СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демо версии, спецификаторы и кодификаторы для подготовки к ОГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ вариант 1»

Биология 9 класс Вариант 1

Вариант основного государственного экзамена (ОГЭ)


Инструкция по выполнению работы



Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!


















Часть 1

При выполнении заданий 1 – 22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.





Наука цитология получила своё развитие благодаря созданию

4

3

2

1

 

1) эволюционного учения

2) клеточной теории

3) рефлекторной теории

4) генной теории



Ответ:


В ка­че­стве за­па­са­ю­ще­го ве­ще­ства гли­ко­ген ак­тив­но на­кап­ли­ва­ет­ся в клет­ках

 

1) клуб­ня кар­то­фе­ля

2) бак­те­рий ту­бер­кулёза

3) пе­че­ни со­ба­ки

4) ли­стьев эло­деи



Ответ:


Сход­ство жиз­не­де­я­тель­но­сти ци­анобак­те­рий и цвет­ко­вых рас­те­ний про­яв­ля­ет­ся в спо­соб­но­сти к

 

1) об­ра­зо­ва­нию семян

2) ав­то­троф­но­му пи­та­нию

3) двой­но­му опло­до­тво­ре­нию

4) ге­те­ро­троф­но­му пи­та­нию



Ответ:


Рас­смот­ри­те внут­рен­нее стро­е­ние корня. Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра, по ко­то­рой про­ис­хо­дит дви­же­ние воды в сте­бель?

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4





Ответ:

Какую роль иг­ра­ет кам­бий?

5

 

1) спо­соб­ству­ет росту стеб­ля в длину

2) придаёт стеб­лю проч­ность и упру­гость

3) за­щи­ща­ет сте­бель от по­вре­жде­ний

4) обес­пе­чи­ва­ет рост стеб­ля в тол­щи­ну



Ответ:


К на­се­ко­мым с пол­ным пре­вра­ще­ни­ем от­но­сит­ся

6

 

1) куз­не­чик

2) тля

3) са­ран­ча

4) ба­боч­ка-ка­пуст­ни­ца



Ответ:


При низ­ких тем­пе­ра­ту­рах воз­ду­ха птицы рас­пу­ша­ют перья. Как такое по­ве­де­ние по­мо­га­ет пер­на­тым?

7

 

1) Это умень­ша­ет по­те­ри тепла.

2) Это за­щи­ща­ет перья от по­вре­жде­ния.

3) Это уве­ли­чи­ва­ет вы­ра­бот­ку тепла.

4) Это предо­хра­ня­ет их кожу от вы­сы­ха­ния.




Ответ:


Какой при­знак клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие свой­ствен че­ло­ве­ку?

8


1) диа­фраг­ма

2) лёгоч­ное ды­ха­ние

3) го­лов­ной и спин­ной мозг

4) за­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма


Ответ:

11

10


Какая си­сте­ма ор­га­нов ре­гу­ли­ру­ет функ­ции ор­га­низ­ма с по­мо­щью гор­мо­нов?

12

11

9

 

1) вы­де­ли­тель­ная

2) ды­ха­тель­ная

3) им­мун­ная

4) эн­до­крин­ная


Ответ:




Какие из пе­ре­чис­лен­ных хи­ми­че­ских со­еди­не­ний при­да­ют ко­стям твёрдость?

10

 

1) соли каль­ция

2) белки

3) жиры

4) уг­ле­во­ды





Ответ:




Что может обес­пе­чить че­ло­ве­ку не­вос­при­им­чи­вость к ин­фек­ци­он­ным бо­лез­ням на дли­тель­ное время?

12

11

 

1) вак­ци­ны

2) эрит­ро­ци­ты

3) ан­ти­био­ти­ки

4) по­ли­ви­та­ми­ны


Ответ:


Функцию «насоса» в кровеносной системе человека выполняют (-ет)

 

1) вены

2) ар­те­рии

3) серд­це

4) ка­пил­ля­ры лёгких


Ответ:


Какой орган пи­ще­ва­ре­ния на ри­сун­ке обо­зна­чен бук­вой А?

13

 

1) пи­ще­вод

2) же­лу­док

3) тон­кая кишка

4) тол­стая кишка







Ответ:

Каль­ций очень важен для проч­но­сти ко­стей. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ис­точ­ни­ком каль­ция?

20

19

18

14

 

1) сыр

2) ма­ка­ро­ны

3) рис

4) крас­ное мясо





Ответ:



На языке че­ло­ве­ка име­ют­ся ре­цеп­то­ры, вос­при­ни­ма­ю­щие че­ты­ре ба­зо­вых вку­со­вых ощу­ще­ния: слад­кое, кис­лое, солёное и

15

 

1) терп­кое

2) горь­кое

3) жгу­чее

4) жир­ное


Ответ:


Что яв­ля­ет­ся при­ме­ром врождённого ре­флек­са у че­ло­ве­ка?

16

 

1) дви­же­ние пе­ше­хо­да на зелёный сиг­нал све­то­фо­ра

2) суже­ние зрач­ка при по­па­да­нии в ярко освещённое по­ме­ще­ние

3) вы­де­ле­ние же­лу­доч­но­го сока на запах пищи

4) воз­ник­но­ве­ние обиды на от­мет­ку «2», по­став­лен­ную пе­да­го­гом


Ответ:


Для ди­а­гно­сти­ки ка­ко­го за­бо­ле­ва­ния ис­поль­зу­ет­ся изоб­ражённый на фо­то­гра­фии глю­ко­метр?

