СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к огэ-2021.синтаксический анализ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к огэ-2021.синтаксический анализ»

Как работать над заданиями с кратким ответом ОГЭ

по русскому языку (задание № 2. Синтаксический анализ)



Краткая характеристика задания



Задание 2 выполняется на основе прочитанного текста, состоящего из 5 предложений. Оно направлено на комплексную проверку знаний учащихся в области синтаксиса: умения определять грамматическую (предикативную) основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого, виды второстепенных членов предложения; находить однородные и обособленные члены предложения, конструкции, не являющиеся членами предложения, – вводные слова и словосочетания, вводные предложения, обращения; определять виды сложных предложений, виды связи простых предложений в составе сложных, типы придаточных предложений и типы подчинительной связи в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. Из пяти данных на выбор утверждений только два или три могут быть верными. Правильное выполнение задания оценивается одним (1) баллом.

Формулировка задания

Прочитайте текст.

(1) Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 две грамматические основы.

2) В предложении 2 грамматическая основа – проблема не решена.

3) В первой части предложения 3 есть простое глагольное сказуемое.

4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения.

5) Предложение 5 – сложносочинённое.


Рекомендации по выполнению задания


Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в словосочетаниях и предложениях. В задании 2 основное внимание уделяется именно теории.

В первую очередь важно научиться различать главные и второстепенные члены предложения, выявлять грамматическую основу предложения. Для этого рекомендуем использовать традиционные способы: задавать вопросы к словам, определять лексический состав членов предложения, помня о том, что они могут быть выражены не только одним словом, но и сочетанием слов. Особое внимание следует уделять односоставным предложениям.

Следующий этап работы над заданием 2 – анализ структуры простого предложения: выявление однородных и обособленных членов предложения, вводных конструкций, обращений, наличия прямой речи. Особенности каждой синтаксической конструкции определяются её ролью в раскрытии содержания высказывания, поэтому необходимо применять различные способы синтаксического анализа предложения.

Анализ любого предложения, особенно сложного, рекомендуем начинать с определения грамматической основы, используя графические обозначения. Затем необходимо обратить внимание на союзы и союзные слова, с помощью которых связаны предложения. При этом нельзя забывать, что некоторые подчинительные союзы и союзные слова (когда, если, чтобы) могут стоять в начале всего предложения. Чтобы избежать ошибок в классификации видов сложных предложений, необходимо хорошо знать разряды союзов и союзных слов, а также тренировать умение составлять вертикальные (блочные ) схемы предложений.


Алгоритм выполнения задания


  1. Внимательно прочитайте текст, так как любая синтаксическая

конструкция создаётся для адекватной передачи определённого содержания.

Анализируйте каждое из пяти утверждений отдельно.

  1. Прочитайте утверждение; определите, наличие какого именно синтаксического явления в предложении заявлено в этом утверждении.

  2. Внимательно перечитайте предложение текста, осмыслите его содержание и синтаксическое строение.


  1. Если речь идёт о грамматической основе:

  1. Найдите подлежащее (оно обозначает то, о чём говорится в предложении). Подлежащее, как правило, отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?».

  2. Найдите сказуемое (оно обозначает, что именно говорится о подлежащем). Сказуемое отвечает на вопросы «Что делает предмет?», «Какой (каков) он?», «Что он такое?», «Кто он такой?»). Если это необходимо, определите вид сказуемого.

  3. Определите состав грамматической основы и / или количество грамматических основ.

  4. Определите, полным или неполным, двусоставным или односоставным является предложение; определите вид односоставного предложения.

  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.


  1. Если речь идёт о второстепенных членах предложения:

  1. Найдите подлежащее и сказуемое.

  2. Найдите состав подлежащего: слова, которые связаны по смыслу и грамматически с подлежащим (дополнения, определения).

  3. Найдите состав сказуемого: слова, которые связаны по смыслу и грамматически со сказуемым (дополнения, обстоятельства).

  4. Определите тип второстепенных членов.

  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.


  1. Если речь идёт об однородных членах предложения:



  1. Найдите подлежащее и сказуемое.

  2. Найдите слова, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос.

  3. Определите типы однородных членов предложения.

  4. Проверьте наличие обобщающего слова.

  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.



  1. Если речь идёт об обособленных членах предложения:



  1. Найдите подлежащее и сказуемое.

  2. Выявите конструкции, выделенные знаками препинания.

  3. Найдите в этих конструкциях главное слово, определите, какой частью речи оно является (так Вы узнаете, чем выражен обособленный член предложения).

  4. Найдите в предложении определяемое слово, задайте от него вопрос к обособленной конструкции.

  5. Классифицируйте тип обособленного члена (определение, дополнение, обстоятельство).

  6. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.



