СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Бессоюзные предложения. Самостоятельная работа.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем подготовку к ОГЭ, изучая тему «Бессоюзные предложения». Вашему вниманию предлагается два варианта, в основе которых – задания в формате ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Бессоюзные предложения. Самостоятельная работа.»

Бессоюзные предложения

Суязова И.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Каменская СОШ № 1 с УИОП»

Воронежской области

Вариант 1

(задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ)

1. Прочитайте текст.

(1)Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. (2)Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода. (3)После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей. (4)Там на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков. (5)Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали…(По М.М.Пришвину)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 поставлены запятые, так как простые предложения в нём обозначают одновременность происходящих событий.

2) Предложение 2 сложное, бессоюзное, состоит из трёх предложений.

3) В предложении 3 поставлено двоеточие, потому что второе предложение в составе сложного поясняет первое предложение.

4) Предложение 4 простое.

5) В предложении 5 поставлено двоеточие: последних два предложения в составе сложного поясняют предыдущее предложение.


2. Прочитайте текст.

(1)Еще деревья не распустились, на ветвях лишь вспухли пахучие почки, готовые с минуты на минуту взорваться нежной клейкой листвой. (2)Раскололось над крышами зданий хмурое ленинградское небо – в ярких голубых прорехах заплескался солнечный свет. (3)Из-за каменных зданий солнца не видно, но оно ощущается во всем: в сверкании нарядных витрин магазинов, в хромированном блеске снующих по улицам машин, в бойких солнечных зайчиках, прыгающих на тротуары из окон домов. (4)Солнечный Ленинград — это совсем другой город: он сразу молодеет лет на сто, становится прозрачнее, его причудливо украшенные чугунным литьем мосты через Неву уже не кажутся громоздкими, тяжело нависшими над водой, а, наоборот, легкими, воздушными. (5)Они не давят на воду — парят над ней. (По В. Козлову)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 между первым и вторым предложением в составе сложного поставлена запятая, так как простые предложения в нём обозначают одновременность происходящих событий.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 2 указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Предложение 3 сложное, бессоюзное.

4) Тире в предложении 4 ставится, потому что вторая часть поясняет содержание того, о чём говорится в первой части.

5) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения 5 противопоставлено первой части.


3. Прочитайте текст.

(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далекого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

(2)В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. (3)Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (4)Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать. (5)Дед понял: начался лесной пожар и огонь идет прямо на него. (По К. Паустовскому)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, бессоюзное.

2) В предложении 2 грамматическая основа пошёл охотиться.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 3 указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) В предложении 4 между первым и вторым предложением в составе сложного поставлена запятая, так как простые предложения в нём обозначают одновременность происходящих событий.

5) Предложение 5: второе и третье предложения в составе сложного раскрывают содержание того, о чём говорится в первой части.


4. Прочитайте текст.

(1)К утру ветер совсем стих, небо очистилось от туч, на нём высыпало множество ярких мерцающих звёзд. (2)Луна, круглая, как буханка белого хлеба, висела прямо над нами. (3)Её обрамлял большой круг, похожий на радугу, только без ярких красок; одни жёлтые оттенки играли и переливались. (4)Было красиво и немного страшно: такой круглой и жёлтой радуги вокруг луны я не видел никогда. (5)Взошло солнце – луна сначала поблекла, а потом совсем исчезла, словно растаяла в синеве неба. (По М. Колосову)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 между первым и вторым предложением в составе сложного поставлена запятая, так как простые предложения в нём обозначают одновременность происходящих событий.

2) Предложение 2 сложное, союзное, сложноподчинённое.

3) Предложение 3 простое.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 4 указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

5) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения 5 указывает на время события, о котором говорится в первой части.


5. Прочитайте текст.

(1)Всю жизнь Ломоносов работал на пределе, как теперь сказали бы, «на износ». (2)В Москву приехал, не имея в городе ни единого знакомого, спал зимой на возу с рыбой, голодал: денег не было вовсе. (3)Потом, когда начал учиться, просиживал за книгами не часы — сутки. (4)Экономил на всем. (5)Ведь все его «жалованье» во время учебы — три копейки в день, а богатый отец решил, что возьмет его измором: денег не посылал и настоятельно требовал его возвращения домой. (6)Недоедал в молодости постоянно. (По Я.Голованову)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложносочиненное.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 2 указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Предложение 3 простое.

4) Предложение 4 простое, неполное.

5) Последнее предложение в составе сложного предложения 5 поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущем.

(задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ)

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять запятые (-ая).

Испуганная лосем (1) Настенька изумленно смотрела на змею (2) гадюка по-прежнему лежала (3) свернувшись колечком в теплом луче солнца.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять тире.