17

 

1) са­хар­но­го диа­бе­та

2) ги­ган­тиз­ма

3) пнев­мо­нии

4) неф­ри­та






Ответ:

Какое жи­вот­ное ведёт па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни?

 

1) дож­де­вой червь

2) малый пру­до­вик

3) ма­ля­рий­ный плаз­мо­дий

4) лан­цет­ник




Ответ:


Как по­лу­ча­ют энер­гию ре­ду­цен­ты (раз­ру­ши­те­ли)?

 

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

3) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

4) Они пи­та­ют­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мёртвых ор­га­низ­мов.


Ответ:


Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме от тем­пе­ра­ту­ры (по оси x от­ло­же­на тем­пе­ра­ту­ра ор­га­низ­ма (в °С), а по оси y — от­но­си­тель­ная ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции (в усл. ед.)).


Какое из при­ведённых ниже опи­са­ний ско­ро­сти хи­ми­че­ской ре­ак­ции наи­бо­лее точно от­ра­жа­ет дан­ную за­ви­си­мость? Ско­рость хи­ми­че­ской ре­ак­ции в живом ор­га­низ­ме

 

1) мед­лен­но растёт, до­сти­гая сво­е­го мак­си­маль­но­го зна­че­ния, после чего плав­но опус­ка­ет­ся

2) на всём про­тя­же­нии мед­лен­но растёт

3) плав­но ко­леб­лет­ся около сред­них по­ка­за­те­лей

4) резко сни­жа­ет­ся, до­сти­гая сво­е­го ми­ни­маль­но­го по­ка­за­те­ля, после чего резко растёт


Ответ:


Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

22

21


 Груп­па 1

Груп­па 2

Кро­лик

Ля­гуш­ка

Жираф

Паук

Слон

Лев


Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

1) ис­точ­ник пи­та­ния

2) спо­соб раз­мно­же­ния

3) ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния

4) ор­га­ны кро­во­об­ра­ще­ния




Ответ:



Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­сах жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний?

 

А. При фо­то­син­те­зе рас­те­ни­я­ми по­гло­ща­ет­ся уг­ле­кис­лый газ.

Б. Све­то­вая энер­гия при фо­то­син­те­зе пре­вра­ща­ет­ся в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:














Ответом к заданиям 23 – 28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.






Какие струк­ту­ры от­но­сят к фор­мен­ным эле­мен­там крови че­ло­ве­ка? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

23

 

1) эрит­ро­ци­ты

2) плаз­ма

3) лей­ко­ци­ты

4) лимфа

5) тром­бо­ци­ты

6) мио­ци­ты


Ответ:


24


Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­низ­мов имеют лу­че­вую сим­мет­рию тела? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) гидра

2) ме­ду­за

3) дож­де­вой червь

4) май­ский жук

5) ко­рал­ло­вый полип

6) га­дю­ка


Ответ:












Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кле­ток, для ко­то­рых он ха­рак­те­рен. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

25

 

 ПРИ­ЗНАК                       

ТИП КЛЕ­ТОК

A) от­сут­ству­ет оформ­лен­ное ядро

1) про­ка­ри­от­ная

Б) хро­мо­со­мы рас­по­ло­же­ны в ядре

2) эу­ка­ри­от­ная

В) име­ет­ся ап­па­рат Голь­д­жи   


Г) в клет­ке одна коль­це­вая хро­мо­со­ма


Д) АТФ об­ра­зу­ет­ся в ми­то­хон­дри­ях


 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.




A

Б

В

Г

Д






Ответ:






Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке уров­ни ор­га­ни­за­ции жи­вот­ной ткани, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

26

 

1) со­еди­ни­тель­ная ткань

2) ион же­ле­за

3) эрит­ро­ци­ты

4) ге­мо­гло­бин

5) фор­мен­ные эле­мен­ты

6) кровь



Ответ:



 Вставь­те в текст «Ды­ха­ние рас­те­ний» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

27

 

ДЫ­ХА­НИЕ РАС­ТЕ­НИЙ

Про­цесс ды­ха­ния рас­те­ний про­те­ка­ет по­сто­ян­но. В ходе этого про­цес­са ор­га­низм рас­те­ния по­треб­ля­ет ___________ (А), а вы­де­ля­ет ___________ (Б). Не­нуж­ные га­зо­об­раз­ные ве­ще­ства уда­ля­ют­ся из рас­те­ния путём диф­фу­зии. В листе они уда­ля­ют­ся через осо­бые об­ра­зо­ва­ния — ___________ (В), рас­по­ло­жен­ные в ко­жи­це. При ды­ха­нии осво­бож­да­ет­ся энер­гия ор­га­ни­че­ских ве­ществ, запасённая в ходе ___________ (Г), про­ис­хо­дя­ще­го в зелёных ча­стях рас­те­ния на свету.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) вода

2) ис­па­ре­ние

3) кис­ло­род

4) транс­пи­ра­ция

5) уг­ле­кис­лый газ

6) устьи­ца

7) фо­то­син­тез

8) че­че­вич­ка


A

Б

В

Г






Ответ:
















Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа клёна. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.



28


 

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый

2) си­дя­чий

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное

2) ду­го­вид­ное

3) паль­ча­тое

4) пе­ри­стое

 В. Форма листа



 





Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части

 



Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та)





Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. 


A

Б

В

Г

Д






Ответ:




Часть 2

Для ответа на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. Д), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.





