СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 13.3».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование у школьников навыков написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 13.3).

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ 13.3».»

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в формате ОГЭ 13.3».

Цель урока: формирование у школьников навыков написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 13.3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Результаты деятельности:

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика): умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.



Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей и друг друга. Садитесь.

- Какой сегодня прекрасный день, согласитесь!

- Давайте посмотрим, какие праздники отмечают 20 ноября во всем мире!

Праздники – 20 Ноября

• Всемирный день ребёнка (Universal Children`s Day)

• День педиатра (Pediatrician Day)

• День работника транспорта в России

• Всероссийский день правовой помощи детям

• День «Отплатите родителям» (National Pay Back Your Parents Day) - США

• День будущих учителей Америки (Future Teachers of America Day) - США

• День учителя (Vietnamese`s Teacher`s Day) - Вьетнам

- А что произошло в это день в истории?

СОБЫТИЯ В ИСТОРИИ – 20 НОЯБРЯ

• 20 ноября 1864 года приняты судебные уставы Российской империи

• 20 ноября 1979 года впервые в мире совершено переливание искусственной крови человеку

• 20 ноября 1985 года вышла в свет Microsoft Windows 1.0

• 20 ноября 1480 года – окончание стояния на Угре – конец Татаро-монгольского владычества на Руси

• 20 ноября 1945 – Начало Нюрнбергского процесса — суда над военными преступниками Третьего рейха

1 ЭТАП. Этап мотивации.

- По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию И.П. Цыбулько. Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

- Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом.

- Ребята, у вас на столах лежит раздаточный материал. Это тексты. Прочитайте, пожалуйста, их.

1 текст. Рассуждение.

Говоря о милосердии, мы обращаемся к самой глубине нашего человеческого существа. Это нежное и сострадательное чувство, которое позволяет нам проявлять любовь и заботу по отношении к другим.

Милосердие – это не только делать добрые поступки, но и быть открытым и понимающим к нуждам других людей. Когда мы проявляем милосердие, мы дарим утешение тем, кто страдает, и помощь тем, кто нуждается. Милосердие – это теплое слово, которое способно согреть душу даже в самые трудные времена. Оно объединяет нас, делает наш мир лучше и прекраснее. Когда мы проявляем милосердие, мы строим мосты между людьми и создаем гармонию в нашем обществе.

Милосердие может проявляться в разных формах – это может быть помощь нуждающимся, поддержка друзей или просто улыбка незнакомцу на улице. Однако, самое важное – это проявлять милосердие с искренностью и безусловной любовью.

Проявляя милосердие, мы делаем мир лучшим местом для жизни. Мы помогаем другим и возвращаем утраченную веру в доброту и сострадание. Милосердие – это сила, способная изменить жизни и сделать наш мир добрее и справедливее.

Пусть милосердие всегда будет нашим направлением, нашей целью и нашим путем. Давайте строить лучшее будущее вместе, проявляя милосердие и любовь в каждом нашем действии.

Текст 2. Повествование.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шёл я по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, недалеко от дома, где я живу.
     С большим трудом поднялся... Лицо залито кровью, рука повисла плетью. 3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
     Решил повернуть назад, домой.
     Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

Текст 3. Описание.

Милосердие – как нежный дождь, который падает на сухую землю, оживляя жизнь и принося радость. Оно проявляется в маленьких добрых делах, таких как помощь старикам перейти дорогу, поддержка бездомных или подарок улыбки и добрых слов тем, кто в них нуждается.

Милосердие – это сила, способная преображать мир. Оно может запустить цепную реакцию добра, вдохновляя других на поступки искупления. Когда мы проявляем милосердие, мы создаем пространство для любви, сострадания и взаимопонимания.

-Что общего у этих текстов?

- Мы с вами неоднократно работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой?

Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло?

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление. К тексту можно задать вопрос: почему?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения? (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

- Какому типу речи соответствует данная схема?

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

Аргумент 1.

Аргумент 2.

ІІІ. Вывод.

(Это рассуждение).

Вопросы к классу:

- Что такое тезис? (Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать).

- Аргумент? (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис).

- Вывод? (Вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

- Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

- Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.

ЭТАП 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие. Лев Николаевич Толстой


Часть 1. Познакомьтесь с текстом Даниила Александровича Гранина.

(1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал... (3)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу.

(6)С большим трудом поднялся... (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит.

(11)Решил повернуть назад, домой.

(12)Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи...

(20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома.

(22)Позже я раздумывал над этой историей. (23)Могли ли люди принять меня за пьяного? (24)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (25)Но даже если бы и принимали за пьяного... (25)Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударился. (26)Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? (27)3начит, стремление пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил стало обычным явлением, а «меня это не касается» стало убеждением?

(28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (30)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться... (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

(33)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (36)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

(39)И после войны это чувство взаимопомощи, взаимообязанности долго оставалось среди нас. (40)Но постепенно оно исчезло. (41)Утратилось настолько, что человек считает возможным пройти мимо упавшего, пострадавшего, лежащего на земле. (42)Мы привыкли делать оговорки, что-де не все люди такие, не все так поступают, но я сейчас не хочу оговариваться. (43)Мне как-то пожаловались новгородские библиотекари: «Вот вы в „Блокадной книге" пишете, как ленинградцы поднимали упавших от голода, а у нас на днях сотрудница подвернула ногу, упала посреди площади — и все шли мимо, никто не остановился, не поднял её. (44)Как же это так?» (45)Обида и даже упрёк мне звучали в их словах.

