умение определять основополагающее понятие и производить логико-структурный анализ, определять основные признаки и свойства с помощью соответствующих средств и инструментов;
умение проводить классификацию объектов на основе критериев, выделять основное на фоне второстепенных данных;
умение проводить логическое рассуждение в направлении от общих закономерностей изучаемой задачи до частных рассмотрений;
умение строить логические рассуждения на основе системных сравнений основных компонентов изучаемого математического раздела или модели, понятия или классов, выделяя определенные существенные признаки или критерии;
умение выявлять, строить закономерность, связность, логичность соответствующих цепочек рассуждений при работе с математическими задачами, уметь подробно и сжато представлять детализацию основных компонентов при доказательстве понятий и соотношений на математическом языке;
умение организовывать поиск и выявлять причины возникающих процессов, явлений, наиболее вероятные факторы, по которым математические модели и объекты ведут себя по определенным логическим законам, уметь приводить причинно-следственный анализ понятий, суждений и математических законов;
умение строить математическую модель при заданном условии, обладающей определенными характеристиками объекта при наличии определенных компонентов формирующегося предполагаемого понятия или явления;
умение переводить текстовую структурно-смысловую составляющую математической задачи на язык графического отображения - составления математической модели, сохраняющей основные свойства и характеристики;
умение задавать план решения математической задачи, реализовывать алгоритм действий как пошаговой инструкции для разрешения учебно-познавательной задачи;
умение строить доказательство методом от противного;
умение работать с проблемной ситуацией, осуществлять образовательный процесс посредством поиска методов и способов разрешения задачи, определять границы своего образовательного пространства;
уметь ориентироваться в тексте, выявлять главное условие задачи и устанавливать соотношение рассматриваемых объектов;
умение переводить, интерпретировать текст в иные формы представления информации: схемы, диаграммы, графическое представление данных;
В силу большой практической значимости данный курс представляет собой совокупность важных и полезных советов, знаний, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности учащихся. Для учащихся, которые пока не проявляют заметного роста в плане математического усвоения основного содержания изучаемого предмета, эти занятия помогут стать толчком в развитии интереса к предмету и способствуют положительной тенденции в плане подготовки к основному государственному экзамену по математике.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности:
Курс рассчитан на 29 занятия.1 час в неделю. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов математики:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Форма проведения занятия |
1 | Арифметические операции с дробями. Смешанные дроби, обыкновенные дроби, десятичные дроби. «Арифметический бум». Отработка задач № 1 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков и умений решать задачи № 1 КИМ ОГЭ, содержащие дроби. Арифметические операции с дробями. | Урок - игра. Арифметические операции с дробями. Карточки с заданиями (станциями) |
2 | «Числовая прямая». Координаты на прямой. Расположение точек с координатами на прямой. «Координатный марафон». Отработка задач № 3 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков и умений решать задачи на отыскание точек по координатам, на расположение и соответствие точек с задающими координатами. | Урок с использованием ИКТ средств. Среда: Математический конструктор 3.0. с имеющимся интерфейсным окном, задающим координатную плоскость. Урок -практика, исследование. |
3 | Иррациональные числа. Избавления от иррациональности в знаменателе. Свойства корней. Арифметические операции с корнями. «Забавные числа». Отработка задач № 4 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков арифметических операций содержащих арифметический квадратный корень. | Урок практика. Отработка навыков и умений решать практические задачи, содержащие корень. |
4 | Решение линейных уравнений. «Найди, если сможешь». Отработка задач № 6 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения уравнений относительно одной неизвестной. | Урок практической направленности. Решение уравнений, относительно одной неизвестной. |