Прочитайте текст и выполните задание 29.



КОН­КУ­РЕН­ЦИЯ И ПА­РА­ЗИ­ТИЗМ

 

Между ор­га­низ­ма­ми раз­ных видов, со­став­ля­ю­щи­ми тот или иной био­це­ноз, скла­ды­ва­ют­ся вза­и­мо­вред­ные, вза­и­мо­вы­год­ные, вы­год­ные для одной и не­вы­год­ные или без­раз­лич­ные для дру­гой сто­ро­ны и дру­гие вза­и­мо­от­но­ше­ния. 

Одной из форм вза­и­мо­вред­ных био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми яв­ля­ет­ся кон­ку­рен­ция. Она воз­ни­ка­ет между осо­бя­ми од­но­го или раз­ных видов вслед­ствие огра­ни­чен­но­сти ре­сур­сов среды. Учёные раз­ли­ча­ют меж­ви­до­вую и внут­ри­ви­до­вую кон­ку­рен­цию. 

Меж­ви­до­вая кон­ку­рен­ция про­ис­хо­дит в том слу­чае, когда раз­ные виды ор­га­низ­мов оби­та­ют на одной тер­ри­то­рии и имеют по­хо­жие по­треб­но­сти в ре­сур­сах среды. Это при­во­дит к по­сте­пен­но­му вы­тес­не­нию од­но­го вида ор­га­низ­мов дру­гим, име­ю­щим пре­иму­ще­ства в ис­поль­зо­ва­нии ре­сур­сов. На­при­мер, два вида та­ра­ка­нов – рыжий и чёрный – кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за место оби­та­ния – жи­ли­ще че­ло­ве­ка. Это ведёт к по­сте­пен­но­му вы­тес­не­нию чёрного та­ра­ка­на рыжим, так как у по­след­не­го более ко­рот­кий жиз­нен­ный цикл, он быст­рее раз­мно­жа­ет­ся и лучше ис­поль­зу­ет ре­сур­сы. 

Внут­ри­ви­до­вая кон­ку­рен­ция имеет более ост­рый ха­рак­тер, чем меж­ви­до­вая, так как у осо­бей од­но­го вида по­треб­но­сти в ре­сур­сах все­гда оди­на­ко­вы. В ре­зуль­та­те такой кон­ку­рен­ции особи ослаб­ля­ют друг друга, что ведёт к ги­бе­ли менее при­спо­соб­лен­ных, то есть к есте­ствен­но­му от­бо­ру. Внут­ри­ви­до­вая кон­ку­рен­ция, воз­ни­ка­ю­щая между осо­бя­ми од­но­го вида за оди­на­ко­вые ре­сур­сы среды, от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ет­ся на них. На­при­мер, берёзы в одном лесу кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за свет, влагу и ми­не­раль­ные ве­ще­ства почвы, что при­во­дит к их вза­им­но­му угне­те­нию и са­мо­из­ре­жи­ва­нию. 

Одной из форм по­лез­но-вред­ных био­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний между ор­га­низ­ма­ми яв­ля­ет­ся па­ра­зи­тизм, когда один вид – па­ра­зит – ис­поль­зу­ет дру­гой – хо­зя­и­на – в ка­че­стве среды оби­та­ния и ис­точ­ни­ка пищи, на­но­ся ему вред. 

Ор­га­низ­мы-па­ра­зи­ты в про­цес­се эво­лю­ции вы­ра­бо­та­ли при­спо­соб­ле­ния к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни. На­при­мер, мно­гие виды об­ла­да­ют ор­га­на­ми при­креп­ле­ния – при­сос­ка­ми, крю­чоч­ка­ми, ши­пи­ка­ми – и имеют вы­со­кую пло­до­ви­тость. В про­цес­се при­спо­соб­ле­ния к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни не­ко­то­рые па­ра­зи­ты утра­ти­ли ряд ор­га­нов или при­об­ре­ли более про­стое их стро­е­ние. На­при­мер, у па­ра­зи­ти­че­ских плос­ких чер­вей, жи­ву­щих во внут­рен­них ор­га­нах по­зво­ноч­ных жи­вот­ных, плохо раз­ви­ты ор­га­ны чувств и нерв­ная си­сте­ма, а у не­ко­то­рых чер­вей-па­ра­зи­тов от­сут­ству­ют ор­га­ны пи­ще­ва­ре­ния. 

От­но­ше­ния между па­ра­зи­том и хо­зя­и­ном под­чи­не­ны опре­делённым за­ко­но­мер­но­стям. Па­ра­зи­ты при­ни­ма­ют уча­стие в ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти хо­зя­ев, тем самым обес­пе­чи­вая дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра. Не­га­тив­ные от­но­ше­ния между па­ра­зи­том и хо­зя­и­ном в про­цес­се эво­лю­ции могут пе­рей­ти в ней­траль­ные. В этом слу­чае пре­иму­ще­ство среди па­ра­зи­тов по­лу­ча­ют те виды, ко­то­рые спо­соб­ны дли­тель­но ис­поль­зо­вать ор­га­низм хо­зя­и­на, не при­во­дя его к ги­бе­ли. В свою оче­редь, в про­цес­се есте­ствен­но­го от­бо­ра растёт со­про­тив­ля­е­мость ор­га­низ­ма хо­зя­и­на па­ра­зи­там, в ре­зуль­та­те чего при­но­си­мый ими вред ста­но­вит­ся менее ощу­ти­мым.


Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Кон­ку­рен­ция и па­ра­зи­тизм» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

29

 

1) По­че­му от­но­ше­ния ры­же­го и чёрного та­ра­ка­нов нель­зя на­звать па­ра­зи­тиз­мом?

2) Как па­ра­зит вли­я­ет на ор­га­низм хо­зя­и­на?

3) Какую био­ло­ги­че­скую роль иг­ра­ют па­ра­зи­ты в от­но­ше­нии своих хо­зя­ев?


Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК», а также сво­и­ми зна­ни­я­ми от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

30

 

Таб­ли­ца 1. Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной России

Наименование культуры

2005 год

2006 год

Пло-щадь, га

вал.сбор, т

урожай-ность ц/га

Пло-щадь, га

вал.сбор, т

урожай-ность, ц/га

Озимая пшеница

515

2777

54

545

3749

69

Подсолнечник

158

217

14

156

325

21

Лен масличный

157

135

9

122

202

17

Клещевина

27

17

10

16

13

8

1. Какая из куль­тур имела наи­боль­шую уро­жай­ность в 2005 году?

2. Вы­рос­ла ли в 2006 году пло­щадь под по­се­вы по срав­не­нию с 2005 годом? Ответ обос­нуй­те.

3. Как Вы счи­та­е­те, в какой год по­го­да была более бла­го­при­ят­ная? Ответ по­яс­ни­те.

Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задания 31 и 32





Таблица 2.

Таб­ли­ца энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­тов пи­та­ния,

на 100 г про­дук­та













Таблица 3.

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти


32

31




 

Семья Улья­но­вых (Сер­гей, Га­ли­на и их 10-лет­ний сын Яков) со­бра­лась в бай­да­роч­ный поход на реку на вы­ход­ные (2 пол­ных дня и 1 ночёвка). Улья­но­вы пла­ни­ру­ют про­во­дить на воде по 8 часов в день с оста­нов­кой на не­боль­шой пе­ре­кус рыб­ны­ми кон­сер­ва­ми. Перед при­го­тов­ле­ни­ем ужина Сер­гей по­тра­тит около 30 минут на рубку дров, а Яков по­гу­ля­ет около часа по окрест­но­стям в по­ис­ках ягод. По­мо­ги­те Га­ли­не рас­счи­тать, сколь­ко и каких про­дук­тов надо взять с собой. Учи­ты­вай­те, что Яков будет гре­сти в 2 раза сла­бее, чем его ро­ди­те­ли. По­ка­жи­те свои расчёты, на­пи­ши­те, какие приёмы пищи и какие блюда вы вы­бра­ли для Улья­но­вых.


  

Бу­дучи 10-лет­ним маль­чи­ком, Яков упра­ши­вал маму взять в поход по­боль­ше слад­ко­го пе­че­нья, но Га­ли­на была не­пре­клон­на и взяла в ос­нов­ном кре­ке­ры. Как Вы ду­ма­е­те, по­че­му?



МАОУ «Кваркенская СОШ» 2015 МАОУ «Кваркенская СОШ» 2015

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ вариант 2»

Биология 9 класс Вариант 2

Вариант основного государственного экзамена (ОГЭ)


Инструкция по выполнению работы



Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.



Желаем успеха!

















Часть 1


При выполнении заданий 1 – 22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.




4

3

2

1


Сфор­му­ли­ро­вать ги­по­те­зу — зна­чит

 

1) со­брать име­ю­щи­е­ся факты

2) вы­дви­нуть пред­по­ло­же­ние

3) под­твер­дить объ­ек­тив­ность по­лу­чен­ных дан­ных

4) про­ве­сти экс­пе­ри­мент






Ответ:


Бла­го­да­ря ка­ко­му из свойств ли­пи­ды со­став­ля­ют ос­но­ву плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны клет­ки?

 

1) вы­со­кая хи­ми­че­ская ак­тив­ность

2) не­рас­тво­ри­мость в воде

3) спо­соб­ность к са­мо­удво­е­нию

4) спо­соб­ность вы­де­лять много энер­гии


Ответ:


Ука­жи­те слу­чай сим­би­о­за бак­те­рии с дру­гим ор­га­низ­мом.

 

1) ба­цил­ла си­бир­ской язвы и овца

2) виб­ри­он хо­ле­ры и че­ло­ве­ка

3) ки­шеч­ная па­лоч­ка и че­ло­век

4) саль­мо­нел­ла и ку­ри­ца


Ответ:


Рас­те­ния от­де­ла го­ло­се­мен­ных НЕ имеют

 

1) шишек

2) пло­дов

3) семян

4) ли­стьев


Ответ:

Ука­жи­те ри­су­нок, на ко­то­ром изоб­ражён сухой мно­го­се­мян­ной плод.



12

11

10

9






8

7

6

5

Ответ:


Какой од­но­кле­точ­ный ор­га­низм от­но­сят к цар­ству Жи­вот­ные?

 

1) амёбу

2) хло­рел­лу

3) хла­ми­до­мо­на­ду

4) дрож­жи


Ответ:


Какой орган у ля­гуш­ки участ­ву­ет в ды­ха­нии?

