СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«урок 01.12.2017»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №9

х.Жуковского Нововселицкого района Ставропольского края






КОНСПЕКТ УРОКА


русского языка в 9 классе


«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3 части 3)».






Подготовила Беденко Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы






х.Жуковский

2017


Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;





Ход урока.


I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой.

«Однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека».(то есть «настоящего»; доброго и отзывчивого; при встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть). Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (говорится в русской поговорке)»

Эпиграфом к уроку являются слова китайского мудреца Конфуция

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».

Слайд 2

II. Актуализация знаний..

- Вы уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких частей она состоит?

- Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему?

-Что можно считать одним из условий успешной сдачи экзамена по русскому языку?

И ещё одно важное условие – умение проникать в смысл

читаемого текста. А для этого необходимо владеть определёнными приёмами анализа текста.

Какова же цель нашего урока? Слайд 3


Именно этим мы и займемся сегодня на уроке. И в результате у нас должно получиться сочинение-рассуждение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи - глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?


Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее

важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?


Вопросы классу: слайд 4

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения ( композиция) ?

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения

III. Работа над построением сочинения – рассуждения Слайд5

1.Чтение стихотворения Лолиты Агафоновой


- О какой черте характера говорится в стихотворении? Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Слайд6

- Как вы понимаете значение этого слова?

В словаре Ожегова о доброте говорится так: Слайд 7

«Доброта– это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе».

 «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Давайте подберем синонимы и антонимы к нему (на доске и в тетрадях).слайд 8

-Сколько абзацев в сочинении – рассуждении?

Знакомство с текстом Н.Г. Гарина Михайловского «Тёма и Жучка». Слайд 9


  1. Чтение задания к сочинению.

Над каким понятием мы сегодня будем работать?

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 
2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргументприведите из прочитанного текста, а второй –  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Собеседование с классом:


1.Как вы понимаете значение слова. Дайте определение.

  1. После собеседования учащиеся приходят к выводу, что

Тезис. Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

2.Комментарий к тезису. Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

После собеседования учащиеся приходят к выводу, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Комментарий Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Орфографическая работа: Источники для 2 аргумента

1. Расскажи о докторе Лизе:

2. Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь»:

3. Вспомни художественные произведения М.Шолохова « Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутина «Уроки французского»


Индивидуальное задание ( Найти определение слова доброта в словарях)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Словарь Ожегова

Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. 
www.daz.su | Познавательная Википедия

- Подобрать синонимы к слову доброта: добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость, человечность

Антонимы: жестокий, жестокосердечный ,и.т.д.

Как связать вступление и основную часть?

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста( Ф.И. авторам текста) Николая Георгиевича Гарина-Михайловского

5. Аргументы - примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста

Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто – то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» - думает Тема.( предложение 29).

2-й аргумент - из Вашего жизненного опыта(примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

Слово учителя: В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л., М.Шолохова « Судьба человека», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский пленник», В. Распутин «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни)

Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь»:

- соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова;

- фонд существует с 2006 года;

- фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями.

Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка.

Варианты 2 аргумента: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни. Так в рассказе В.Распутина молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика, пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты? или в № 134 г. Москвы проходила ярмарка, все средства, собранные на ней были направлены в фонд «Подари жизнь», который помогает детям с онкологическими заболеваниями.

6.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Вывод: Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.


Рефлексия.


- Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка)


Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и 15.3) по предложенному тексту.






















Чтение и анализ текста.


 (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

 (По Н. Гарину-Михайловскому)*

.



Примерный вариант сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. 15.3

Что такое доброта? Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича  Гарина-Михайловского. Герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость, спасает Жучку, которую кто – то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят» - думает Тема( предложение 29)

В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта, мне хотелось бы привести пример из рассказа В.Распутина «Уроки французского». Молодая учительница, узнав о бедственном положении своего ученика пытается ему помочь. Это ли не пример проявления доброты?

Проанализировав два аргумента, я пришла к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремление делать добро другим.



