5 | Построение графиков различных функций. Определение знака углового коэффициента. «Графический лабиринт» Отработка задач №10 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка умений строить графики различных функций, определять знак углового коэффициента, формирование умений сопоставлять графику функции уравнение задающее множество точек. Отработка навыка построения функции по таблице значений x и y. | Урок-исследование. Практическая работа. Использование графического калькулятора Desmos как проверки качества усвоения знаний, сверка с эталоном на этапе заключительного построения. Карточки с готовыми чертежами, сопоставление графика и уравнения. |
6 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. «Ох, уж этот прогресс» Отработка задач № 11 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения задач на определения n члена геометрической прогрессии, недостающего числа в ряду арифметической прогрессии, сумма геометрической и арифметической прогрессии. | Урок беседа. Отработка практических умений и навыков решения задач на геометрическую и арифметическою прогрессии. |
7 | Преобразование буквенных выражений. Выражения, содержащие формулы сокращенного умножения. Выделение полного квадрата. Многочлены. Деление углом. «Упростить просто». Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения задач на преобразование буквенных выражений, сокращения, формулы сокращенного умножения. | Урок путешествие. Отработка навыков и умений преобразовывать и упрощать сложные буквенные выражения. Карточки с заданиями шифровкой. |
8 | Решение систем уравнений и неравенств. «Дуэт». Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения задач на решение систем уравнений и систем неравенств. Построение графиков функции. Решение системы графическим методом. | Урок-исследование с использованием программной среды Desmos. |
9 | Задачи на отыскание значения угла в различных геометрических фигурах, находящихся в синтезе других геометрических объектов. «Каковы углы?». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание величины угла | Урок беседа. Урок практического характера. |
10 | Задачи на отыскание значения длины геометрического объекта, в различных геометрических фигурах. «А длина какова?». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание длины геометрического элемента. | Урок беседа. Урок практического характера. |
11 | Задачи на нахождения площадей фигур с использованием известных формул. «Игра на площадке». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ. | | Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание площади геометрического объекта. | Урок беседа. Урок практического характера. |
12 | Задачи на нахождения площадей фигур с использованием известных формул, на фоне клеток 1х1. «В клетку». Отработка задач № 19 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения геометрических задач на отыскание площади геометрического объекта. | Урок беседа. Урок практического характера. |
13 | Теоретический марафон. «Верю, не верю». Отработка задач № 20 КИМ ОГЭ. | 1 | Создание на уроке кластеров или ментальной карты определений. | Урок в режиме модели World Cafe. Теоретический батл. |
14 | Анализ диаграмм, таблиц и схем. «Табличный экспресс». Отработка задач № 2 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка на уроке навыков решения, анализа и генерация обсуждения текстовых задач с помощью составления диаграмм, таблиц данных или схем. | Мозговой штурм. |
15 | Анализ диаграмм, таблиц и схем. «Найди на графике». Отработка задач № 5 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка на уроке навыков решения и анализа текстовой задачи и определения стратегий ее решения на соответствующей иллюстрации, определяющей метод решения. Сопоставление условий задачи и ее интерпретации. Отыскание на графике элементов, удовлетворяющих решению. | Урок беседа. |
16 | Решение экономических задач на отыскание прибыли или скидки. Проценты. Доли. «Проценты в нашей жизни». Отработка задач № 7 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения текстовых задач на отыскание скидки. | Урок решения практических задач. Деловая игра. «Скидки вокруг нас» |
17 | Решение текстовых задач по данным на диаграмме. «Колесо обозрения». Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения практических задач на отыскание долей, процента или части значения от целого. Представление данных в схемах, диаграммах, таблицах. | Урок беседа. Решение практических задач. |