 

1) кожа

2) серд­це

3) почки

4) же­лу­док


Ответ:


У че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от орангутана,

 

1) боль­ше ли­це­вой отдел че­ре­па

2) верх­ние ко­неч­но­сти длин­нее ниж­них

3) груд­ная клет­ка об­ра­зо­ва­на рёбрами

4) боль­ше объём го­лов­но­го мозга


Ответ:

 Какая си­сте­ма ор­га­нов осу­ществ­ля­ет осво­бож­де­ние кле­ток и тка­ней от ко­неч­ных про­дук­тов об­ме­на ве­ществ, рас­творённых в воде?

 

1) им­мун­ная

2) кро­ве­нос­ная

3) ды­ха­тель­ная

4) по­кров­ная


Ответ:


Функ­цию пи­та­ния и роста кости в тол­щи­ну вы­пол­ня­ет

 

1) жёлтый кост­ный мозг

2) крас­ный кост­ный мозг

3) над­кост­ни­ца

4) губ­ча­тое ве­ще­ство



Ответ:



Тромб, за­ку­по­ри­ва­ю­щий по­вре­ждённое место со­су­да, об­ра­зу­ет­ся из сети нитей

 

1) фиб­ри­но­ге­на

2) тром­би­на

3) фиб­ри­на

4) раз­ру­ша­ю­щих­ся тром­бо­ци­тов



Ответ:



Кро­ве­нос­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка

 

1) за­мкну­тая, серд­це четырёхка­мер­ное

2) не­за­мкну­тая, серд­це трёхка­мер­ное

3) не­за­мкну­тая, серд­це четырёхка­мер­ное

4) за­мкну­тая, серд­це трёхка­мер­ное



Ответ:




В какую кишку от­кры­ва­ют­ся про­то­ки пе­че­ни?

16

15

14

13

 

1) тощую

2) обо­доч­ную

3) под­вздош­ную

4) две­на­дца­ти­перст­ную







Ответ:


 Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния нефро­на. Что на нём обо­зна­че­но под циф­рой 1?

 

1) из­ви­той ка­на­лец

2) со­би­ра­тель­ная труб­ка

3) по­чеч­ная ар­те­рия

4) кап­су­ла нефро­на



Ответ:


Зри­тель­ные ре­цеп­то­ры рас­по­ло­же­ны в обо­лоч­ке глаза, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся

 

1) сет­чат­кой

2) со­су­ди­стой

3) ро­го­ви­цей

4) ра­дуж­ной


Ответ:


Какой из при­ведённых видов де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка может быть отнесён к услов­но-ре­флек­тор­ной?

18

 

1) со­блю­де­ние при­выч­но­го ре­жи­ма дня

2) отдёрги­ва­ние руки от го­ря­че­го пред­ме­та

3) по­во­рот че­ло­ве­ком го­ло­вы на не­зна­ко­мый звук

4) на­пи­са­ние

жи­во­пис­ной кар­ти­ны ху­дож­ни­ком


Ответ:



Как на­зы­ва­ют по­вре­жде­ние, обо­зна­чен­ное на рент­ге­нов­ском сним­ке бук­вой А?

17

 

1) вывих

2) пе­ре­лом

3) ушиб

4) ге­ма­то­ма








Ответ:





Какие био­ти­че­ские связи су­ще­ству­ют между ку­ку­шон­ком и дру­ги­ми птен­ца­ми в гнез­де?

18

 

1) хищ­ник – жерт­ва

2) кон­ку­рент­ные

3) вза­и­мо­вы­год­ные

4) па­ра­зит – хо­зя­ин



Ответ:





Как по­лу­ча­ют энер­гию про­ду­цен­ты (про­из­во­ди­те­ли)?

19

 

1) Они по­треб­ля­ют воду из почвы.

2) Они ис­поль­зу­ют энер­гию солн­ца.

3) Они пи­та­ют­ся рас­ту­щи­ми рас­те­ни­я­ми.

4) Они пи­та­ют­ся мёрт­вы­ми ор­га­низ­ма­ми.



Ответ:













Изучите график, отражающий зависимость изменения температуры кожных покровов человека от продолжительности контакта с холод­ным металлическим предметом, температура которого составляет 12 °С (по оси y отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по оси x - продолжительность контакта с холодным предметом (в с)).

24

23

22

21

20


Через сколь­ко се­кунд после на­ча­ла кон­так­та тем­пе­ра­ту­ра участ­ка кожи в под­мы­шеч­ной впа­ди­не будет равна 36,4 °С?

 

1) 30 с

2) 60 с

3) 90 с

4) 150 с





Ответ:


Между объ­ек­та­ми и про­цес­са­ми, ука­зан­ны­ми в столб­цах при­ведённой ниже таб­ли­цы, име­ет­ся опре­делённая связь:

22


Объ­ект

Про­цесс

Ре­цеп­тор

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

 

1) об­ра­бот­ка по­сту­па­ю­щей ин­фор­ма­ции

2) пре­об­ра­зо­ва­ние внеш­не­го раз­дра­жи­те­ля в нерв­ный им­пульс

3) про­ве­де­ние нерв­но­го им­пуль­са от ЦНС

4) не­по­сред­ствен­ное вы­пол­не­ние ко­ман­ды


Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о про­цес­сах жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний?

 

А. При ды­ха­нии рас­те­ни­я­ми по­гло­ща­ет­ся кис­ло­род.

Б. Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства при ды­ха­нии окис­ля­ют­ся с вы­де­ле­ни­ем энер­гии.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:


Ответом к заданиям 23 – 28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.





