ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 9 КЛАСС
Тема 5. Человек в системе социальных отношений.
Социальные ценности и нормы
Вопросы кодификатора
5.1 Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп
5.2 Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур
5.3 Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность
5.4 Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура
5.5 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль
5.6 Социализация личности
5.7 Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Основные роли членов семьи
5.8 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения
5.9 Социальные конфликты и пути их разрешения
5.10 Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни
5.11 Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства
Социальная структура общества
Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое .
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:
СТРАТА – социальная группа, образованная по совокупности критерией (престиж позиции, профессия, образование и т.д.)
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:
- по численности (большие и малые);
- по характеру взаимодействия (первичные и вторичные);
- по факту существования (номинальные и реальные);
- по способу организации (формальные и неформальные);
- по социальному положению (этнические, территориальные, профессиональные, религиозные).
Социальная структура общества
Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.
Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.(набор функций, выполняемых личностью в соответствии со своим статусом)
Социальная структура общества
Социальная мобильность – переход человека из группы в группу.
Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (политическая, территориальная, религиозная и др.).
Перемещение человека по социальной лестнице вверх или вниз (восходящая и нисходящая ).
индивидуальная - групповая
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
…… и др.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Избиратель Преподаватель Адвокат
Читатель Покупатель Гражданин
Ребёнок Школьник Роллер
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
- потребитель
- избиратель
- ученик средней школы
- водитель
Социальная структура общества
Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
- пассажиры
- демократы
- горожане
- инженеры
Социальная структура общества
Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
- девушки
- врачи
- рязанцы
- пассажиры
Социальная структура общества
Верны ли следующие суждения о социальных ролях?
А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.
Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.
1 ) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Социальная структура общества
Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?
А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.
Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью .
Брак – союз мужчины и женщины с целью создания семьи, зарегистрированный в органах ЗАГС.
Виды семей
Нуклеарная семья – состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи).
Многопоколенная (расширенная) семья –где (не только родители и их дети) проживают вместе представители нескольких поколений.
Неполная семья – с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.
Полная семья – ……….
Демократическая (партнерская) семья –предполагает равный статус супругов. В ней возможны совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи.
Патриархальная семья - где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине.
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Немецкий гуманист писал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
- организация совместного досуга
- укрепление родственных связей
- совместное ведение домашнего хозяйства
- воспитание детей
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1 ) общими увлечениями
2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами
4) совместным ведением хозяйства
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Семья Николаевых состоит из родителей , дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?
1) патриархальная
2) традиционная
3) нуклеарная
4) многопоколенная
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Верны ли следующие суждения о типах семьи?
А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.
Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Семья Петровых состоит из родителей: Игоря и Анны, двух детей и бабушки Елены Анатольевны. Игорь и Анна работают врачами в горбольнице №1, а Елена Анатольевна, будучи пенсионеркой помогает им в воспитании детей. На семейном совете было решено 10% от семейного дохода откладывать на приобретение дачного участка.
Какой по составу и стилю отношений является эта семья? Назовите основные источники доходов членов этой семьи. Какие функции семьи проиллюстрированы в условиях задания? Какие социальные роли членов семьи здесь упомянуты?
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, имеющая специфические психологические черты, интересы, ценности, которые определяются социально-экономическим и общественно-политическим положением молодых людей, находящихся в состоянии становления и формирования.
Молодёжь участвует в общественной жизни различными способами, например:
участие в политических партиях (с 18 лет);
открытие частного бизнеса;
участие в общественных и волонтёрских организациях;
участие в социальных акциях (протестах, пикетах, парадах);
участие в спортивных и культурных конкурсах и олимпиадах .
Молодёжь, молодые граждане – это социально- демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации». 2020 г.).
Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура
Особенности социального положения молодёжи:
1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);
2) переходность положения (маргинальность);
3) высокий уровень социальной мобильности;
4) активный поиск своего места в жизни;
5) наличие перспектив профессионального роста.
Современная молодёжная культура отличается разнообразием, неформальностью и эмоциональностью.
Внутри молодёжной культуры выделяются направления и течения :
- музыкальные и танцевальные направления (хип-хоп, брейк-данс, рэп);
- создание граффити (разрисовывание стен красками из баллончиков);
- геймеры (игроки в видеоигры);
- спортивные направления (экстремальные виды спорта, катание и исполнение трюков на скейтбордах, сноубордах и мотоциклах).
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.
Причины увеличения различий между поколениями:
1) обновление социальной среды обитания человека;
2) возрастание социальной мобильности всех видов;
3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.
Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.
Социальные ценности и нормы
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
Социальные ценности и нормы
Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:
- Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.
- Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.
- Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.
- Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.
Социальные ценности и нормы
Санкция —это меры поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
ВИДЫ САНКЦИЙ
Формальные
Неформальные
Негативные
Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.
Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека и др.
Позитивные
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.
Социальные ценности и нормы
НОРМЫ МОРАЛИ – правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные в обществе обязательными (обычно существуют в устной форме).
НОРМЫ ПРАВА – установленные государством правила действий, поведения людей, обязательные для исполнения (нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах).
ЭТИКЕТ – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.
Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) фиксируется в законах и подзаконных актах
Б) регулируют общественные отношения
В) охраняются силой государства
Г) отражают общественное мнение
Д) поведение оценивается с позиции добра и зла
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
1) моральные
2) правовые
3) и моральные, и правовые
А
Б
В
Г
Д
ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Социальные нормы
Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества
Социальные ...
Общественная реакция на поведение человека или группы
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, не соответствующее принятым нормам (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство).
ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ :
- Биологическое объяснение
- Психологическое объяснение
- Социологическое объяснение.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, не соответствующее принятым нормам (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство).
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ :
- физическое истощение организма, разрушение личности, смерть;
2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества;
4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления) .
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
ПОД ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ПОНИМАЕТСЯ оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни
Сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости. Полноправный, социально активный член общества.
Социальный конфликт и пути его решения
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Причины социальных конфликтов:
- социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; 2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
3) религиозные различия;
4) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Виды социальных конфликтов.
Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ):
компромисс — соглашение на основе взаимных уступок;
переговоры — обмен мнениями обеих сторон с целью решения проблемы;
посредничество — использование третьей стороны в решении проблемы;
избегание — желание выйти из конфликтной ситуации, при этом не разрешая её и не идя на уступки.
арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.
ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; внутригрупповое напряжение;
разрушение социальной системы и др.
разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации;
снятие социальной напряжённости;
стимулирование социальных изменений;
усиление групповой сплочённости и др.
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.
Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Социальный конфликт и пути его решения
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.
Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осознание противоречия интересов
2) поиск пути выхода из конфликта
3) выход без уступок и отстаивания своих интересов
4) участие третьей сторон
ЧЕРТЫ СХОДСТВА
ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ
Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с
1) правовыми обычаями
2) религиозными обрядами
3) нормами закона
4) правилами этикета
Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия:
1) создаются государством
2) предполагают юридическую ответственность
3) определяют границы дозволенного
4) регулируют общественные отношения
Черты сходства
Черты отличия
Межнациональные отношения
Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
ПРИЗНАКИ НАЦИИ:
- единство территории
- единство языка
- общность исторической памяти
- общая культура
- национальное самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства
- единство экономических связей
Основные тенденции в развитии межнациональных отношений
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАРОДОВ
Стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры .
ИНТЕГРАЦИЯ НАРОДОВ
Экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (интеграция в рамках национальных структур).
Международный конфликт – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.
- Территориальные споры.
- Неравенство социально-экономических условий.
- Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
- Бытовые предрассудки обыденного сознания.
- Отрицание государством самобытности этнических меньшинств
- Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве.
- Социально-экономическое неравенство —в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
- Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям, различий в уровне современной религиозности населения.
Международный конфликт – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.
ПУТИ РЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
- Проведение продуманной национальной политики.
- Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, формирование культуры межнациональных отношений, уважения самобытности, национального самосознания, языка, обычаев народов, исключение проявления национального недоверия, вражды.
- Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
- Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
- Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
- Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека
Международный конфликт – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.
Основные принципы национальной политики в России:
1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.
2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.
4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.
7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.
8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.
9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Отличительным признаком нации как этнической общности является
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей.
Б. Этносы формируются только после возникновения государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.
Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Источники
- Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
- Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
- Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
- Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
- Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
- Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
- Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
Интернет ресурсы
1) http://danur-w.narod.ru/ - материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича; 2) http://kissme.unassvadba.ru/upload/wedding_881/mainPhoto/1253780238487.jpg - молодожёны; 3) http://www.rus-obr.ru/files/012.jpg - межнациональные конфликты; 4) http://images.wikia.com/absurdopedia/images/b/b5/3162s.jpeg - межнациональные конфликты; 5) http://wiki.iteach.ru/images/d/d2/C36d3f444784.jpg - профилактика межнациональных конфликтов; 6) http://www.smolensk2.ru/images/img_18815.jpg - межнациональное сотрудничество; 7) http://www.sosh2-gshum.edu.cap.ru/home/4679/gmz/deti.jpg - семья; 8) http://www.referenceforbusiness.com/photos/span-of-control-475.jpg - социальная иерархия; 9) http://www.alamedahsg.org/aha_divisions/board_meeting.png - переговоры; 10) http://bizground.ru/wp-content/uploads/2012/01/posrednik.jpg - посредничество; 11) http://www.allspammedup.com/wp-content/uploads/2011/08/fight-spam.gif - применение силы; 12) http://www.clevelandseniors.com/images/amyk/girl-roller-skate.jpg - роллер; 13) http://cs11400.vkontakte.ru/u50251188/-14/x_bec81bff.jpg - учитель; 14) http://www.obrazovan.ru/images/stat/small/7201.jpg - социальная лестница; 15) http://www.jointhejoy.ru/sites/default/files/imagecache/post_image/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202011-12-05%20%D0%B2%2014.16.21.png – социальный конфликт; 16) http://www.baby.ru/storage/8/f/c/7/1287879.428567.jpeg - здоровый образ жизни; 17) http://cs4539.vkontakte.ru/u11670063/-1/x_b999ed18.jpg - социальный статус; 18) http://fifthgrade.files.wordpress.com/2010/03/kids-around-world-graphic8.jpg - социальный статус; 19) http://prehistoric.narod.ru/gallery/pic1.jpg - первобытное общество; 20) http://www.nn.ru/users/foto/244108-2010-12-22-showimg.jpeg - апельсин.