СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ»





Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Предметные результаты:

  • Формирование навыков поиска математического метода, алгоритма и поиска решения задачи в структуре задач ОГЭ;

  • Формирование навыка решения определенных типов задач в структуре задач ОГЭ;

  • уметь работать с таблицами, со схемами, с текстовыми данными; уметь преобразовывать знаки и символы в доказательствах и применяемых методах для решения образовательных задач;

  • приводить в систему, сопоставлять, обобщать и анализировать информационные компоненты математического характера и уметь применять законы и правила для решения конкретных задач;

  • выделять главную и избыточную информацию, производить смысловое сжатие математических фактов, совокупности методов и способов решения; уметь представлять в словесной форме, используя схемы и различные таблицы, графики и диаграммы, карты понятий и кластеры, основные идеи и план решения той или иной математической задачи;

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД

  • определять собственные проблемы и причины их возникновения при работе с математическими объектами;

  • формулировать собственные версии или применять уже известные формы и методы решения математической проблемы, формулировать предположения и строить гипотезы относительно рассматриваемого объекта и предвосхищать результаты своей учебно-познавательной деятельности;

  • определять пути достижения целей и взвешивать возможности разрешения определенных учебно-познавательных задач в соответствии с определенными критериями и задачами;

  • выстраивать собственное образовательное подпространство для разрешения определенного круга задач, определять и находить условия для реализации идей и планов (самообучение);

  • самостоятельно выбирать среди предложенных ресурсов наиболее эффективные и значимые при работе с определенной математической моделью;

  • уметь составлять план разрешения определенного круга задач, используя различные схемы, ресурсы построения диаграмм, ментальных карт, позволяющих произвести логико - структурный анализ задачи;

  • уметь планировать свой образовательный маршрут, корректировать и вносить определенные изменения, качественно влияющие на конечный продукт учебно-познавательной деятельности;

  • умение качественно соотносить свои действия с предвкушаемым итогом учебно-познавательной деятельности посредством контроля и планирования учебного процесса в соответствии с изменяющимися ситуациями и применяемыми средствами и формами организации сотрудничества, а также индивидуальной работы на уроке;

  • умение отбирать соответствующие средства реализации решения математических задач, подбирать инструменты для оценивания своей траектории в работе с математическими понятиями и моделями;

Познавательные УУД

  • умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;

  • умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;

  • умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;

  • умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;

  • умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке;

  • умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;

  • умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления;

  • умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;

  • умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;

  • умение строить доказательство методом от противного;

  • умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;

  • уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;

  • умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;

Коммуникативные УУД

  • умение работать в команде, формирование навыков сотрудничества и учебного взаимодействия в условиях командной игры или иной формы взаимодействия;

  • умение распределять роли и задачи в рамках занятия, формируя также навыки организаторского характера;

  • умение оценивать правильность собственных действий, а также деятельности других участников команды;

  • корректно, в рамках задач коммуникации, формулировать и отстаивать взгляды, аргументировать доводы, выводы, а также выдвигать контаргументы, необходимые для выявления ситуации успеха в решении той или иной математической задачи;

  • умение пользоваться математическими терминами для решения учебно-познавательных задач, а также строить соответствующие речевые высказывания на математическом языке для выстраивания математической модели;

  • уметь строить математические модели с помощью соответствующего программного обеспечения, сервисов свободного отдаленного доступа;

  • уметь грамотно и четко, согласно правилам оформления КИМ-а ОГЭ заносить полученные результаты - ответы.

В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане подготовки к основному государственному экзамену по математике.

Результат обучения: формирование умений и навыков решения основных типовых задач основного государственного экзамена по математике, умение применять полученные знания на практике, в том числе планировать и проектировать свою деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:

Курс рассчитан на 29 занятия.1 час в неделю. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:

  1. «Алгебра»(1 и 2 ч.),

  2. «Геометрия»(1и 2 части),

В модуле «Алгебра»  отрабатываются навыки решения алгебраических заданий 1 части КИМ ОГЭ. Это задания с выбором одного ответа из четырех  предложенных  вариантов,  с  кратким  ответом   и  на  соотнесение, с записью решения.  В этом блоке проверяется  владение  основными  алгоритмами,  знание  и  понимание ключевых  элементов  содержания (математических  понятий,  их  свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению  математических  задач,  не  сводящиеся  к  прямому  применению алгоритма.

Задания 2 части направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов.  Эти части содержат задания повышенного уровня сложности, которые направлены на проверку качеств математической подготовки выпускников.

      Модуль «Геометрия» содержит геометрические задачи 1 части КИМ ОГЭ.   В этом блоке повторяются основные геометрические сведения, и отрабатывается навык решения геометрических задач.

Задания части 2 направлены на проверку умения решать планиметрическую задачу, применяя различные теоретические знания курса геометрии; умения математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования; владение широким спектром приемов и способов рассуждений.

      

Итоговое занятие предполагает проведение контрольной работы  по  материалам  в форме ОГЭ.



Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Форма проведения занятия



1

Арифметические операции с дробями. Смешанные дроби, обыкновенные дроби, десятичные дроби.

«Арифметический бум». Отработка задач № 1 КИМ ОГЭ.



1

Отработка навыков и умений решать задачи № 1 КИМ ОГЭ, содержащие дроби. Арифметические операции с дробями.

Урок - игра. Арифметические операции с дробями.

Карточки с заданиями (станциями)


2

«Числовая прямая». Координаты на прямой. Расположение точек с координатами на прямой.

«Координатный марафон». Отработка задач № 3 КИМ ОГЭ.


1

Отработка навыков и умений решать задачи на отыскание точек по координатам, на расположение и соответствие точек с задающими координатами.

Урок с использованием ИКТ средств. Среда: Математический конструктор 3.0. с имеющимся интерфейсным окном, задающим координатную плоскость.

Урок -практика, исследование.


3

Иррациональные числа. Избавления от иррациональности в знаменателе. Свойства корней. Арифметические операции с корнями.

«Забавные числа». Отработка задач № 4 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков арифметических операций содержащих арифметический квадратный корень.

Урок практика. Отработка навыков и умений решать практические задачи, содержащие корень.

4

Решение линейных уравнений.

«Найди, если сможешь». Отработка задач № 6 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения уравнений относительно одной неизвестной.

Урок практической направленности. Решение уравнений, относительно одной неизвестной.

5

Построение графиков различных функций. Определение знака углового коэффициента.

«Графический лабиринт» Отработка задач №10 КИМ ОГЭ.

1

Отработка умений строить графики различных функций, определять знак углового коэффициента, формирование умений сопоставлять графику функции уравнение задающее множество точек. Отработка навыка построения функции по таблице значений x и y.

Урок-исследование. Практическая работа. Использование графического калькулятора Desmos как проверки качества усвоения знаний, сверка с эталоном на этапе заключительного построения. Карточки с готовыми чертежами, сопоставление графика и уравнения.

6

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

«Ох, уж этот прогресс» Отработка задач № 11 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения задач на определения n члена геометрической прогрессии, недостающего числа в ряду арифметической прогрессии, сумма геометрической и арифметической прогрессии.

Урок беседа. Отработка практических умений и навыков решения задач на геометрическую и арифметическою прогрессии.

7

Преобразование буквенных выражений. Выражения, содержащие формулы сокращенного умножения. Выделение полного квадрата. Многочлены. Деление углом.

«Упростить просто». Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения задач на преобразование буквенных выражений, сокращения, формулы сокращенного умножения.

Урок путешествие. Отработка навыков и умений преобразовывать и упрощать сложные буквенные выражения.

Карточки с заданиями шифровкой.

8

Решение систем уравнений и неравенств.

«Дуэт». Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения задач на решение систем уравнений и систем неравенств. Построение графиков функции. Решение системы графическим методом.

Урок-исследование с использованием программной среды Desmos.

9

Задачи на отыскание значения угла в различных геометрических фигурах, находящихся в синтезе других геометрических объектов.

«Каковы углы?». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание величины угла

Урок беседа. Урок практического характера.

10

Задачи на отыскание значения длины геометрического объекта, в различных геометрических фигурах.

«А длина какова?». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание длины геометрического элемента.

Урок беседа. Урок практического характера.

11

Задачи на нахождения площадей фигур с использованием известных формул.

«Игра на площадке». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ.


Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание площади геометрического объекта.

Урок беседа. Урок практического характера.

12

Задачи на нахождения площадей фигур с использованием известных формул, на фоне клеток 1х1.

«В клетку». Отработка задач № 19 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание площади геометрического объекта.

Урок беседа. Урок практического характера.

13

Теоретический марафон.

«Верю, не верю». Отработка задач № 20 КИМ ОГЭ.

1

Создание на уроке кластеров или ментальной карты определений.

Урок в режиме модели World Cafe. Теоретический батл.

14

Анализ диаграмм, таблиц и схем.

«Табличный экспресс». Отработка задач № 2 КИМ ОГЭ.

1

Отработка на уроке навыков решения, анализа и генерация обсуждения текстовых задач с помощью составления диаграмм, таблиц данных или схем.

Мозговой штурм.

15

Анализ диаграмм, таблиц и схем.

«Найди на графике». Отработка задач № 5 КИМ ОГЭ.

1

Отработка на уроке навыков решения и анализа текстовой задачи и определения стратегий ее решения на соответствующей иллюстрации, определяющей метод решения. Сопоставление условий задачи и ее интерпретации. Отыскание на графике элементов, удовлетворяющих решению.

Урок беседа.

16

Решение экономических задач на отыскание прибыли или скидки. Проценты. Доли.

«Проценты в нашей жизни». Отработка задач № 7 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения текстовых задач на отыскание скидки.

Урок решения практических задач. Деловая игра. «Скидки вокруг нас»

17

Решение текстовых задач по данным на диаграмме.

