Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ)
Разбор заданий
№ 6, № 20.1
Ермакова Любовь Анатольевна
учитель информатики
МОУ «Гимназия № 34»
Спецификация 2017
Проверяемые элементы содержания
№ 6
Уровень сложности задания
Умение исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд
№ 20
Макс. балл
Умение написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя (вариант задания 20.1) или на языке программирования (вариант задания (20.2)
П
Время выполнения
1
В
2
6 мин.
45 мин.
Задание № 6, 20.1
Код по кодификатору 1.3.1
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании
Код требований к уровню подготовки по кодификатору 2.1
Уметь: выполнять базовые операции над объектами, проверять свойства этих объектов, выполнять и строить простые алгоритмы.
ЗАДАНИЕ № 6
ЗАДАНИЕ № 20.1
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на ( a , b ) (где a , b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами ( x , y ) в точку с координатами ( x + a , y + b ). Если числа a , b положительные, значение соответствующей координаты
увеличивается; если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (9, 5), то команда Сместиться на (1, –2) переместит Чертёжника в точку (10, 3).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3
повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0)
конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –3)
2) Сместиться на (–3, 9)
3) Сместиться на (–3, –1)
4) Сместиться на (9, 3)
Решение
x
y
-2
-3
3
2
-4
сложили
0
-3
-1
повторили
*3
*3
получили
-9
-3
Ответ: 1
ФИПИ 2016 типовые экзаменационные варианты
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде
линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа),
перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b).
Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты
увеличивается; если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (3, 1), то команда Сместиться
на (1, –2) переместит Чертёжника в точку (4, -1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3
повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 6 раз
Сместиться на (1, 0) Сместиться на (-2, 3) Сместиться на (3, -2)
конец
Координаты точки, с которой Чертежник начинал движение, (-2, 1). Каковы координаты точки, в
которой он оказался?
1) Сместиться на (10, 7)
2) Сместиться на (12, 6)
3) Сместиться на (8, 8)
4) Сместиться на (0, 0)
Решение
РЕШЕНИЕ
x
y
1
-2
0
3
3
сложили
-2
2
1
Повторили
*6
*6
получили
12
6
-2
1
10
7
Результат выполнения данного алгоритма
Чертежник начинал движение
Ответ: 1
Решу ОГЭ
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на ( a , b ) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертёжника в точку (6, −1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз
Команда1 Сместиться на (3, 3) Сместиться на (1,−2) Конец
Сместиться на (−8, 12)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1 ?
1) Сместиться на (−2, −4)
2) Сместиться на (4,−13)
3) Сместиться на (2, 4)
4) Сместиться на (−8, −16)
Решение
РЕШЕНИЕ
x
y
a
b
3
3
1
-2
4*(a+4)
- 8
4*(b+1)
8
12
-12
сместился
4*(a+4)=8
вернулся в исходную точку
4a+16=8
4*(b+1)= -12
4a=-8
4b +4= -12
4b=-12-4= -16
a= -8/4
b=-16/4= -4
a= -2
b= -4
Команда 1
Ответ: 1
Решу ОГЭ
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) , в точку с координатами (x+a, y+b) . Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит его в точку (–1, 5).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Сместиться на (2, 6)
Повтори 2 раз
Сместиться на (2, 1) Сместиться на (–5, 4) Сместиться на (1,–4)
Конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (4, –2)
2) Сместиться на (–4, 2)
3) Сместиться на (2, –8)
4) Сместиться на (–2, 8)
Решение: (2, 6) + 2*(2-5+1, 1+4-4)=(-2, 8)
Чтобы Чертёжник вернулся в исходную точку, необходимо переместить его на (2, −8). То есть нужно выполнить команду Сместиться на (2, −8) .
Ответ: 3
«ГИА. Учебно-справочные материалы для 9 класса»
Пример 6.3. Задание с выбором одного ответа
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера , оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:
Вперёд n (где n - целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.
Направо m (где m - целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.
Запись Повтори k [Команда 1 Команда 2 Команда 3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 6 [Направо 60 Вперёд 15]
Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник
2) правильный треугольник
3) правильный шестиугольник
4) правильный двенадцатиугольник
Решение
Решение
Вспомним, что выпуклый многоугольник называется IIравильным, если у него все стороны равны и все углы равны. Черепашка шесть раз повторяет группу команд, указанную в скобках. При этом она каждый раз поворачивает в одном направлении - направо, на один и тот же угол и прочерчивает отрезки одинаковой длины. После исполнения алгоритма Черепашка совершит поворот на 6 · 60 = 360 градусов. Известно, что сумма внешних углов многоугольника есть 360°. Следовательно, должна получиться замкнутая ломаная, образующая правильный многоугольник, состоящий из шести равных сторон.
Можно решить эту задачу иначе - выполнить все команды по
шагам, как показано на рисунке. Будем считать, что исходное
Направление Черепашки совпадает с осью абсцисс, т. е.