18 | Решение задач на диаграммы. «Диаграммы» Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решение на отыскание значений по диаграмме. | Урок исследование. Использование таблиц eсxele. Построение диаграмм по данным. |
19 | Решение задач на определения вероятности определенного события. «Вероятностный подход» Отработка задач № 9 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения задач на определения события. Отрицание. Классическое определение вероятности. Правило умножение. | Мозговой штурм. Решение задач на вероятность различными методами комбинаторики. |
20 | Решение задач на выражение одних величин через известные. Сопоставление переменных задачи с 1соответствующим обозначением. Работа с формулой. «Формульный редактор» Отработка задач № 13КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения задач на выявление неизвестных величин в формуле через известные. | Урок решение практических задач. |
21 | Решение задач второй части. Уравнения различных степеней. Уравнения, содержащие корни, показательные уравнения, задачи с буквенными выражениями. «Попробуй-ка найди» Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ. | 1 | Отработка навыков решения задач на отыскание корня уравнения, переменной, выражения. | Урок решение практических задач. |
22 | Решение текстовых задач. «Непростая задача». Отработка задач № 22 КИМ ОГЭ. | 1 | Решение задач на отработку текстовых задач на движение, на работу.. | Урок решение практических задач. |
23 | Решение задач на построение графиков функций различных видов. «Функционируй». Отработка задач № 23 КИМ ОГЭ. | 1 | Решение задач на отработку задач на построение графиков функций и его свойств, исследование графика функции. | Урок решение практических задач. |
24 | Задачи-великаны. Геометрические задачи на отыскание различных элементов фигур. |
Отработка задач № 24 КИМ ОГЭ Отработка задач № 25 КИМ ОГЭ Отработка задач № 26 КИМ ОГЭ | 1 | Решение задач на отыскание геометрических компонентов. Задачи на дополнительные построение, на использование геометрического аппарата формул, теорем и доказательства. | Урок решение практических задач. |
1 |
1 |
27 | Итоговое занятие «Сдай ОГЭ на отлично». Написание Демонстрационной версии КИМ ОГЭ 2018. | 3 | Самостоятельная работа | Итоговое занятие «Сдай ОГЭ на отлично». Написание Демонстрационной версии КИМ ОГЭ 2018. |
№ | Название модуля (темы) | Количество часов | Дата |
План. | Факт. |
Модуль «Алгебра» 1 часть | | |
1 | «Арифметический бум». Отработка задач № 1 КИМ ОГЭ. | 1 | 03.10 | |
2 | «Координатный марафон». Отработка задач № 3 КИМ ОГЭ. | 1 | 10.10 | |
3 | «Забавные числа». Отработка задач №4 КИМ ОГЭ. | 1 | 17.10 | |
4 | «Найди, если сможешь». Отработка задач № 6 КИМ ОГЭ. | 1 | 24.10 | |
5 | «Графический лабиринт» Отработка задач № 10 КИМ ОГЭ. | 1 | 07.11 | |
6 | «Ох, уж этот прогресс» Отработка задач № 11 КИМ ОГЭ. | 1 | 14.11 | |
7 | «Упростить просто». Отработка задач № 12 КИМ ОГЭ. | 1 | 21.11 | |
8 | «Дуэт». Отработка задач № 14 КИМ ОГЭ. | 1 | 28.11 | |
Модуль «Геометрия» 1 часть | | |
9 | «Каковы углы?». Отработка задач № 16 КИМ ОГЭ. | 1 | 05.12 | |
10 | «А длина какова?». Отработка задач № 17 КИМ ОГЭ. | 1 | 12.12 | |
11 | «Игра на площадке». Отработка задач № 18 КИМ ОГЭ. | 1 | 19.12 | |
12 | «В клетку». Отработка задач №19 КИМ ОГЭ. | 1 | 26.12 | |
13 | «Верю, не верю». Отработка задач № 20 КИМ ОГЭ. | 1 | 16.01 | |
14 | «Табличный экспресс». Отработка задач № 2 КИМ ОГЭ. | 1 | 23.01 | |
15 | «Найди на графике». Отработка задач № 5 КИМ ОГЭ.0 | 1 | 30.01 | |
16 | «Проценты в нашей жизни». Отработка задач № 7 КИМ ОГЭ. | 1 | 06.02 | |
17 | «Колесо обозрения». Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ. | 1 | 13.02 | |
18 | «Диаграммы» Отработка задач № 8 КИМ ОГЭ. | 1 | 20.02 | |
19 | «Вероятностный подход» Отработка задач № 9 КИМ ОГЭ. | 1 | 27.02 | |
20 | «Формульный редактор» Отработка задач № 13 КИМ ОГЭ. | 1 | 06.03 | |
Модуль «Алгебра» часть 2 | | |
21 | «Попробуй-ка найди» Отработка задач № 21 КИМ ОГЭ. | 1 | 13.03 | |
22 | «Непростая задача». Отработка задач № 22 КИМ ОГЭ. | 1 | 20.03 | |
23 | «Функционируй». Отработка задач № 23 КИМ ОГЭ. | 1 | 03.04 | |
Задачи-великаны | | |
24 | Отработка задач № 24 КИМ ОГЭ | 1 | 10.04 | |
25 | Отработка задач № 25 КИМ ОГЭ | 1 | 17.04 | |
26 | Отработка задач № 26 КИМ ОГЭ | 1 | 24.04 | |
27 | Итоговое занятие «Сдай ОГЭ на отлично». Написание Демонстрационной версии КИМ ОГЭ 2018 | 3 | 08.05 15.05 22.05 | |
| Итого | 29 | | |