«Колесо обозрения». Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения практических задач на отыскание долей, процента или части значения от целого. Представление данных в схемах, диаграммах, таблицах.

Урок беседа. Решение практических задач.

18

Решение задач на диаграммы.

«Диаграммы» Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решение на отыскание значений по диаграмме.

Урок исследование. Использование таблиц eсxele. Построение диаграмм по данным.

19

Решение задач на определения вероятности определенного события.

«Вероятностный подход» Отработка задач № 9 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения задач на определения события. Отрицание. Классическое определение вероятности. Правило умножение.

Мозговой штурм. Решение задач на вероятность различными методами комбинаторики.

20

Решение задач на выражение одних величин через известные. Сопоставление переменных задачи с 1соответствующим обозначением. Работа с формулой.

«Формульный редактор» Отработка задач № 13КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения задач на выявление неизвестных величин в формуле через известные.

Урок решение практических задач.

21

Решение задач второй части. Уравнения различных степеней. Уравнения, содержащие корни, показательные уравнения, задачи с буквенными выражениями.

«Попробуй-ка найди» Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ.

1

Отработка навыков решения задач на отыскание корня уравнения, переменной, выражения.

Урок решение практических задач.

22

Решение текстовых задач.

«Непростая задача». Отработка задач № 22 КИМ ОГЭ.

1

Решение задач на отработку текстовых задач на движение, на работу..

Урок решение практических задач.

23

Решение задач на построение графиков функций различных видов.

«Функционируй». Отработка задач № 23 КИМ ОГЭ.

1

Решение задач на отработку задач на построение графиков функций и его свойств, исследование графика функции.

Урок решение практических задач.


24

Задачи-великаны. Геометрические задачи на отыскание различных элементов фигур.

Отработка задач № 24 КИМ ОГЭ

Отработка задач № 25 КИМ ОГЭ

Отработка задач № 26 КИМ ОГЭ

1

Решение задач на отыскание геометрических компонентов. Задачи на дополнительные построение, на использование геометрического аппарата формул, теорем и доказательства.

Урок решение практических задач.

1

1

27

Итоговое занятие «Сдай ОГЭ на отлично». Написание Демонстрационной версии КИМ ОГЭ 2018.

3

Самостоятельная работа

Итоговое занятие «Сдай ОГЭ на отлично». Написание Демонстрационной версии КИМ ОГЭ 2018.



Всего: 29

Календарно-тематическое планирование:

Название модуля (темы)

Количество часов

Дата

План.

Факт.

Модуль «Алгебра» 1 часть



1

«Арифметический бум». Отработка задач № 1 КИМ ОГЭ.

1

03.10


2

«Координатный марафон». Отработка задач № 3 КИМ ОГЭ.

1

10.10


3

«Забавные числа». Отработка задач №4 КИМ ОГЭ.

1

17.10


4

«Найди, если сможешь». Отработка задач № 6 КИМ ОГЭ.

1

24.10


5

«Графический лабиринт» Отработка задач № 10 КИМ ОГЭ.

1

07.11


6

«Ох, уж этот прогресс» Отработка задач № 11 КИМ ОГЭ.

1

14.11


7

«Упростить просто». Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ.

1

21.11


8

«Дуэт». Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ.

1

28.11


Модуль «Геометрия» 1 часть



9

«Каковы углы?». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ.

1

05.12


10

«А длина какова?». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ.

1

12.12


11

«Игра на площадке». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ.

1

19.12


12

«В клетку». Отработка задач №19 КИМ ОГЭ.

1

26.12


13

«Верю, не верю». Отработка задач № 20 КИМ ОГЭ.

1

16.01


14

«Табличный экспресс». Отработка задач № 2 КИМ ОГЭ.

1

23.01


15

«Найди на графике». Отработка задач № 5 КИМ ОГЭ.0

1

30.01


16

«Проценты в нашей жизни». Отработка задач № 7 КИМ ОГЭ.

1

06.02


17

«Колесо обозрения». Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ.

1

13.02


18

«Диаграммы» Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ.

1

20.02


19

«Вероятностный подход» Отработка задач № 9 КИМ ОГЭ.

1

27.02


20

«Формульный редактор» Отработка задач № 13 КИМ ОГЭ.

1

06.03


Модуль «Алгебра» часть 2



21

«Попробуй-ка найди» Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ.

1

13.03


22

«Непростая задача». Отработка задач № 22 КИМ ОГЭ.

1

20.03


23

«Функционируй». Отработка задач № 23 КИМ ОГЭ.

1

03.04


Задачи-великаны



24

Отработка задач № 24 КИМ ОГЭ

1

10.04


25

Отработка задач № 25 КИМ ОГЭ

1

17.04


26

Отработка задач № 26 КИМ ОГЭ

1

24.04


27

Итоговое занятие «Сдай ОГЭ на отлично». Написание Демонстрационной версии КИМ ОГЭ 2018

3

08.05

15.05

22.05



Итого

29



Формы контроля и оценки качества полученных знаний в рамках элективного курса:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задани