Вот кругом него собрался народ из крепости (1) он никого не замечал; постояли (2) потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов (3) он их не тронул (4) лежал себе ничком(5)как мертвый.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять двоеточие.

Я поднял глаза(1) на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье(2)с распущенными косами(3)настоящая русалка.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять двоеточие.

Мячик прыгает цветной во дворе передо мной (1) этот мячик очень мил (2) стекол он еще не бил.


10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять тире.

Идущий в дорогу и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу(1) нет спутника лучше ее (2) болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу (3) в мире нет лекарств ее сильнее.

(задания 11 – 15 в формате ЕГЭ прошлых лет)

11. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Стих Анны Ахматовой предметен: он возвращает вещам первозданный смысл и останавливает внимание на том, что мы в обычном состоянии способны пропустить, не оценить, не почувствовать.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём сказано в первой части.

4) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.


12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике горьковских персонажей: «красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рождённых ползать».

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, обозначенного во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит сравнение с тем, о чём сказано в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.


13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Имение нельзя смешивать с усадьбой: усадьба – не всё землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

М.В. Ломоносова называют первым русским академиком: он проявил особую широту интересов в занятиях физикой, химией, геологией, историей России и поэзией.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.


15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я повнимательней присмотрелся и увидел: у костра на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с охотником.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.

16. Слепая таблица

Устраните пропуски в таблице «Знаки препинания в бессоюзном предложении». Впишите примеры,

Знак препинания

Схема-объяснение

«проверочные» союзы или слова

пример

Двоеточие

1. [ ] : [ причина ]

потому что; так как

???



2. [ ] : [ дополнение ]

что; как

Я тебе определённо скажу: у тебя есть талант.

???


Ученик заглянул в класс: никого не было.

3. [ ] : [ пояснение ]

именно; то есть

???




Тире

1. [ ] - [ противопоставление ]

а

Смелые побеждают — трусливые погибают.


2. [ время ] - [ ]

[условие ] - [ ]

когда

если

???






Вариант 2

(задания 1 – 5 даны в формате задания 2 ОГЭ)

1. Прочитайте текст.

(1)Стало свежо и сыро; мы плотнее закутались в плащи. (2)Дремота начала одолевать нас, но слух оставался по-прежнему чутким: шевелился ли кто-нибудь из товарищей, гребцы ли сдержанным шепотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой.

(3)С час мы плыли таким образом, как вдруг были выведены из полусонного состояния новым сильным ревом. (4)Олень стоял на этот раз шагов за сто от нас, на самом берегу. (5)Еще минута — он тяжело бухнулся в воду.

(И. Бильфельд)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) Предложение 2 бессоюзное, состоит из трёх предложений.

3) Предложение 3 простое.

4) Предложение 4 простое, односоставное.

5) Предложение 5 бессоюзное.


2. Прочитайте текст.

(1)Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная земля за ночь стала золотой. (2)Бледно-желтый свет поднимался от земли, засыпанной листьями.

(3)Начиналось бабье лето – дни как бы сделались светлее и чище. (4) Воздух, трава, сухие ветки — всё затянулось цепкой паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали всю землю своей пряжей.

(5)Ледяное небо по ночам блистало созвездиями: Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные осенью сенокосные дороги. (По К. Паустовскому)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Двоеточие в бессоюзном предложении 1 ставится, потому что вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Предложение 2 простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3) Тире ставится, потому что вторая часть бессоюзного сложного предложения 3 указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Предложение 4 сложное, состоит из пяти предложений.

5) Предложение 5 сложное, с разными видами связи – с бессоюзной, союзной подчинительной и союзной сочинительной.


3. Прочитайте текст.

(1)Историзмы — слова и словосочетания, которые обозначали существовавшие когда-то предметы и явления реальной жизни. (2)Например: крепостной, смерд, юнкер и другие. (3) Ушли в прошлое предметы — вышли из употребления слова.

(4)Изменения в общественной жизни выводят из активного словарного запаса множество слов, но они вспоминаются тут же, как только мы заглядываем в прошлое. (5)Поэтому без историзмов не обойтись в трудах по истории: далеко не все в прошлом может быть названо сегодняшними словами. (6)Так, бояре как сословие ушли в историю, и в этой самой истории их можно назвать только этим словом.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, сложноподчинённое, с придаточным определительным.

2) В бессоюзном предложении 3 тире ставится, потому что вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Предложение 4 сложносочинённое.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 5 указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

5) Предложение 6 простое.


4. Прочитайте текст.

(1)Если вы постоянно работаете за своим столом в кабинете, у вас создается свой порядок, к которому вы привыкаете: вы знаете, где и какая книга лежит у вас на столе и где лежит ручка, карандаш. (2)Протянете руку — берёте то, что нужно. (3)Это ваш порядок, и его менять нельзя.

