Как научиться сдавать экзамены?
Хорошая подготовка –
это половина победы.
М. Сервантес
Если бы мы сделали всё, на что способны, мы бы сами себе поразились.
Т. Эдисон
Суммарное число баллов
Уровень вашей стрессоустойчивости
54 – 53
Очень низкий
52 – 50
Низкий
49 – 46
Ниже среднего
45 – 42
41 – 38
Чуть ниже среднего
Средний
37 – 34
Чуть выше среднего
33 – 30
Выше среднего
29 – 26
Высокий
26 – 18
Очень высокий
Подготовка к экзамену
Изучение учебного материала перед экзаменом
Поведение накануне экзамена
Поведение во время экзамена
Часть 1
Подготовка к экзамену.
Оборудовать место для занятий
убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
Ввести в интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
Составить план.
Четко определить, какие именно разделы какого предмета сегодня будет изучаться.
Чередовать работу и отдых:
10 мин. — перерыв.
40 мин. – занятий.
Часть 2
Изучение учебного материала перед экзаменом.
Не старайтесь вызубрить весь учебник наизусть.
Не вызубрить, а понять материал.
Структурируйте материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге.
при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать.
Начните с самого трудного - с того раздела, который знаешь хуже всего.
Но если трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Конкретные задачи.
Программа подготовки на каждый день.
Составление плана ответа на каждый вопрос.
Каждый пункт на отдельном листке.
Материальное выражение труда.
Полезно повторять материал по вопросам.
Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику.
Ответы на наиболее трудные вопросы развернуто расскажите любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах.
Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.
Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом.
Обязательно решайте задачи по математике, физике, биологии
Разбирайте предложения, слова (по русскому языку)
При запоминании большого объёма информации используйте метод ассоциаций .
Ассоциации - это связи. Нужно найти связь терминов с любым словом или понятием. И чем смешнее и глупее будет эта связь, тем лучше это запомнится
Запомни планеты солнечной системы в определённом порядке, используйте метод аббревиатуры, составьте предложение из слов, которые начинаются с первых букв планет.
Меркурий
Сатурн
Венера
Уран
Земля
Нептун
Марс
Юпитер
Между волком и зайцем маленькая юркая стрекоза успела найти подберёзовик.
Составьте ассоциативную цепочку:
Кот
Чашка
Камень
Бумага
Кирпич
Яблоко
Мальчик
Ветка
Небо
Ландыш
Если вам начинает казаться, что это выучить невозможно, и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется
- Отделите легкие для вас вопросы.
2. Сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах.
В конце каждого дня подготовки следует проверить , как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
Часть 3
Поведение на экзамене.
Можно писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.
Никогда не думайте о том, что провалитесь, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа.
Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение, но и позволяют вам делать все спустя рукава.
Чтобы улучшить память.
особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу.
1. Морковь -
Совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
2. Ананас -
Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56).
источник анергии для кратковременной памяти (при составлении планов, расписаний) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.
3. Авокадо -
Чтобы успешно грызть гранит науки.
1. Капуста -
снимает нервозность. Так как снижает активность щитовидной железы. Съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
2. Лимон -
освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо выпивать стаканчик лимонного сока.
3. Черника -
идеальная ягода для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма.
Снижение скорости нервных процессов.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода.
Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
Вторая проблема - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.
Если доминирует одно из них – правое(образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность активно решать стоящие перед ним задачи.
Если нужно быстро на чём-то сосредоточиться, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «х», и несколько минут созерцать его.
Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтоб он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.
Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно.
Как правильно зевать?
Во время зевка массировать обеими руками круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон.
Поведение накануне экзамена.
Не надо себя переутомлять.
За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена. Надо представить себе во всех деталях обстановку и свой ответ (со всеми чувствами, переживаниями, действиями).
Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте все самые страшные подробности и ужасающие последствия. Это приводит человека к мысли, что бояться, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.
Во время экзамена.
1. Взяв билет, ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять с того вопроса, который для вас легче.
2. Напишите примерный план ответа. Составьте список всех нюансов.
3. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты каких-либо событий, подчеркните их.
4. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
Что делать если…
— ...вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного.
Не впадать в панику, сразу начать записывать. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли.
— ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.
Сохранить спокойствие. Повторите последнюю фразу другими словами. За это время вспомните план ответа. Посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу.
Ничего страшного. Надо закончить говорить то, о чем говорили, затем сказать то, что пропустили.
— ...вы уже почти закончили отвечать, и наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, о чем забыли сказать.
— ...вас не слушают.
Не воспринимайте это как личное оскорбление. Продолжайте ответ.
— ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить.
Сконцентрируйте внимание на ответе. Так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо.
Посмейтесь вместе со всеми. Если же оговорку кроме вас никто не заметил, продолжайте говорить.
— ...вы оговорились, и все стали смеяться.
— ...вам задают дополнительный вопрос.
Не пугайтесь. Можно сказать, что вам надо немного подумать. Сначала сформулируйте ответ в уме, потом говорите.
— ...вы ошиблись.
Если вы знаете, как исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Не бойтесь ошибок!