СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ на основе полученных знаний о СПП

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ на основе полученных знаний о СПП»

Тема: Подготовка к ОГЭ на основе полученных знаний о СПП

Тип урока. Урок закрепления знаний, умений и навыков об изученных СПП

Класс: 9

Целевое назначение: закрепление предметных знаний, формирование УУД

Результативность обучения: безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Оценочный лист.


II. Мозговой штурм (проверка домашнего задания).


Синтаксическая разминка: продолжите высказывание.

1. СПП – это…(такое союзное сложное предложение, в котором предикативные части связаны между собой подчинительной связью, т.е. есть главная часть и зависимая).

2. По особенностям значения и строения СПП делятся на …(СП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными).

3. СПП с придаточным определительным – это…(относятся к члену предложения в главной части (сущ. или местоим.) и отвечают на вопрос: какой?)

4. СПП с придаточными изъяснительными – это…(относятся к сказуемому в главной части и отвечают на вопросы косвенных падежей).

5. СПП с придаточными обстоятельственными – это…(относятся ко всей главной части и отвечают на вопросы обстоятельства места, времени, причины и др.).

6. Мы изучили СПП с придаточными обстоятельственными…(места, времени и причины)

7. Мне эти теоретические знания пригодятся…(при анализе предложений, текста, при выполнении заданий ОГЭ, на экзамене).

Познавательные УУД:

1.Самоопределение

2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

3. Самооценка


III. Целеполагание.

- Ребята, продолжая разговор об изученных типах СПП, какую цель мы сегодня перед собой поставим? (См. на тему урока) – Закрепить знания, умения и навыки по пройденному материалу.

- А чтобы достичь эту цель, какие задачи мы должны решить?

- Повторить виды изученных СПП

- Уметь видеть главную и придаточную части СПП

- Определять тип придаточного

- Соблюдать правила пунктуации…

Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.


IV. Закрепление изученного.

Игра «Третье лишнее»

1.

Едва я открывал окна, в комнату залетали яркие кленовые листья.
В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.
Едва его кудрявая голова поднялась над палубой, француз выстрелил.

2.

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Когда ты шутишь, я смеюсь.

Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

3.

Я не удивился его поступку, потому что знал его характер.

Благодаря тому что мы ставили каждый день новые   пьесы,  театр   наш    довольно   охотно   посещался.

Показалась площадь, куда стекалась толпа.

-Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу и сделайте помету в листах самооценки.


Регулятивные УУД

1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, текст).

2. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме


Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Лингвистический и синтаксический анализ текста.

- Сегодняшний день – важная дата в истории нашей страны. Какая? (27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944г.)

Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осажденному Ленинграду

(Ю.Воронов)

И сейчас я предлагаю вам поработать с текстом. Давайте прочитаем его.

1) Как известно, в блокаду животных и птиц в городе почти не осталось, потому что все были съедены.
2) И вот в одной семье чудом уцелел кот и маленький попугай.
3) Кот уже не был похож на кота, ибо никто его не кормил.
4) Даже не потому, что было нечего есть, а просто не было сил думать еще и о животном. 5) Он был страшный, худой, лохматый, но еще двигался. 6)Единственное, за чем следила его маленькая хозяйка – это, чтобы всегда была закрыта клетка с попугаем - кот голодал вместе со всеми и так же хотел есть. 7)Шел январь - по воспоминаниям переживших блокаду, самый страшный месяц, когда от голода умирало очень много людей. 8)Короче говоря, на жизнь кота стал покушаться отец семейства, утверждая, что его необходимо съесть, пока он еще не сдох, иначе погибнут все остальные. 9)И девочка и мать слезно просили не трогать животное.
10)Отец злился, молчал, но терпение было уже на исходе.
11)Всё изменилось в один момент, когда члены семейства обнаружили, что клетка с попугаем открыта и птицы в ней нет.
12)Отец горько заметил, что, вот, дескать, берегли сокровище, а оно нагло сожрало птичку. 13)И тут девочка позвала всех в комнату и показала на стул. 14)Там, прижавшись друг к другу, грелись их два питомца.15) Кот почти по-отечески и очень осторожно свернулся вокруг попугая.16) Увидев эту картину, отец заплакал.
17)Ну, а кот стал, наверное, единственным котом в городе, кто вместе со всеми отмечал снятие блокады...