Благотворительный фонд "Подари жизнь" был учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой. Более 10 лет фонд помогает детям с тяжелыми онкологическими и гематологическими заболеваниями. Их лечение - очень долгий и непростой процесс, требующий много сил от всех его участников: врачей, детей и их родителей. Кроме того, это лечение еще и стоит очень дорого и не в полной мере обеспечивается государством. 
Фонд "Подари жизнь" собирает деньги на лекарства, обследования, некоторые медицинские процедуры, на приобретение оборудования в клиники, в отдельных случаях - на оплату лечения за рубежом. Сейчас на попечении Фонда единовременно находится около 1000 детей и молодых взрослых из 7 расположенных в Москве и области клиник федерального и городского подчинения, а также дети из 42 региональных клиник.


Елизавета Петровна Глинка в 2007 году основала благотворительный фонд "Справедливая помощь" и стала его исполнительным директором.В августе 2010 года фонд "Справедливая помощь" организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010-2011 года для замерзающих людей фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной помощи. 5 декабря 2016 года Глинка погибла в катастрофе Ту-154 под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.








Памятка № 2.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, доброта- это...(или)
По моему мнению, доброта - это... (или)
Мне кажется, что доброта - это... (или)
Я думаю, что доброта - это... (или)
Что такое доброта? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Гарина-Михайловского , в котором говорится о... (или)

В тексте  Гарин-Михайловский поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Проявления доброты мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, не так давно мои родители перечисляли деньги для беженцев из Украины, потому что хотели помочь людям, попавшим в страшную беду.

Свое мнения я могу подтвердить примером из произведения… …(автора)
В жизни мы часто наблюдаем... 
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... 
Таким образом, можно заключить, что... 
В заключение я хочу сказать, что...



Самоанализ открытого урока

Целью открытого урока было выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Во время проведения занятия учителем были поставлены следующие задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как милосердие, отзывчивость, человечность.

Учащиеся проводили анализ текста, выбирали и обобщали всю информацию, приводили аргументы из русской классической литературы.

Триединые задачи, сформулированные к уроку, позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как могут в дальнейшем полученные знания использованы учащимися.

































Просмотр содержимого презентации
«s1561937_0»

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —и я пойму».  Конфуций

« Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать —и я пойму».

Конфуций

Цель урока Продолжить работу по формированию навыков написания сочинения- рассуждения 15.3.

Цель урока

Продолжить работу по

формированию навыков

написания сочинения-

рассуждения 15.3.

Композиция сочинения Пример из прочитанного текста Вывод Тезис Пример из жизненного опыта

Композиция сочинения

Пример

из прочитанного текста

Вывод

  • Тезис

Пример

из жизненного опыта

Толкование значения слова. Тезис. Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.  

Толкование значения слова.

Тезис.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

 

Обратимся к словарю. Словарь Ожегова Доброта  – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.   Доброта  – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Обратимся к словарю.

Словарь Ожегова

Доброта  – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

  Доброта  – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Синонимы Антонимы добросердечие душевность ласковость мягкосердечность благодушие человечность жестокость бесчеловечность злобность

Синонимы

Антонимы

добросердечие душевность

ласковость мягкосердечность благодушие человечность

жестокость

бесчеловечность

злобность

Знакомство с текстом.  Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича   Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка».

Знакомство с текстом.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича   Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка».

Задание 15.3

Задание 15.3

  • Как Вы понимаете значение слова  ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что такое доброта» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите  2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй –   из Вашего жизненного опыта.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Алгоритм написания сочинения.

Алгоритм написания сочинения.

  • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
  • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
  • завершить вступительную часть пояснениями к определению;
  • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
  • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.
Вступление (Тезис + комментарий). Что такое доброта ? Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.  (можно использовать конструкции : - на мой взгляд.., - по моему мнению… - я считаю…(и.т.д…)

Вступление (Тезис + комментарий).

  • Что такое доброта ?
  • Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
  • Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

(можно использовать конструкции :

- на мой взгляд.., - по моему мнению…

- я считаю…(и.т.д…)

Аргументация сочинения. При написании этой части стоит избегать: простого пересказа содержания; включения информации, не относящейся к делу. Представить аргументы логично и  грамотно, сформулировать их содержание кратко и своими словами. Примеры должны соответствовать аргументу. При использовании примера из текста, можно: передавать его смысл собственными словами; использовать полное или частичное цитирование; просто обозначить номер конкретного предложения. Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … Предложения (…)», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта или из прочитанной книги…» и т.д.

Аргументация сочинения.

При написании этой части стоит избегать:

  • простого пересказа содержания;
  • включения информации, не относящейся к делу.

Представить аргументы логично и  грамотно,

сформулировать их содержание кратко и своими словами.