(4)Вот тут-то и появляется сорока. (5)Кому довелось у себя в доме держать ручную сороку, тот знает, что это такое...

(6) Сорока-белобока очень красивая птица: хвост у нее отливает красноватым и зеленоватым металлическим блеском, голова угольно-черная, на боках белые пятна.(7) Она отличается веселым характером, однако у нее две примечательные особенности: она прелюбопытна и у нее неодолимая страсть к накоплению богатств.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 бессоюзное.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения 2 указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Предложение 3 сложносочиненное.

4) Второе и третье предложения в составе сложного бессоюзного предложения 6 поясняет, раскрывает содержание первой части.

5) Предложение 7 бессоюзное.


5. Прочитайте текст.

(1)Собирать крапиву для лечебных целей рекомендуется во время ее цветения: в этот период в растении накапливается наибольшее количество биологически активных веществ. (2)Весной, когда запасы витаминов в организме иссякают, полезны салаты из нежных верхушек крапивы. (3)Их предварительно промывают под струей горячей воды, затем растирают пальцами, чтобы избавиться от жгучих иголок.

(4)Крапиву можно заготавливать на зиму, для чего ее высушивают в тени и растирают в порошок, который потом добавляют в пищу. (5)Еще один полезный совет: хотите дольше сохранить в жаркий летний день мясо или рыбу — плотно обложите их листьями крапивы. (По материалам журнала)

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения 1 указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Предложение 2 бессоюзное.

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным цели.

4) Предложение 4 сложное, состоит из четырёх предложений.

5) В предложении 5 двоеточие ставится, потому что второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого в составе сложного; тире ставится, потому что предложение второе указывает на условие совершения того, о чём говорится во третьем предложении.

(задания 6 – 10 даны в формате задания 3 ОГЭ)

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять запятые (-ая).

Она была хороша (1) высокая (2) тоненькая (3)глаза черные (4) как у горной серны (5) так и заглядывали к вам в душу.


7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять двоеточие.

Художник Коровин был талантлив во всем (1) он прекрасно пел (2) играл в любительских спектаклях (3) писал воспоминания.


8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять двоеточие.

Испуганная лосем (1) Настенька изумленно смотрела на змею (2) гадюка по-прежнему лежала (3) свернувшись колечком в теплом луче солнца.


9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять запятые.

В его облике было что-то барсучье (1) вытянутое вперед тупоносое лицо с черными усами и белой бородкой (2) скошенный низкий лобик и плотно лежащая (3) словно зализанная (4)седая щетина коротких волос.


10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры (-у), на месте которых (-ой) должны (-а) стоять тире.

Засыпая (1) вздрагивают вершины деревьев (2) на землю сыплются капли дождя.

(задания 11 – 15 в формате ЕГЭ прошлых лет)

11. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

К вечеру тучи опять стали расходиться: одни побледнели и бежали за горизонт, другие, над самой головой, превратились в белую прозрачную чешую, одна только чёрная большая туча остановилась на востоке.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.


12. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Школьный гербарий необходимо снабжать этикетками с подробной информацией о растениях: в них положено указывать не только место сбора данного растения, но и некоторые его биологические особенности.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.


13. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Триумфальные арки и колонны возводили во многих городах Европы: это были символы победы, границы своего и чужого мира.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Изобретение письменности имело большое значение: оно резко ускорило развитие культуры, размывая традиционный строй жизни, ломая вековую психологию.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время действия, совершаемого во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.


15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В сыром воздухе уже чувствовались волнующие запахи: винно-терпким ароматом полнились сады, резко, молодо пахла возле плетней свежая поросль травы.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

16. Слепая таблица

Устраните пропуски в таблице «Знаки препинания в бессоюзном предложении». Впишите примеры,

Знак препинания

Схема-объяснение

«проверочные» союзы или слова

пример

Тире

1. [время ] - [ ]

когда

???

2. ???

если

Любишь кататься - садись и катайся.

[ ] : [ противопоставление]

???

???

3. [ ] - [ сравнение ]

Как будто, как, словно, будто, точно

Молвит слово - соловей поёт.
























Ответы


Вариант1

Вариант 2

1

135

15

2

125

23

3

345

14

4

145

234

5

245

135

6

13

2345

7

13

1

8

1

2

9

2

234

10

13

2

11

1

4

12

2

1

13

3

4

14

2

4

15

4

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

03.04.2023 16:12
Суязова Ирина Анатольевна @mudraya
@id13734168пожалуйста. Рада, что помогла
03.04.2023 12:25
id13734168 @id13734168
Спасибо большое, Ирина Анатольевна!
30.05.2022 19:21
Суязова Ирина Анатольевна @mudraya
@id76827681 пожалуйста
30.05.2022 18:57
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо, Ирина Анатольевна!
15.05.2022 16:10
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!