Какие осо­бен­но­сти раз­ви­лись у ки­то­об­раз­ных в связи с оби­та­ни­ем в вод­ной среде? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ды­ха­ние ат­мо­сфер­ным кис­ло­ро­дом

2) пре­об­ра­зо­ва­ние ко­неч­но­стей в ласты

3) на­ли­чие диа­фраг­мы

4) тол­стый слой под­кож­но­го жира

5) об­те­ка­е­мая форма тела

6) вы­карм­ли­ва­ние детёнышей мо­ло­ком


Ответ:


Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов при­сут­ству­ют толь­ко в рас­ти­тель­ной клет­ке? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) хло­ро­пла­сты

2) цен­траль­ная ва­ку­оль

3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

4) кле­точ­ная стен­ка из цел­лю­ло­зы

5) ми­то­хон­дрии

6) ап­па­рат Голь­д­жи


Ответ:

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и типом жи­вот­ных, к ко­то­ро­му его от­но­сят. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

27

26

25

 

ОР­ГА­НИЗМ

ТИП ЖИ­ВОТ­НЫХ

A) белая пла­на­рия

1) плос­кие черви

Б) дож­де­вой червь

2) круг­лые черви

В) печёноч­ный со­саль­щик   

3) коль­ча­тые черви

Г) че­ло­ве­че­ская ас­ка­ри­да


Д) сви­ной це­пень


 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.


A

Б

В

Г

Д






Ответ:





Рас­ставь­те цифры в со­от­вет­ствии с по­сле­до­ва­тель­но­стью рас­по­ло­же­ния слоёв стеб­ля сосны, на­чи­ная с на­руж­но­го слоя. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) проб­ка

2) ко­жи­ца

3) кам­бий

4) луб

5) дре­ве­си­на

6) серд­це­ви­на



Ответ:





Вставь­те в текст «Раз­ви­тие на­се­ко­мых» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

РАЗ­ВИ­ТИЕ НА­СЕ­КО­МЫХ

Раз­ви­тие, при ко­то­ром ли­чин­ки на­се­ко­мых обыч­но по­хо­жи на взрос­лых осо­бей, на­зы­ва­ют ___________ (А). На­се­ко­мые с ___________ (Б) про­хо­дят в своём раз­ви­тии че­ты­ре ста­дии. За счёт на­коп­ле­ния ли­чин­ка­ми пи­та­тель­ных ве­ществ под хи­ти­но­вым по­кро­вом ___________ (В) про­ис­хо­дят слож­ные из­ме­не­ния — пре­вра­ще­ние во взрос­лую особь. Взрос­лые на­се­ко­мые май­ско­го жука живут в на­зем­но-воз­душ­ной среде, а ли­чин­ка – в ___________ (Г).

 ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) почва

2) вода

3) лес

4) не­пол­ное пре­вра­ще­ние

5) пол­ное пре­вра­ще­ние

6) ку­кол­ка

7) гу­се­ни­ца

8) яйцо

9) ли­чин­ка

A

Б

В

Г






Ответ:



















Рас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа смо­ро­ди­ны. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

28

 

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый

2) си­дя­чий


Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное

2) ду­го­вид­ное

3) паль­ча­тое

4) пе­ри­стое



 В. Форма листа






 



Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части


 

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та)



Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

A

Б

В

Г

Д






 Ответ:






Часть 2

Прочитайте текст и выполните задание 29.

Для ответа на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. Д), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.








ОПАС­НОСТЬ ДО­ПИН­ГА

 

Спор­тив­ные ре­кор­ды до­стиг­ли гра­ниц че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей. По­это­му не­ко­то­рые спортс­ме­ны для до­сти­же­ния своих целей, не­взи­рая на пра­во­вые и ме­ди­цин­ские по­след­ствия, при­бе­га­ют к не­доз­во­лен­ным фар­ма­цев­ти­че­ским сред­ствам – до­пин­гу. Дан­ный тер­мин имеет упо­треб­ле­ние в спор­те не толь­ко по от­но­ше­нию к нар­ко­ти­че­ским ве­ще­ствам, но и к любым ве­ще­ствам при­род­но­го или син­те­ти­че­ско­го про­ис­хож­де­ния, поз­во­ля­ю­щим в ре­зуль­та­те их приёма до­бить­ся улуч­ше­ния спор­тив­ных ре­зуль­та­тов. 

Меж­ду­на­род­ный Олим­пий­ский ко­ми­тет за­пре­тил спортс­ме­нам ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие груп­пы пре­па­ра­тов: сти­му­ля­то­ры, нар­ко­ти­че­ские обез­бо­ли­ва­ю­щие сред­ства, ана­бо­ли­че­ские пре­па­ра­ты, мо­че­гон­ные сред­ства и др.

Не­ко­то­рые ве­ще­ства дей­ству­ют на нерв­ную си­сте­му как сти­му­ля­то­ры. К ним от­но­сят ам­фе­та­мин, эфед­рин, ко­фе­ин и стрих­нин. Хотя их дей­ствие крат­ко­вре­мен­но (вы­во­дят­ся с мочой), они часто ис­поль­зу­ют­ся спортс­ме­на­ми. Часть этих ве­ществ вхо­дит в со­став ле­карств, при­ме­ня­е­мых при про­сту­де, по­это­му спортс­ме­ны долж­ны за­ра­нее уточ­нить, со­дер­жит ли ба­наль­ное ле­кар­ство за­прещённые ве­ще­ства. Сти­му­ля­то­ры, при­ме­ня­е­мые при мак­си­маль­ных фи­зи­че­ских на­груз­ках, даже в малых дозах, могут при­во­дить к стой­ко­му по­вы­ше­нию дав­ле­ния крови и уча­ще­нию серд­це­би­е­ния, к на­ру­ше­нию тер­мо­ре­гу­ля­ции и теп­ло­во­му удару, к ле­кар­ствен­ной за­ви­си­мо­сти и пси­хи­че­ским рас­строй­ствам. 