Примеры должны соответствовать аргументу.

При использовании примера из текста, можно:

  • передавать его смысл собственными словами;
  • использовать полное или частичное цитирование;
  • просто обозначить номер конкретного предложения.

Для связи мыслей можно использовать конструкции:

«подтвердить сказанное можно примером из …

Предложения (…)»,

«подтверждая это, автор пишет, что «…»,

«в доказательство сказанного, могу привести пример из

своего опыта или из прочитанной книги…» и т.д.

Аргумент 1(из текста).  Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят » - думает Тема( предложение 29).  

Аргумент 1(из текста).

Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят » - думает Тема( предложение 29).

 

Аргумент 2 .   Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения, пример из истории посёлка, города, страны, из истории жизни известных людей или ваших знакомых, истории из вашей жизни, сведения из СМИ.

Аргумент 2 .

Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения, пример из истории посёлка, города, страны, из истории жизни известных людей или ваших знакомых, истории из вашей жизни, сведения из СМИ.

Вывод.  Проанализировав два аргумента , мы пришли к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим. ( можно использовать слова и конструкции: Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…)

Вывод.

Проанализировав два аргумента , мы пришли к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

( можно использовать слова и конструкции:

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу

о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным

доказательством того, что…)

О почерке.  Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО,  РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

О почерке.

Помните , что задания 1 (изложение) и

15 (сочинение) будут проверять эксперты.

Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было

прочитать без труда.

Рефлексия.   Критерий оценивания.

Рефлексия. Критерий оценивания.

  • С3К1 Толкование значения слова
  • Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б .
  • Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
  • но
  • не прокомментировал его – 1 б .
  • Экзаменуемый дал неверное определение
  • или
  • толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Рефлексия.  Критерий оценивания.

Рефлексия. Критерий оценивания.

  • С3К2 Наличие примеров-аргументов
  • Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
  • или
  • экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .
  • Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .
  • Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .
  • Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .
Рефлексия.   Критерий оценивания.

Рефлексия. Критерий оценивания.

  • С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
  • последовательность сочинения
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  • – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б .
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
  • но
  • допущена одна логическая ошибка,
  • и/или
  • в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
  • В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
  • но
  • допущено более одной логической ошибки,
  • и/или
  • имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
Рефлексия.  Критерия оценивания.

Рефлексия. Критерия оценивания.

  • С3К4 Композиционная стройность работы
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б .
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
  • но
  • допущена одна ошибка в построении текста – 1 б .
  • В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б .
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 15.3) по предложенному тексту.

Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 15.3) по предложенному тексту.

Успешно сдать экзамен!

Успешно сдать экзамен!

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе

« Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать —и я пойму».  Конфуций

« Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать —и я пойму».

Конфуций

Цель урока Продолжить работу по формированию навыков написания сочинения- рассуждения 15.3.

Цель урока

Продолжить работу по

формированию навыков

написания сочинения-

рассуждения 15.3.

Композиция сочинения Пример из прочитанного текста Вывод Тезис Пример из жизненного опыта

Композиция сочинения

Пример

из прочитанного текста

Вывод

  • Тезис

Пример

из жизненного опыта

Толкование значения слова. Тезис. Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.  

Толкование значения слова.

Тезис.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

 

Обратимся к словарю. Словарь Ожегова Доброта  – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.   Доброта  – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Обратимся к словарю.

Словарь Ожегова

Доброта  – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

  Доброта  – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Синонимы Антонимы добросердечие душевность ласковость мягкосердечность благодушие человечность жестокость бесчеловечность злобность

Синонимы

Антонимы

добросердечие душевность

ласковость мягкосердечность благодушие человечность

жестокость

бесчеловечность

злобность

Знакомство с текстом.  Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича   Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка».

Знакомство с текстом.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия на примере из текста Николая Георгиевича   Гарина - Михайловского «Тёма и Жучка».

Задание 15.3

Задание 15.3

  • Как Вы понимаете значение слова  ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что такое доброта» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите  2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один пример- аргумент приведите   из прочитанного текста, а  второй –   из Вашего жизненного опыта.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Алгоритм написания сочинения.

Алгоритм написания сочинения.

  • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
  • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
  • завершить вступительную часть пояснениями к определению;
  • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
  • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.
Вступление (Тезис + комментарий). Что такое доброта ? Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.  (можно использовать конструкции : - на мой взгляд.., - по моему мнению… - я считаю…(и.т.д…)

Вступление (Тезис + комментарий).