Черепашка смотрит на Восток (направо). Надо быть вниматель-
ными при выполнении поворотов. Поворот вправо на 60 градусов выполняется
относительно текущего направления движения Черепашки, а не относительно
осей координат.
Ответ: 3.
Правильный многоугольник, у которого все стороны равны и все углы равны.
Сумма внешних углов многоугольника = 360 0
Формула вычисления внешнего угла правильного многоугольника
k=360/n
Где k- внешний угол правильного многоугольника
n – количество вершин многоугольника
Решу ОГЭ
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 Команда 3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 180 [Вперёд 45 Направо 90] . Какая фигура появится на экране?
1) правильный 180-угольник
2) квадрат
3) правильный восьмиугольник
4) незамкнутая ломаная линия
Решение
Решение
180-90=90
180x-90x=360
90x=360
x= 360/90
x= 4
Ответ: 2
Пояснение.
Выполняя алгоритм, Черепашка оставляет след в виде одинаковых отрезков, расположенных под углом 180° − 90° = 90° друг к другу. Такой угол составляют между собой стороны квадрата. Поэтому за первые четыре шага алгоритма Черепашка нарисует квадрат, а за оставшиеся шаги пройдет по четырём его сторонам 176 раз. Следовательно, оставленный Черепашкой след представляет собой квадрат.
Решу ОГЭ
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:
Вверх N,
Вниз N,
Вправо N,
Влево N
(где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик с буквой, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик с буквой О находится в клетке Е6. Если Муравей выполнит команды вправо 2 вверх 2 , то сам окажется в клетке Е7, а кубик с буквой О в клетке Е8.
Пусть Муравей и кубики расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
Вниз 3
Повтори 2 раз
Вправо 1 вверх 1 влево 1
Какое слово будет написано в 6 строке после выполнения этого алгоритма?
1) КОМ 2) ЛОМ 3) ДОМ 4) ТОМ
Решение
1.Муравей - Г2
2. Муравей – Д2,а буква Т – Е2
3.Муравей – Д3, а буквы Д – Д4,
Л -Д5, К – Д6
4. Муравей – Д3,
5. Муравей – Д4, а буквы Д – Д5,
Л –Д6, К – Д7
6. Муравей – Г4
Ответ: 2.
Пояснение: после выполнения данного алгоритма в клетке Д6 оказалась буква Л. Получилось слово ЛОМ
Вниз 3
Повтори 2 раз
Вправо 1 вверх 1 влево 1
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый
конец горизонтальной стены соединён с нижним концом вертикальной
стены. Длины стен неизвестны . В вертикальной стене есть ровно один
проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в
клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у её
правого конца.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота
(Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
РЕШЕНИЕ:
| Двигаемся влево, пока не дойдём до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
влево
кц
| Двигаемся вверх, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
| Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока слева свободно
вверх
кц
| Двигаемся вверх до конца стены и закрашиваем клетки.
нц пока не слева свободно
закрасить
вверх
кц
| Обходим стену.
влево
вниз
| Двигаемся вниз, пока не дойдём до прохода в стене, и закрашиваем клетки.
нц пока не справа свободно
закрасить
вниз
кц
| Двигаемся дальше до вертикальной стены.
нц пока справа свободно
Вниз
кц
пропущена 1 команда
кон
Выполните задание.
На бесконечном поле имеются две одинаковые вертикальные стены и одна горизонтальная, соединяющая верхние концы стен. Длины стен неизвестны . Робот находится в одной из клеток, расположенных между нижними краями вертикальных стен.
На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота
(Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные
выше горизонтальной стены непосредственно над ней. Робот должен закрасить только клетки,
удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить
следующие клетки (см. рисунок).
РЕШЕНИЕ:
| Двигаемся влево, пока не дойдём до конца вертикальной ст
нц пока слева свободно
влево
кц
|Обходим стену
вниз
влево
вверх
| Двигаемся вверх до конца вертикальной стены
нц пока не справа свободно
вверх
кц
|Переместимся в начало горизонтальной стены
вправо
| Двигаемся вправо до конца горизонтальной стены, закрашивая все клетки на пути
нц пока не снизу свободно
закрасить
вправо
кц
Список литературы и web-ресурсов:
- Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2015/Под ред. Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.-192с.
- Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014/Под ред. Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.-208с.
- Информатика и ИКТ. 9 класс. Подготовка к ГИА-2013/Под ред. Л.Н. Евич, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012.-272с.
- Информатика: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (Серия «Итоговый контроль: ГИА»)/С.М. Авдошин, Р.З. Ахметсафина,О.В. Максименкова, И.Н. Лесовская, М.В. Курак, Н.П. Липкин,С.А. Семикина.-М.: СПб.: Просвещение, 2011.-252 с.
- ГИА – 2013. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов/Крылов С.С., Чуркина Т.Е. – М.: Издательство «Национальное образование», 2013. – 144 с.
- УМК «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов, авторы Босова Л. Л., Босова А. Ю.
- http://fipi.ru/
- http://mioo.ru
- http://www.edu.ru/
- http://www.gia9.ru/test.php
- И другие источники