Одну из наи­бо­лее по­пу­ляр­ных групп до­пин­го­вых средств со­став­ля­ют сте­ро­ид­ные гор­мо­ны – ана­бо­ли­ки – син­те­ти­че­ские ана­ло­ги на­ту­раль­но­го муж­ско­го по­ло­во­го гор­мо­на те­сто­сте­ро­на. Они сти­му­ли­ру­ют усво­е­ние бел­ков, уве­ли­чи­вая мы­шеч­ную массу, фор­ми­руя муж­ской тип те­ло­сло­же­ния с ха­рак­тер­ным ре­лье­фом ске­лет­ных мышц, ко­то­рый под­дер­жи­ва­ет­ся за счёт мо­че­гон­ных средств. 

Бес­кон­троль­ное при­ме­не­ние ана­бо­ли­ков может вы­звать пси­хи­че­ские рас­строй­ства, печёноч­ную не­до­ста­точ­ность, опу­хо­ли пе­че­ни и лёгких, на­ру­ше­ние функ­ций по­ло­вых ор­га­нов. Кроме того, уве­ли­че­ние мы­шеч­ной массы не спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию проч­но­сти свя­зок, в связи с чем по­вы­ша­ет­ся ве­ро­ят­ность травм су­хо­жи­лий. Ти­пич­ные ан­дро­ген­ные ана­бо­ли­ки – нан­д­ро­лон, ста­но­зо­лол, ме­та­на­бол и др.

30

29


Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Опас­ность до­пин­га» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

 

1) О каких груп­пах за­прещённых пре­па­ра­тов го­во­рит­ся в тек­сте (пе­ре­чис­ли­те эти груп­пы)?

2) К каким по­след­стви­ям для здо­ро­вья спортс­ме­на может при­ве­сти приём ана­бо­ли­ков?

3) С какой целью при­ни­ма­ет за­прещённые мо­че­гон­ные сред­ства штан­гист, если из­вест­но, что по пра­ви­лам со­рев­но­ва­ний по­беж­да­ет тот, кто под­ни­мет наи­боль­ший вес при наи­мень­шей соб­ствен­ной массе тела спортс­ме­на?


Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те, на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

 

Виды рыб

Масса, г

Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр, см2

се­реб­ря­ный ка­рась

10,0

16,96

кам­ба­ла

135,0

889,00

окунь

73,0

1173,8

 

1) Какая связь су­ще­ству­ет между об­ра­зом жизни рыбы и ды­ха­тель­ной по­верх­но­стью её жабр?

2) У какой из рыб от­но­ше­ние ды­ха­тель­ной по­верх­но­сти к массе тела боль­ше?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы мень­шая пло­щадь по­верх­но­сти жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы боль­ше?













Рассмотрите таблицы 2, 3 и выполните задания 31 и 32




Таб­ли­ца 2

Таб­ли­ца энер­ге­ти­че­ской и пи­ще­вой цен­но­сти про­дук­тов пи­та­ния,

на 100 г про­дук­та


 

 

















Таб­ли­ца 3

Энер­го­за­тра­ты при раз­лич­ных видах фи­зи­че­ской ак­тив­но­сти





Пётр и Ва­си­ли­са ре­ши­ли со­вер­шить ве­ло­си­пед­ную про­гул­ку до по­лян­ки в лесу, на ко­то­рой они со­бра­лись устро­ить пик­ник. Ехать на ве­ло­си­пе­де они со­бра­лись не спеша, так что до­ро­га до по­лян­ки и об­рат­но долж­на за­нять у них около 3 часов. Сколь­ко и каких про­дук­тов Вы по­ре­ко­мен­ду­е­те им взять с собой, чтобы вер­нуть­ся об­рат­но не го­лод­ны­ми? Рас­пи­ши­те меню пик­ни­ка и свои расчёты.

32

31



Как Вы счи­та­е­те, по­лез­но ли часто вы­ез­жать на такие пик­ни­ки, как тот, что за­пла­ни­ро­ва­ли Пётр и Ва­си­ли­са? Ответ обос­нуй­те.

МАОУ «Кваркенская СОШ» МАОУ «Кваркенская СОШ»

Просмотр содержимого документа
«ответы огэ»

Ответы часть 2


29

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) В от­но­ше­ни­ях па­ра­зит — хо­зя­ин один из ор­га­низ­мов (па­ра­зит) по­лу­ча­ет вы­го­ду, а дру­гой (хо­зя­ин) ис­пы­ты­ва­ет от­ри­ца­тель­ное воз­дей­ствие. В слу­чае с та­ра­ка­на­ми оба вида на­но­сят друг другу вред.

2) От­ри­ца­тель­но.

3) Па­ра­зи­ты при­ни­ма­ют уча­стие в ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти хо­зя­ев и тем самым обес­пе­чи­ва­ют дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра в при­ро­де.



По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Сти­му­ля­то­ры, нар­ко­ти­че­ские сред­ства, обез­бо­ли­ва­ю­щие сред­ства, ана­бо­ли­че­ские пре­па­ра­ты, мо­че­гон­ные сред­ства.

