СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по математике»

 Шарова Людмила Владимировна,

учитель математики

МБОУ «Ашковская основная школа»


Подготовка  к  ОГЭ  по   математике (из опыта работы)


Мы, учителя математики ежегодно, вместе со своими учениками готовимся к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ. Поэтому необходимо вырабатывать свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях: уровень класса, отдельных учеников и т.д.

Хорошо работать в классах, где уровень учебной мотивации очень высокий, но на сегодняшний день чаще приходится выпускать классы, где главная цель у учеников – это получение аттестата об основном общем образовании. Я работаю в обычных классах, где есть и «относительно сильные» и «слабые» учащиеся. Я ставлю в своей работе следующие задачи: адаптировать содержание образования к современным требованиям ОГЭ; развивать самостоятельную активность учащихся; сочетать лекции, консультации и самостоятельную работу, поиск информации в сети Интернет, практикумы, с организацией обсуждения, проводить систематический контроль уровня обученности учащихся и мониторинг выполнения типовых заданий.

Из опыта работы с ОГЭ можно сделать вывод о том, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время подготовка должна проходить планомерно и постоянно, причём не натаскиванием на тестирование, а в ходе использования тестов, математических диктантов по теории и задачам без объяснения в течение нескольких лет школьного обучения.

Работая по любому из учебников, утвержденному Федеральным перечнем, приходится сталкиваться с тем, что задания ОГЭ и задачи из учебников в большинстве случаев почти никак не связаны. Следовательно, учитель вынужден по каждой теме подбирать задания из ОГЭ для включения их в перечень решаемых задач на уроке, чтобы дети могли знакомиться с разными формулировками и видеть всё разнообразие математических примеров, вопросов и проблем. Например, тема «Подобие треугольников» в учебнике дана только в форме задач, а в ОГЭ она встречается не только во второй части, где требуется решить геометрическую задачу с доказательством, но и в 19 задании, в котором необходимо указать номера верных утверждений (таких заданий в любом учебнике нет), а также и в 17 задании. Таких примеров можно привести много. В наших учебниках почти нет заданий, где требуется только ответ, в большинстве случаев везде необходимо полное обстоятельное решение. Учащиеся привыкают к такой системе: обстоятельно и с аргументами излагать своё решение. Вот поэтому учитель планирует свою работу с учетом – учебной программы и учебником с набором отведённых на изучение часов и необходимостью успешной сдачи учениками ОГЭ. Каждый педагог решает эту сложную ситуацию по-своему, часто методом проб и ошибок.

Что я считаю самым важным при подготовке к ОГЭ?

1. Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором на экзамене запрещено, поэтому объясняю его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней.

2. Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5-7 минут математический диктант, либо математический опрос, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение.

3. Постоянное совершенствование учебных навыков на практике. Говорят, что образование - это то, что остается после того, когда все  выученное забывается. Поэтому я стараюсь включать на каждом уроке и в каждое домашнее задание задачи на повторение. Задачи на повторение из домашней работы проверяю и анализирую, чтобы при необходимости отрабатывать допущенные ошибки или пробелы в знаниях и умениях. Но к сожалению бывает ПРОБЛЕМА: через некоторое время некоторые учащиеся опять всё забывают… Есть идея, вести отдельные тетради «Справочники», где по некоторым темам записывать самую главную теорию и все виды заданий по этой теме, в том числе частные случаи, но конкретно в моём случае это «МЕЧТА»…

4. Проверка знаний и умений учащихся. Объясняю важность выполнения тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме online. Провожу дополнительные занятия со всеми учащимися класса и индивидуальные консультации.

5. Принцип дифференцирования. Даю одинаковую нагрузку, как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на  ГИА  предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при  подготовке  к  ГИА  осуществляю дифференциацию таким же образом.

6. Постоянное совершенствование удачных  методических  приёмов. У каждого учителя они могут быть различными. Например, считаю эффективным приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Иногда, хороший результат получается, когда в ходе решения допускаю ошибку, тем самым сразу видно кто внимателен и вникает в процесс решения, а кому ещё надо объяснить решение именно с того места. Хороший приём в поиске более простого решения, когда предложен сложный.

7. Считаю необходимым указывать типичные ошибки при выполнении заданий.

Сообщение «Типичные ошибки на ОГЭ».


Уже с седьмого класса я обращаю внимание учащихся на задания из банка данных ОГЭ по математике. Стараюсь по одной и той же теме подбирать разные задания, чтобы ученики привыкали к разнообразию. Особенно сложно проходит привыкание к таким заданиям на геометрии, где всегда есть чёткая схема решения любой задачи: дано, найти или доказать, чертёж, решение или доказательство, ответ. Из этой схемы при подготовке к ОГЭ приходится учить ребят исключать разные элементы, чтобы они могли решить, например, задачу, где нужен только чертёж и ответ.

В 9 классе на занятии «Подготовка к ОГЭ по математике» провожу диагностические работы, которые состоят из двух частей: «Алгебра» и «Геометрия», причем на выполнение всей работы отвожу 40 минут. Дальнейшую работу строю, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях.

Обстановку на уроке стараюсь поддерживать доброжелательную и спокойную. Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА и сети Интернет) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.

На родительских собраниях знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; характеризую структуру контрольно-измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей на то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик; прошу родителей не способствовать развитию стресса у учеников, объясняя планомерность работы, а также важность контроля со стороны родителей подготовки учеников к урокам.

Предмет математика трудоемкий, требует большой самостоятельной, повседневной работы. Ученику необходимо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. По-моему мнению, усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, желания учиться, на выработку положительного отношения учеников и родителей к математике, создания ситуации успеха, ликвидации боязни решения математических задач, формированию у учащихся уверенности в своих способностях.