СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к огэ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к огэ по обществознанию»

ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 9 КЛАСС Тема 5. Человек в системе социальных отношений. Социальные ценности и нормы

ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 9 КЛАСС

Тема 5. Человек в системе социальных отношений.

Социальные ценности и нормы

Вопросы кодификатора

5.1 Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп

5.2 Этнос и нация. Россия ‒ многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур

5.3 Положение человека в обществе. Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка. Социальная мобильность

5.4 Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура

5.5 Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи. Право и его роль в жизни общества. Право и мораль

5.6 Социализация личности

5.7 Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Функции семьи. Семейные ценности. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка. Основные роли членов семьи

5.8 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения

5.9 Социальные конфликты и пути их разрешения

5.10 Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни

5.11 Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства

Социальная структура общества Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое .

Социальная структура общества

Социальная структура общества – внутреннее устройство общества, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей, организующее общество в единое целое .

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: касты сословия классы   СТРАТА – социальная группа, образованная по совокупности критерией (престиж позиции, профессия, образование и т.д.)

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:

  • касты
  • сословия
  • классы

СТРАТА – социальная группа, образованная по совокупности критерией (престиж позиции, профессия, образование и т.д.)

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: по численности (большие и малые); по характеру взаимодействия (первичные и вторичные); по факту существования (номинальные и реальные); по способу организации (формальные и неформальные); по социальному положению (этнические, территориальные, профессиональные, религиозные).

Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП:

  • по численности (большие и малые);
  • по характеру взаимодействия (первичные и вторичные);
  • по факту существования (номинальные и реальные);
  • по способу организации (формальные и неформальные);
  • по социальному положению (этнические, территориальные, профессиональные, религиозные).
Социальная структура общества Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе. Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.(набор функций, выполняемых личностью в соответствии со своим статусом)

Социальная структура общества

Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе.

Социальная роль – это способ поведения, соответствующий определённому статусу; каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами.(набор функций, выполняемых личностью в соответствии со своим статусом)

Социальная структура общества Социальная мобильность – переход человека из группы в группу. Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (политическая, территориальная, религиозная и др.). Перемещение человека по социальной лестнице вверх или вниз (восходящая и нисходящая ). индивидуальная - групповая

Социальная структура общества

Социальная мобильность – переход человека из группы в группу.

Переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (политическая, территориальная, религиозная и др.).

Перемещение человека по социальной лестнице вверх или вниз (восходящая и нисходящая ).

индивидуальная - групповая

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте …… и др.

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

…… и др.

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Избиратель Преподаватель Адвокат Читатель Покупатель Гражданин Ребёнок Школьник Роллер

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

Избиратель Преподаватель Адвокат

Читатель Покупатель Гражданин

Ребёнок Школьник Роллер

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди? потребитель избиратель ученик средней школы водитель

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

  • потребитель
  • избиратель
  • ученик средней школы
  • водитель
Социальная структура общества Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку? пассажиры демократы горожане инженеры

Социальная структура общества

Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

  • пассажиры
  • демократы
  • горожане
  • инженеры
Социальная структура общества Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку? девушки врачи рязанцы пассажиры

Социальная структура общества

Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

  • девушки
  • врачи
  • рязанцы
  • пассажиры
Социальная структура общества Верны ли следующие суждения о социальных ролях? А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.   1 ) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Социальная структура общества

Верны ли следующие суждения о социальных ролях?

А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер.

 

1 ) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Социальная структура общества Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности? А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей. Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Социальная структура общества

Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Семья как малая группа. Отношения между поколениями Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью .  Брак – союз мужчины и женщины с целью создания семьи, зарегистрированный в органах ЗАГС.

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью .

Брак – союз мужчины и женщины с целью создания семьи, зарегистрированный в органах ЗАГС.

Виды семей Нуклеарная семья – состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи). Многопоколенная (расширенная) семья –где (не только родители и их дети) проживают вместе представители нескольких поколений. Неполная семья – с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей. Полная семья – ………. Демократическая (партнерская) семья –предполагает равный статус супругов. В ней возможны совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи.  Патриархальная семья - где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине.

Виды семей

Нуклеарная семья – состоящая из родителей и их детей (тип современной семьи).

Многопоколенная (расширенная) семья –где (не только родители и их дети) проживают вместе представители нескольких поколений.

Неполная семья – с одним родителем, образующаяся в результате развода или смерти одного из родителей.

Полная семья – ……….

Демократическая (партнерская) семья –предполагает равный статус супругов. В ней возможны совместное обсуждение семейных проблем, взаимное доверие, принятие и автономность членов семьи. 

Патриархальная семья - где домашние обязанности выполняет в основном женщина, а ответственность за семью и основная власть принадлежат мужчине.

Семья как малая группа. Отношения между поколениями Немецкий гуманист писал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки? организация совместного досуга укрепление родственных связей совместное ведение домашнего хозяйства воспитание детей

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Немецкий гуманист писал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?

  • организация совместного досуга
  • укрепление родственных связей
  • совместное ведение домашнего хозяйства
  • воспитание детей
Семья как малая группа. Отношения между поколениями Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется 1 ) общими увлечениями 2) непосредственными личными контактами 3) собственными социальными нормами 4) совместным ведением хозяйства

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1 ) общими увлечениями

2) непосредственными личными контактами

3) собственными социальными нормами

4) совместным ведением хозяйства

Семья как малая группа. Отношения между поколениями Семья Николаевых состоит из родителей , дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?   1) патриархальная 2) традиционная 3) нуклеарная 4) многопоколенная

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Семья Николаевых состоит из родителей , дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью?

 

1) патриархальная

2) традиционная

3) нуклеарная

4) многопоколенная

Семья как малая группа. Отношения между поколениями Верны ли следующие суждения о типах семьи?   А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья. Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Верны ли следующие суждения о типах семьи?

  А. Для индустриального общества типичной становится многопоколенная семья.

Б. Малая (нуклеарная) семья преобладает в условиях традиционного общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Семья Петровых состоит из родителей: Игоря и Анны, двух детей и бабушки Елены Анатольевны. Игорь и Анна работают врачами в горбольнице №1, а Елена Анатольевна, будучи пенсионеркой помогает им в воспитании детей. На семейном совете было решено 10% от семейного дохода откладывать на приобретение дачного участка. Какой по составу и стилю отношений является эта семья? Назовите основные источники доходов членов этой семьи. Какие функции семьи проиллюстрированы в условиях задания? Какие социальные роли членов семьи здесь упомянуты?

Семья Петровых состоит из родителей: Игоря и Анны, двух детей и бабушки Елены Анатольевны. Игорь и Анна работают врачами в горбольнице №1, а Елена Анатольевна, будучи пенсионеркой помогает им в воспитании детей. На семейном совете было решено 10% от семейного дохода откладывать на приобретение дачного участка.

Какой по составу и стилю отношений является эта семья? Назовите основные источники доходов членов этой семьи. Какие функции семьи проиллюстрированы в условиях задания? Какие социальные роли членов семьи здесь упомянуты?

Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура Молодёжь  – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, имеющая специфические психологические черты, интересы, ценности, которые определяются социально-экономическим и общественно-политическим положением молодых людей, находящихся в состоянии становления и формирования. Молодёжь участвует в общественной жизни различными способами, например: участие в политических партиях (с 18 лет);  открытие частного бизнеса;  участие в общественных и волонтёрских организациях;  участие в социальных акциях (протестах, пикетах, парадах);  участие в спортивных и культурных конкурсах и олимпиадах .  Молодёжь, молодые граждане  – это социально- демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно  (Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации». 2020 г.).

Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура

Молодёжь  – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупных возрастных характеристик, имеющая специфические психологические черты, интересы, ценности, которые определяются социально-экономическим и общественно-политическим положением молодых людей, находящихся в состоянии становления и формирования.

Молодёжь участвует в общественной жизни различными способами, например:

участие в политических партиях (с 18 лет); 

открытие частного бизнеса; 

участие в общественных и волонтёрских организациях; 

участие в социальных акциях (протестах, пикетах, парадах); 

участие в спортивных и культурных конкурсах и олимпиадах . 

Молодёжь, молодые граждане  – это социально- демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно  (Федеральный закон «О молодёжной политике в Российской Федерации». 2020 г.).

Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура Особенности социального положения молодёжи: 1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей); 2) переходность положения (маргинальность); 3) высокий уровень социальной мобильности; 4) активный поиск своего места в жизни; 5) наличие перспектив профессионального роста. Современная молодёжная культура  отличается разнообразием, неформальностью и эмоциональностью.  Внутри молодёжной культуры выделяются направления и течения : музыкальные и танцевальные направления (хип-хоп, брейк-данс, рэп);  создание граффити (разрисовывание стен красками из баллончиков);  геймеры (игроки в видеоигры);  спортивные направления (экстремальные виды спорта, катание и исполнение трюков на скейтбордах, сноубордах и мотоциклах).

Молодёжь ‒ активный участник общественной жизни. Современная молодёжная культура

Особенности социального положения молодёжи:

1) необходимость усвоения выработанных обществом социальных норм, ценностей, установок, представлений и стереотипов (освоение новых социальных ролей);

2) переходность положения (маргинальность);

3) высокий уровень социальной мобильности;

4) активный поиск своего места в жизни;

5) наличие перспектив профессионального роста.

Современная молодёжная культура  отличается разнообразием, неформальностью и эмоциональностью. 

Внутри молодёжной культуры выделяются направления и течения :

  • музыкальные и танцевальные направления (хип-хоп, брейк-данс, рэп); 
  • создание граффити (разрисовывание стен красками из баллончиков); 
  • геймеры (игроки в видеоигры); 
  • спортивные направления (экстремальные виды спорта, катание и исполнение трюков на скейтбордах, сноубордах и мотоциклах).
Семья как малая группа. Отношения между поколениями Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени. Причины увеличения различий между поколениями:  1) обновление социальной среды обитания человека;  2) возрастание социальной мобильности всех видов; 3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной. Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.

Семья как малая группа. Отношения между поколениями

Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.

Причины увеличения различий между поколениями:

1) обновление социальной среды обитания человека;

2) возрастание социальной мобильности всех видов;

3) общественная жизнь становится более сложной и многообразной.

Преемственность поколений – необходимое условие развития общества.

Социальные ценности и нормы Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Социальные ценности и нормы

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Социальные ценности и нормы Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность. Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества. Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе. Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.

Социальные ценности и нормы

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

  • Регулятивная функция — устанавливают рамки поведения, регулируют отношения между людьми, помогают организовать общественную жизнь и безопасность.
  • Социальная функция — объединяют людей общими принципами и взглядами на жизнь общества.
  • Оценочная функция — показывают стандарты деятельности и поведения в обществе.
  • Воспитательная функция — держат в рамках людей, которые склонны нарушать эти нормы, и наблюдают за ними.
Социальные ценности и нормы Санкция   —это меры поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.  ВИДЫ САНКЦИЙ Формальные Неформальные Негативные Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др. Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека и др. Позитивные Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др. Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.

Социальные ценности и нормы

Санкция   —это меры поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. 

ВИДЫ САНКЦИЙ

Формальные

Неформальные

Негативные

Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка; штрафы, тюремное заключение, исправительные работы и др.

Осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань, демонстративное игнорирование человека и др.

Позитивные

Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.

Социальные ценности и нормы НОРМЫ МОРАЛИ – правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные в обществе обязательными (обычно существуют в устной форме). НОРМЫ ПРАВА – установленные государством правила действий, поведения людей, обязательные для исполнения (нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах). ЭТИКЕТ – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Социальные ценности и нормы

НОРМЫ МОРАЛИ – правила, одобряемые большинством людей; образцы поведения, признанные в обществе обязательными (обычно существуют в устной форме).

НОРМЫ ПРАВА – установленные государством правила действий, поведения людей, обязательные для исполнения (нормы права государство в письменном виде закрепляет в законах).

ЭТИКЕТ – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ХАРАКТЕРИСТИКИ   А) фиксируется в законах и подзаконных актах Б) регулируют общественные отношения В) охраняются силой государства Г) отражают общественное мнение Д) поведение оценивается с позиции добра и зла ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ   1) моральные 2) правовые 3) и моральные, и правовые А Б     В   Г Д    

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А) фиксируется в законах и подзаконных актах

Б) регулируют общественные отношения

В) охраняются силой государства

Г) отражают общественное мнение

Д) поведение оценивается с позиции добра и зла

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

 

1) моральные

2) правовые

3) и моральные, и правовые

А

Б

 

 

В

 

Г

Д

 

 

   ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ Социальные нормы Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества Социальные ... Общественная реакция на поведение человека или группы

 

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Социальные нормы

Система запретов, ограничений, разрешений, основанных на поддержке большинства членов общества

Социальные ...

Общественная реакция на поведение человека или группы

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, не соответствующее принятым нормам (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство). ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ : Биологическое объяснение Психологическое объяснение Социологическое объяснение.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, не соответствующее принятым нормам (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство).

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ :

  • Биологическое объяснение
  • Психологическое объяснение
  • Социологическое объяснение.
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, не соответствующее принятым нормам (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство). ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ : физическое истощение организма, разрушение личности, смерть; 2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества; 4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления) .

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – социальное поведение, не соответствующее принятым нормам (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство).

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ :

  • физическое истощение организма, разрушение личности, смерть;

2) страдания и переживания близких людей, родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества;

4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления) .

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни ПОД ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ПОНИМАЕТСЯ оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни Сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости. Полноправный, социально активный член общества.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

ПОД ЗДОРОВЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ ПОНИМАЕТСЯ оптимальный режим работы и отдыха, сбалансированное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отсутствие вредных привычек, любовь к людям, положительное восприятие жизни

Сохранение нравственного, психического и физического здоровья до старости. Полноправный, социально активный член общества.

Социальный конфликт и пути его решения СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Причины социальных конфликтов: социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; 2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации; 3) религиозные различия; 4) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

Социальный конфликт и пути его решения

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Причины социальных конфликтов:

  • социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций; 2) различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;

3) религиозные различия;

4) поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития. Виды социальных конфликтов. Внутриличностный  – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя. Межличностный  – происходит между двумя или несколькими лицами. Межгрупповой  – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей. Конфликт с внешней средой  – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания. Конфликты по отдельным сферам жизни  – экономических (производственный), политический, этнический и др. Конфликт в обществе в целом  – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Виды социальных конфликтов.

Внутриличностный  – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.

Межличностный  – происходит между двумя или несколькими лицами.

Межгрупповой  – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.

Конфликт с внешней средой  – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.

Конфликты по отдельным сферам жизни  – экономических (производственный), политический, этнический и др.

Конфликт в обществе в целом  – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ): компромисс  — соглашение на основе взаимных уступок; переговоры  — обмен мнениями обеих сторон с целью решения проблемы;  посредничество  — использование третьей стороны в решении проблемы;  избегание  — желание выйти из конфликтной ситуации, при этом не разрешая её и не идя на уступки. арбитраж  (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы; применение силы, власти, закона  — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта.

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ):

компромисс  — соглашение на основе взаимных уступок;

переговоры  — обмен мнениями обеих сторон с целью решения проблемы; 

посредничество  — использование третьей стороны в решении проблемы; 

избегание  — желание выйти из конфликтной ситуации, при этом не разрешая её и не идя на уступки.

арбитраж  (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

применение силы, власти, закона  — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.

ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; внутригрупповое напряжение; разрушение социальной системы и др. разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации; снятие социальной напряжённости; стимулирование социальных изменений; усиление групповой сплочённости и др.

ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

создание стрессовых ситуаций; дезорганизация социальной жизни; внутригрупповое напряжение;

разрушение социальной системы и др.

разрешение проблемы, определение выхода из сложной ситуации;

снятие социальной напряжённости;

стимулирование социальных изменений;

усиление групповой сплочённости и др.

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта. Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Стремление сторон отстоять свои взгляды – одна из причин социального конфликта.

Б. Социальные конфликты могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Социальный конфликт и пути его решения Верны ли следующие суждения о социальном конфликте? А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов. Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Социальный конфликт и пути его решения

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?   А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе. Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

  А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.

Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:   1) осознание противоречия интересов 2) поиск пути выхода из конфликта 3) выход без уступок и отстаивания своих интересов 4) участие третьей сторон ЧЕРТЫ СХОДСТВА ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

Кирилл и Николай узнали, что Михаил пригласил к себе в гости на празднование Нового года всех одноклассников, кроме них. Кирилл просто прекратил всякое общение с Михаилом, а Николай попытался через друзей узнать о причинах поступка Михаила. Сравните два способа поведения в межличностном конфликте: уход от конфликтной ситуации и привлечение посредников. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) осознание противоречия интересов

2) поиск пути выхода из конфликта

3) выход без уступок и отстаивания своих интересов

4) участие третьей сторон

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с 1)  правовыми обычаями 2)  религиозными обрядами 3)  нормами закона 4)  правилами этикета

Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с

1)  правовыми обычаями

2)  религиозными обрядами

3)  нормами закона

4)  правилами этикета

Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую  — порядковые номера черт отличия: 1)  создаются государством 2)  предполагают юридическую ответственность 3)  определяют границы дозволенного 4)  регулируют общественные отношения   Черты сходства Черты отличия

Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую  — порядковые номера черт отличия:

1)  создаются государством

2)  предполагают юридическую ответственность

3)  определяют границы дозволенного

4)  регулируют общественные отношения

 

Черты сходства

Черты отличия

Межнациональные отношения

Межнациональные отношения

Нация  – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания. ПРИЗНАКИ НАЦИИ: единство территории единство языка общность исторической памяти общая культура национальное самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства единство экономических связей

Нация  – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

ПРИЗНАКИ НАЦИИ:

  • единство территории
  • единство языка
  • общность исторической памяти
  • общая культура
  • национальное самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к национальным традициям, чувство национального достоинства
  • единство экономических связей
Основные тенденции в развитии межнациональных отношений ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАРОДОВ Стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры . ИНТЕГРАЦИЯ НАРОДОВ Экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (интеграция в рамках национальных структур).