2) Пси­хи­че­ские рас­строй­ства, по­чеч­ная не­до­ста­точ­ность, опу­хо­ли пе­че­ни и лёгких, на­ру­ше­ние функ­ций по­ло­вых желез, а также по­те­ря проч­но­сти свя­зок си­сте­мы опоры и дви­же­ния.

3) В слу­чае ра­вен­ства ре­зуль­та­тов в расчёт берётся вес спортс­ме­на. По­беж­да­ет тот атлет, ко­то­рый имеет на мо­мент взве­ши­ва­ния мень­ший вес. Мо­че­гон­ные пре­па­ра­ты поз­во­ля­ют сни­зить вес спортс­ме­на на пе­ри­од со­рев­но­ва­ний.


30

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та:

 

1. Ози­мая пше­ни­ца.

2. Нет, умень­ши­лась. В 2005 году за­се­я­ли 515+158+157+27=857, а в 2006 545+156+122+16=839.

Воз­мож­но дру­гое обос­но­ва­ние, но долж­но быть по­нят­но, ответ не про­сто уга­дан.

3. В 2006 году по­го­да была лучше, по­то­му что уро­жай­ность почти всех куль­тур вы­рос­ла.


По­яс­не­ние.

1) Чем ак­тив­нее образ жизни рыбы, тем боль­ше по­верх­ность её жабр.

2) Это от­но­ше­ние боль­ше у окуня.

3) Кам­ба­ла ведёт при­дон­ный и не очень по­движ­ный образ жизни.


31

1. По­сколь­ку 8 часов — это 480 минут, два дня по 8 часов — это 960 минут. При греб­ле энер­го­за­тра­ты взрос­лых со­став­ля­ют 4,5 ккал/мин, а энер­го­за­тра­ты Якова 2,25 ккал/мин. По­это­му за 2 дня греб­ли Улья­но­вы по­тра­тят:

 

960 · (4,5 (Сер­гей) + 4,5 (Га­ли­на) + 2,25 (Яков)) = 10 800 ккал.

 

2. На рубку дров Сер­гей тра­тит 9,5 ккал/мин, за 30 минут это со­ста­вит 30 · 9,5 = 285 ккал.

3. Во время про­гул­ки Яков тра­тит 4,5 ккал/мин, за 60 минут это со­ста­вит 60 · 4,5 = 270 ккал.

4. Тем самым, общие энер­го­за­тра­ты семьи за два дня со­ста­вят 11 355 ккал.

 

Для вос­пол­не­ния энер­го­за­трат не­об­хо­дим в пер­вый день пе­ре­кус на воде и ужин, а во вто­рой день — зав­трак и пе­ре­кус на воде. В ка­че­стве от­ве­та при­ни­ма­ет­ся любое меню с энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью около 11 000 ккал, вклю­ча­ю­щее 2 банки тушёнки, 4 банки шпрот, крупу для каши на зав­трак и со­от­вет­ству­ю­щий гар­нир на ужин.

 

При­ме­ча­ние.

Более пра­виль­ным был бы во­прос не о том, какие про­дук­ты надо взять с собой, а о том, какое меню поз­во­лит вос­пол­нить опи­сан­ные в усло­вии энер­го­за­тра­ты. Это не одно и то же: на­при­мер, мы не учли энер­го­за­тра­ты на ба­зо­вый обмен ве­ществ и под­дер­жа­ние тем­пе­ра­ту­ры тела. Кон­крет­ные зна­че­ния за­ви­сят от пола, воз­рас­та и массы тела, но ясно, что толь­ко за время сна семья по­тра­тит не одну ты­ся­чу ка­ло­рий.



По­яс­не­ние.

1. Ве­ло­си­пед­ная про­гул­ка 10 км/ч 4,5*90 мин = 405 ккал на че­ло­ве­ка, то есть 810 на двоих в одну сто­ро­ну.

2. Чтобы вер­нуть­ся не го­лод­ны­ми, надо на­брать про­дук­тов на до­ро­гу туда и об­рат­но (810*2 = 1620 ккал).

3. В ка­че­стве от­ве­та по­дойдёт любое меню с энер­ге­ти­че­ской цен­но­стью около 1600 ккал, вклю­ча­ю­щее кол­ба­су и сыр и не вклю­ча­ю­щее то, что надо го­то­вить.


32


По­яс­не­ние.

1. Якову, как рас­ту­ще­му ор­га­низ­му, надо есть по­мень­ше жиров и по­боль­ше бел­ков.

2. Кре­ке­ры со­дер­жат мень­ше жиров и боль­ше бел­ков, чем слад­кое пе­че­нье, и, таким об­ра­зом, боль­ше под­хо­дят для еды ребёнка в по­хо­де



По­яс­не­ние.

1. Нет, не по­лез­но. На такой пик­ник нель­зя взять с собой ни­че­го, что надо го­то­вить, а энер­го­по­те­ри при этом надо вос­пол­нить боль­шие.

2. В ре­зуль­та­те при­хо­дит­ся есть кол­ба­су и сыр, ко­то­рые со­дер­жат мало уг­ле­во­дов и очень много жиров.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

26.03.2019 21:23
Страздина Людмила Сергеевна @geografia2017
Спасибо, Эдуард Александрович!
01.02.2019 19:49
Чалый Николай Степанович @nikctpcal
Большое Вам спасибо !

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс