинству. Возьмём в качестве примера двух героинь романа Л.Н. Толстого Наташу Ростову и Элен Курагину…».
! Используем:
Примеры из худ-ой, истор-ой, научно-популярной лит-ры, худ. фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач. пословицы, поговорки, афоризмы (нужно обязательно пояснить их смысл, связать с тезисом), реальные факты из жизни.
Вспомним теорию…
Можно использовать следующие речевые обороты:
- С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться… - Нельзя не согласиться с мнением автора… - Я разделяю позицию автора…
- Я ( не ) разделяю точку зрения автора…
- Позиция автора близка ( понятна ) мне, но…
- В чем-то я согласен с автором, но кое с чем мне хотелось
бы поспорить…
- Проблема глубже, чем кажется на первый взгляд ( собственные
аргументы ).
- Я разделяю негодование ( неприятие, восторг ) автора и думаю…
ДЛЯ ВВОДА СВОЕГО ПРИМЕРА МОЖНО ИСП-ТЬ: Приведем пример… Сравним… Сопоставим… Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда… Никто не будет отрицать, что… Никто из нас не будет возражать против того… Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,… Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
ЕЩЁ:
Во-первых,…
Во-вторых,…
Наконец,…
Это подтверждается также…
К этому можно добавить…
5. Обобщаем сказанное, делаем вывод.
«Конец – делу венец» – вот девиз всякого, кто заканчивает работу над сочинением. Концовка призвана подвести итог, сделать сочинение цельным, законченным.
В заключительной части можно:
- подчеркнуть солидарность с автором,
- передать общее впечатление о прочитанном тексте,
- сказать, какой урок или вывод для себя сделан.
Можно призвать к совместному действию.
:«Так давайте же сохраним природу родного края».
Украшает концовку и уместно приведенная цитата, афоризм, пословица.
: «Итак, как говорил древний философ Сократ: «Мудрость, знание – высшая
добродетель».
Н
Вспомним теорию…
Н
Можно использовать следующие речевые обороты:
В заключен ие хочу подчеркнуть… В заключен ие хотелось бы отметить… В заключен ие хотелось бы ещё раз обратить внимание на… Обобщая сказанное, можно сделать вывод… Итак,… Следовательно,… Таким образом,…
Так давайте же…
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…
Когда я прочитал этот текст, то подумал (задумался) о том,
что….
! Когда работа будет готова, проверьте, обратите внимание : - на абзацы и «переходные»предложения; - нет ли фактических ошибок :«В рассказе Толстого «Евгений Онегин…»; - нет ли этических ошибок (некорректное, грубое обращение, речевая агрессия) :«Все это ерунда, чушь собачья. Обломов просто лентяй»; - нет ли речевых шибок :«Они потеряли двух единственных сыновей»; - на точность выражения ваших мыслей, уместное использование средств выразительности.
Н
Н
Н
ИСТОЧНИКИ:
1.Л. Соколова. Пишем по-новому. Рекомендации к написанию части «С» по новым критериям. www.gramma.ru
2. А.Г. Нарушевич. Формулируем, комментируем, аргументируем. «Русский язык» - приложение к газете «1 сентября», 2006, № 12.
3. Никитина Е.В. Из опыта подготовки к ЕГЭ. Помощь в написании задания C. twirpx.com1.