СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к обучению грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к обучению грамоте»

Проблема обучение грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 года предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 года, когда школа перешла на обучение грамоте с семилетнего возраста, и до 1962 года вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования, опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством Усовой и Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Эльконина.

Исследования позволили установить наиболее оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению, поэтому успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству.

Результаты этих исследований нашли отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984)

Анализ программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и последующему обучению началам грамоты.

В Программе РФ (1985) содержание значительно уже. В средней группе предусматривается развитие фонематического слуха, в старшей – учить определять место звука в слове. В подготовительной к школе группе рекомендуется: дать детям представление о предложении, упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, в членении простых предложений на слова с указанием последовательности; учить делить двусложные слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами.

Современные программные требования очень разнообразны. Рассмотрим на примере нашего детского сада, который занимается по программе «Детство». В данной программе существует раздел «Развитие речи детей», который включает обучение детей грамоте и начало занятий осуществляется со среднего дошкольного возраста.

Основные задачи этого возраста предусматривают развитие звукового анализа слова. Ребенок к концу года должен уметь:

  • различать на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

  • определять место звука в слове;

  • самостоятельно находить слова с заданным звуком;

  • самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая нужный звук;

  • производить анализ односложных трехзвуковых слов по схеме и модели.

Обучение детей грамоте в старшем дошкольном возрасте продолжается. За этот период закрепляется и совершенствуется умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов. Дети знакомятся с ударением, учатся делить предложения на слова и составлять предложения из отдельных слов.

На седьмом году жизни дети знакомятся с буквами русского алфавита, овладевают слоговым и слитным способом чтения.

Основные задачи раздела:

  • развитие фонематических процессов;

  • развитие умения распознавать и характеризировать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;

  • развитие умения делать звуковой анализ слова детьми, определять количество звуков в слове, количество слогов в слове, количество слов в предложении;

  • развитие зрительно – пространственной ориентировки;

  • развитие умения работать в тетради, видеть строку;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • изучение с детьми неполного алфавита (а, у, о, м, с, х, ш, л, ы, н, р, к, п, т, и, з, в, ж,), чтение коротких слов по слогам, составление слов из букв разрезной азбуки.