СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

подготовка к написанию изложения

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»»

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.


Цели урока:

1. Формирование знаний и умений сжимать текст;

2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;

3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.

Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:

  • выделение главной и второстепенной информацию;

  • сжатие текста разными способами;

  • запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.

ХОД УРОКА

1.Орг. момент.

2.Погружение в тему урока.

- Что такое сжатое изложение.

- Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)



ИСКЛЮЧЕНИЕ

подробностей и деталей


ОБОБЩЕНИЕ

конкретных,

единичных явлений


УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур

- исключение повторов слов или словосочетаний


- исключение одного или нескольких из синонимов


- исключение уточняющих и поясняющих конструкций


- исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения;


- исключение одного или нескольких предложений


- исключение предложений с описаниями и рассуждениями

- замена однородных членов

обобщающим наименованием

- замена предложения или

его части определительным

или отрицательным

местоимением с обобщающим

значением





- слияние нескольких предложений в одно


- замена предложения или его части указательным местоимением


- замена сложноподчиненного предложения простым


- замена фрагмента предложения синонимичным выражением




Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся).

- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?

3. Работа по основной теме урока

- Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объем изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

- Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)

4. Оформляем страницу в рабочей тетради. (слайд 3)

- Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:

1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.

2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.

3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.

4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.


- Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)

- Что такое текст?

Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.

- Что такое тема текста?

Тема – то, о чём говорится в тексте.

- Что такое идея текста?

Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.

Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»

-Что такое микротема?

Микротема – часть одной общей темы.

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем


5. Чтение и анализ текста ( слайд 5)

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

6.Беседа по тексту.

- О чём этот текст?

- Сколько в нем абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.

- 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.

- Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы,

подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).

В итоге должны появиться примерно следующие записи:

( слайд 6)

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

 - Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.

7. Работа с текстом

Редактируем 1 абзац:

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7)

 Редактируем 2 абзац:

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8)

Редактируем 3 абзац:

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9)

- В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.

- Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.

- Перепишите полученный текст в тетрадь.

8. Итог урока

- А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.

  1. Определяем тему и формулируем основную мысль.

  2. Определяем структуру текста.

  3. Выделяем микротемы (узкие темы текста).

  4. Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.

  5. Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.

  6. Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.

  7. Объединяем микротемы «связочными словами».

  8. Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.

9. Домашнее задание.

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

Задания по типу ГИА