Основные тенденции в развитии межнациональных отношений

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАРОДОВ

Стремление ряда народов обрести национальную самостоятельность, защитить национальную культуру от натиска массовой культуры .

ИНТЕГРАЦИЯ НАРОДОВ

Экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (интеграция в рамках национальных структур).

Международный конфликт  – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА. Территориальные споры. Неравенство социально-экономических условий. Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. Бытовые предрассудки обыденного сознания. Отрицание государством самобытности этнических меньшинств Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве. Социально-экономическое неравенство —в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Международный конфликт  – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА.

  • Территориальные споры.
  • Неравенство социально-экономических условий.
  • Противоречия с использованием национального языка, особенно национальных меньшинств, недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.
  • Бытовые предрассудки обыденного сознания.
  • Отрицание государством самобытности этнических меньшинств
  • Ущемление достоинства личности на национальной или расовой почве.
  • Социально-экономическое неравенство —в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.
  • Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Международный конфликт  – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.

ПУТИ РЕШЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

  • Проведение продуманной национальной политики.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, формирование культуры межнациональных отношений, уважения самобытности, национального самосознания, языка, обычаев народов, исключение проявления национального недоверия, вражды.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Применение широкого спектра санкций. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека

 

Международный конфликт  – спор, столкновение, возникшее между людьми разных национальностей, между государствами.

Основные принципы национальной политики в России:

1) Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

2) Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3) Сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ.

4) Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5) Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

6) Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

7) Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

8) Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

9) Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

10) Защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Отличительным признаком нации как этнической общности является   1) общность языка и духовной культуры 2) суверенность во внешней политике 3) наличие публичной власти 4) многообразие отношений собственности

Отличительным признаком нации как этнической общности является

 

1) общность языка и духовной культуры

2) суверенность во внешней политике

3) наличие публичной власти

4) многообразие отношений собственности

Верны ли следующие суждения об этнических группах?   А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей. Б. Этносы формируются только после возникновения государства.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об этнических группах?

 

А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей.

Б. Этносы формируются только после возникновения государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах? А.  Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне. Б.  Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.   1)  верно только А 2)  верно только Б 3)  верны оба суждения 4)  оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А.  Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.

Б.  Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;

Источники

  • Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
  • Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
  • Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
  • Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
  • Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
  • Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
  • Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;

Интернет ресурсы

1) http://danur-w.narod.ru/ - материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича; 2) http://kissme.unassvadba.ru/upload/wedding_881/mainPhoto/1253780238487.jpg - молодожёны; 3) http://www.rus-obr.ru/files/012.jpg - межнациональные конфликты; 4) http://images.wikia.com/absurdopedia/images/b/b5/3162s.jpeg - межнациональные конфликты; 5) http://wiki.iteach.ru/images/d/d2/C36d3f444784.jpg - профилактика межнациональных конфликтов; 6) http://www.smolensk2.ru/images/img_18815.jpg - межнациональное сотрудничество; 7) http://www.sosh2-gshum.edu.cap.ru/home/4679/gmz/deti.jpg - семья; 8) http://www.referenceforbusiness.com/photos/span-of-control-475.jpg - социальная иерархия; 9) http://www.alamedahsg.org/aha_divisions/board_meeting.png - переговоры; 10) http://bizground.ru/wp-content/uploads/2012/01/posrednik.jpg - посредничество; 11) http://www.allspammedup.com/wp-content/uploads/2011/08/fight-spam.gif - применение силы; 12) http://www.clevelandseniors.com/images/amyk/girl-roller-skate.jpg - роллер; 13) http://cs11400.vkontakte.ru/u50251188/-14/x_bec81bff.jpg - учитель; 14) http://www.obrazovan.ru/images/stat/small/7201.jpg - социальная лестница; 15) http://www.jointhejoy.ru/sites/default/files/imagecache/post_image/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202011-12-05%20%D0%B2%2014.16.21.png – социальный конфликт; 16) http://www.baby.ru/storage/8/f/c/7/1287879.428567.jpeg - здоровый образ жизни; 17) http://cs4539.vkontakte.ru/u11670063/-1/x_b999ed18.jpg - социальный статус; 18) http://fifthgrade.files.wordpress.com/2010/03/kids-around-world-graphic8.jpg - социальный статус; 19) http://prehistoric.narod.ru/gallery/pic1.jpg - первобытное общество; 20) http://www.nn.ru/users/foto/244108-2010-12-22-showimg.jpeg - апельсин.