(отрывок из книги Д.Гранина и А.Адамовича «Блокада»)

Задание 1.

Какова тема приведённого отрывка?

Задание 2.

Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) В блокаду в Ленинграде почти не осталось домашних животных.

2) Январь был самым страшным месяцем для жителей блокадного Ленинграда.

3) Увидев кота и попугая, отец очень обрадовался.

4) Маленькая хозяйка следила за тем, чтобы клетка всегда была закрыта.

Задание 3.

Какие средства выразительности используются в тексте?

1) Вводные слова и конструкции

2) Эпитеты

3) Сравнение

4) Сниженная лексика

5) Лексические синонимы

6) Метафора

Задание 4.

В предложениях 7-10 найдите слово со значением «пытаться завладеть чем-то».

Покушаться

ФИЗМИНУТКА

Сейчас нам с вами предстоит серьезная работа, и для большей результативности давайте проведем физминутку для усиления кровоснабжения головного мозга.

- В знак согласия с утверждением делаем так… (2 кивка), в знак несогласия - так (в стороны). Попутно повторим материал к ОГЭ.

  1. Метафора – скрытое сравнение? (да)

  2. Фразеологизм – художественное определение? (нет)

  3. Приставка с- - постоянная, неизменяемая? (да)

  4. Гипербола – художественное преувеличение? (да)

  5. В слове «стеклянный» -н- - суффикс? (нет)

  6. Слово «конечно» всегда вводное? (нет)

  7. Чтобы, что, если – сочинительные союзы? (нет)

  8. А, но, да но, однако, зато – противопоставительные союзы? (да)

Задание 5 (работа в группах по 3-4 человека).

Заполните таблицу, указывая номера СПП:

1) с придаточным времени

2) с придаточным причины

3) с придаточным изъяснительным

4) с придаточным определительным

Время

Причина

Изъяснительное

Определительное

8

1,3,4

6,8,11,12

6,7,11,17



Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.



Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Регулятивные УУД

1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


VI. Развитие учебно­языковых умений.


Пунктуационный анализ предложений (работа в парах).

Карточка с текстом:

Война (1)это страшное слово(2) потому что война (3)это кровь(4) боль (5)горечь утрат. Люди (6) которые прошли войну (7)запомнили ее глаза (8)полные слез(9) горя и смерти.

О Великой Отечественной войне много написано (10) много рассказано. Но точку в отображении всей правды о войне ставить нельзя(11) потому что правда о войне попросту бездонна.

Задание:

1) укажите цифры, на месте которых должно стоять тире (1,3)

2) укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые при однородных членах (4,5,9, 10)

3) укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые при подчинительной связи (2,6,7,11)

4) укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые при обособленном определении (8)

Проверка с комментарием:

Война – это страшное слово, потому что война – это кровь, боль, горечь утрат. Люди, которые прошли войну, запомнили ее глаза, полные слез, горя и смерти.

О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано. Но точку в отображении всей правды о войне ставить нельзя, потому что правда о войне попросту бездонна.

- Мы можем только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.


И осознать, вероятно, несложно

Лет через сто или двести:

Все воссоздать из развалин возможно,

Кроме утраченной чести.

Ленинградцы с честью выдержали это испытание… Мы гордимся силой и мужеством русских людей.


Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.



Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.


VII. Итог урока.

«Рефлексивный экран» 

- Ребята, пришло время подвести итоги. Как вы думаете, удалось ли нам достичь тех целей и задач, которые мы поставили перед собой в начале урока?

 Выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я научилась…
Я смогу…
Я попробую…

Завершите заполнение своих оценочных листов.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VIII. Домашнее задание

(дифференцированное)


1. Упр. 1 стр. 49-50 в рабоч.тетр.

2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» (по тексту, анализируемому на уроке)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!