  1. Если речь идёт о конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения:

  1. Найдите подлежащее и сказуемое.

  2. Выявите конструкции, выделенные знаками препинания.

  3. Проверьте, можно ли к словам, выделенным знаками препинания, поставить вопрос от других членов предложения.

  4. Проверьте, не называют ли эти слова того, к кому обращаются с речью.

  5. Уточните значения найденных конструкций по списку значений вводных слов.

  6. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.



  1. Если речь идёт о сложных предложениях:



  1. Найдите подлежащее и сказуемое.

  2. Отметьте союзы/союзные слова, определите их разряд.

  3. Составьте горизонтальную схему предложения, для того чтобы выявить виды связи между простыми предложениями в составе сложного, определите виды придаточных.

  4. Составьте вертикальную схему предложения, для того чтобы выявить типы подчинения в сложном предложении с несколькими придаточными.

  5. Сравните с характеристикой предложения, данной в утверждении.


Вывод


Если результат Вашего синтаксического анализа совпадает с характеристикой предложения, данной в утверждении, значит, Вы нашли правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.


Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)


В комментарии показано выполнение задания 2, приведённого в начале раздела. Сначала необходимо прочитать текст, так как любая синтаксическая конструкция создаётся для адекватной передачи определённого содержания.

Первое утверждение содержит указание на некоторые синтаксические особенности первого предложения: «1) В предложении 1 две грамматические основы». Обратите внимание, что речь идёт о количестве грамматических основ, значит рассуждение надо строить по разделу I алгоритма.

Перечитайте первое предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о ком или о чём говорится в предложении и как действуют субъекты. Для наглядности обозначьте подлежащее и сказуемое графически, составьте горизонтальную схему предложения:

  1. [Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том], (что на ней живём мы – разумные люди), (появление которых стало вершиной эволюции).

Вывод. В результате анализа выяснилось, что в первом предложении три грамматические основы, а в утверждении написано, что их две. Ответ ошибочный.

Второе утверждение также нацелено на работу с грамматической основой, на определение её состава: «2) В предложении 2 грамматическая основа – проблема не решена».

Перечитайте второе предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о ком или о чём идёт речь в предложении и как действуют субъекты.

  1. Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.

Это предложение простое, двусоставное. Что? – «проблема» (подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже). Какова?«не решена» (составное именное сказуемое с нулевой связкой в настоящем времени и именной частью, выраженной кратким страдательным причастием).

Грамматическая основа – «проблема не решена».

Вывод. Результат синтаксического анализа предложения соответствует смыслу высказывания в утверждении. Значит, это правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.

Третье утверждение требует применить знание типов сказуемых: «3) В первой части предложения 3 есть простое глагольное сказуемое». Следовательно, рассуждение надо строить по разделу I алгоритма. Прежде всего необходимо найти грамматическую основу и обозначить её графически, а затем определить состав сказуемых и установить тип сказуемого в первой части сложного предложения.

(3)[Следы жизни были обнаружены в горных породах], (возраст которых – около миллиарда лет).

Сказуемое в первой части выражено сочетанием краткого страдательного причастия с глаголом-связкой «быть», употреблённым в прошедшем времени, значит, это составное именное сказуемое.

Вывод. Результат синтаксического анализа и содержание утверждения не совпадают. Ответ ошибочный.

Четвёртое предложение нацелено на работу с обособленными членами предложения: «4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения», поэтому рассуждение необходимо строить по разделу IV алгоритма. Найдите и подчеркните грамматическую основу, чтобы исключить её из области анализа. Далее определите, какие конструкции выделены запятыми. Вспомните, что уточняющие члены сужают понятие, названное в основной части предложения, и отвечают на тот же вопрос, что и уточняемое слово.

(3)[Иными словами, около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала], [имелись атмосфера и гидросфера].

Второй запятой разделяются два простых предложения в составе сложного бессоюзного. Первая запятая отделяет сочетание слов, не связанное ни с одним словом в предложении. Это дополнительное замечание автора – вводная конструкция.

Вывод. Результат синтаксического анализа и содержание утверждения не совпадают. Ответ ошибочный.

Пятое утверждение заставляет обратиться к синтаксису сложного предложения: «5) Предложение 5 – сложносочинённое». Найдите грамматические основы и союзы / союзные слова, связывающие части сложного предложения, определите разряд(-ы) союза(-ов).

[(5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля], но, [в отличие от неё, они безжизненны].

Перед нами сложное предложение, которое содержит две грамматические основы. Союз «но», противопоставляющий содержание второго предложения содержанию первого,сочинительный. Значит, предложение сложносочинённое.

Вывод. Результат синтаксического анализа соответствует смыслу высказывания в утверждении. Значит, это правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.

Итак, в строке ответа надо записать: 25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!