(46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным?

(50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(53)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни?.. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему?

(62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!

(По Д. Гранину)

Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.
Часть 2. Вопросы:

- Какова тема этого текста?  

- Какова основная мысль текста?

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «(64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!»

ЭТАП 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Назовите примерный круг проблем этого текста?

1. Почему сегодня люди способны оставить нуждающегося в помощи человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие?

2. Как относились к нуждающимся в помощи в военное время?

3. В чем принципиальное различие в отношении к нуждающимся в помощи людям в военное и мирное время?

4. Как сохранить милосердие в сердцах людей?

5. Как пробудить милосердие?

6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня?

-Совершенно верно! А теперь посмотрим, какую формулировку задания 13.3 ОГЭ по русскому языку мы можем увидеть в варианте КИМ.

Как Вы понимаете значение слова милосердие? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое милосердие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

ЭТАП 4. Включение изученного в систему знаний.

-Давайте посмотрим наш шаблон сочинения 13.3.

1 шаг. Написание вступления. Тезис.

-Что такое милосердие?

Таблица «Милосердие»

Давая определение термину, школьник должен подумать: что перед ним? Качество, совокупность качеств, способность/умение, взаимоотношения, чувство, состояние, процесс? Обычно долго над этим думать не приходится. Но есть один нюанс!

Что такое милосердие? Каждый может дать свое определение этому понятию. На мой взгляд, это одна из самых важных и благородных черт человеческой натуры. Оно проявляется в способности и готовности помогать и поддерживать тех, кто нуждается в нашей помощи и сострадании. Милосердие - это дело не только рук, но и сердца, которое позволяет нам видеть и понимать страдания других людей и проявлять к ним сострадание и заботу.

Например: «Доброта — это качество…» И что делает это качество? Может ли оно вообще что-то делать?.. Таки что, собственно, писать?!.. Дело в том, что описывать качество, то есть что-то неконкретное, размытое, имеющее широкий спектр толкований, — заведомо проигрышный вариант. Качество не совершает никаких действий, а действия всегда проще всего описывать. Поэтому мы должны отталкиваться не от качества или, например, способности, а от человека, который этим качеством или способностью обладает. Говоря «доброта — это качество человека», мы лучше понимаем, как сформулировать определение, потому что человек может совершать что-то конкретное, что описывает его как обладателя неких качеств, способностей.

«Доброта — это качество человека, который никогда не бросит в беде, всегда поможет тому, кто нуждается в этом, и не потребует ничего взамен»

Вуаля! Определение звучит просто и понятно. Если же речь идёт о взаимоотношениях (возьмём слово «дружба»), то пишем:

«Дружба — взаимоотношения людей, которые уважают, поддерживают друг друга».

Итак, практически любой термин можно свести именно к человеку. Однажды моей ученице попалось словосочетание «поэзия труда». Она и её одноклассники растерялись от такого высокопарного словосочетания, однако и здесь можно выкрутиться, используя вышеописанный способ:

«Поэзия труда — это труд, который приносит человеку радость, вдохновляет его: в такой труд он вкладывает всю свою душу».

Встречалось ещё — из непривычно изящного — «высокая душа». Вспомним, что центр нашей вселенной — это человек:

«Высокая душа — это душа человека, который знает себе цену, имеет честь и достоинство и никогда не предаст ни себя, ни других».

Таким образом, «пляшем» не от категории того, чему мы даём определение, а от человека, который обладает предложенным качеством, чертой, умением, способностью.

Даём определение с помощью синонимов

Толкование слова может начинаться с его синонима: этот способ выручает в случаях, когда термин не относится напрямую к качествам и чертам человека, а затрагивает определённый период его жизни или описывает некий процесс, жизненное явление. Например, «слава», «детство», «взросление», «нравственные/жизненные ценности», «авторитет». Попробуем подобрать синонимы?

Слава — это известность и признание достоинств человека…

Детство — это период развития человека…

Взросление — процесс становления личности…

Обращаем внимание: и в случае синонимичного описания термина мы тоже описываем человека, а не известность/период/процесс.

- Теперь давайте обратимся к тексту Д.А.Гранина и найдем в нем 1 аргумент.

- Как ввести 1 аргумент в сочинение?

-Зачитайте получившийся вариант.

-Давайте подумаем, какое произведение можно привести в пример в качестве второго аргумента?

- Составим «Облако слов».

- Введите это пример в текст сочинения.

- Давайте напишем заключение. Зачитаем.

ЭТАП 5. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

В завершение сегодняшнего урока хотелось бы вспомнить еще одного мудреца, древнегреческого философа Диогена. При свете яркого дневного солнца он ходил с зажженным фонарём. Его спросили: «Зачем ты ходишь  среди ясного дня с фонарем?», на что он отвечал: «Ищу человека». «Разве здесь мало народу?» - не унимались прохожие. «Народу много, а людей мало!» - изрёк мудрец.

Желаю вам, чтобы вашей жизни встречались только люди!

До свидания.