  • Что такое доброта ?
  • Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
  • Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

(можно использовать конструкции :

- на мой взгляд.., - по моему мнению…

- я считаю…(и.т.д…)

Аргументация сочинения. При написании этой части стоит избегать: простого пересказа содержания; включения информации, не относящейся к делу. Представить аргументы логично и  грамотно, сформулировать их содержание кратко и своими словами. Примеры должны соответствовать аргументу. При использовании примера из текста, можно: передавать его смысл собственными словами; использовать полное или частичное цитирование; просто обозначить номер конкретного предложения. Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … Предложения (…)», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта или из прочитанной книги…» и т.д.

Аргументация сочинения.

При написании этой части стоит избегать:

  • простого пересказа содержания;
  • включения информации, не относящейся к делу.

Представить аргументы логично и  грамотно,

сформулировать их содержание кратко и своими словами.

Примеры должны соответствовать аргументу.

При использовании примера из текста, можно:

  • передавать его смысл собственными словами;
  • использовать полное или частичное цитирование;
  • просто обозначить номер конкретного предложения.

Для связи мыслей можно использовать конструкции:

«подтвердить сказанное можно примером из …

Предложения (…)»,

«подтверждая это, автор пишет, что «…»,

«в доказательство сказанного, могу привести пример из

своего опыта или из прочитанной книги…» и т.д.

Аргумент 1(из текста).  Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят » - думает Тема( предложение 29).  

Аргумент 1(из текста).

Так герой его произведения Тема, превозмогая страх и усталость спасает Жучку, которую кто –то сбросил в колодец. Тема не думал об опасности, он всей душой стремился спасти любимое животное. «Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят » - думает Тема( предложение 29).

 

Аргумент 2 .   Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения, пример из истории посёлка, города, страны, из истории жизни известных людей или ваших знакомых, истории из вашей жизни, сведения из СМИ.

Аргумент 2 .

Примеры из художественной литературы; жизненные наблюдения, пример из истории посёлка, города, страны, из истории жизни известных людей или ваших знакомых, истории из вашей жизни, сведения из СМИ.

Вывод.  Проанализировав два аргумента , мы пришли к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим. ( можно использовать слова и конструкции: Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…)

Вывод.

Проанализировав два аргумента , мы пришли к выводу, что доброта – это нравственная основа нашей жизни. Все мы должны помнить, что человек жив не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.

( можно использовать слова и конструкции:

Таким образом, итак, в заключение, как видим…

Итак, можно увидеть, что…

Нам удалось доказать, что...

В результате рассуждения мы пришли к выводу

о том, что…

Эти примеры из текста стали убедительным

доказательством того, что…)

О почерке.  Помните , что задания 1 (изложение) и 15 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО,  РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

О почерке.

Помните , что задания 1 (изложение) и

15 (сочинение) будут проверять эксперты.

Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было

прочитать без труда.

Рефлексия.   Критерий оценивания.

Рефлексия. Критерий оценивания.

  • С3К1 Толкование значения слова
  • Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б .
  • Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение,
  • но
  • не прокомментировал его – 1 б .
  • Экзаменуемый дал неверное определение
  • или
  • толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.
Рефлексия.  Критерий оценивания.

Рефлексия. Критерий оценивания.

  • С3К2 Наличие примеров-аргументов
  • Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта
  • или
  • экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б .
  • Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б .
  • Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта– 1 б .
  • Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .
Рефлексия.   Критерий оценивания.

Рефлексия. Критерий оценивания.

  • С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и
  • последовательность сочинения
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
  • – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • – в работе нет нарушений абзацного членения текста – 2 б .
  • Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
  • но
  • допущена одна логическая ошибка,
  • и/или
  • в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста – 1 б.
  • В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
  • но
  • допущено более одной логической ошибки,
  • и/или
  • имеется два случая нарушения абзацного членения текста – 0 б.
Рефлексия.  Критерия оценивания.

Рефлексия. Критерия оценивания.

  • С3К4 Композиционная стройность работы
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б .
  • Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
  • но
  • допущена одна ошибка в построении текста – 1 б .
  • В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б .
Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 15.3) по предложенному тексту.

Домашнее задание.

Написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (задание 15.3) по предложенному тексту.

Успешно сдать экзамен!

Успешно сдать экзамен!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!