ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 1. Человек и его социальное окружение
Вопросы кодификатора
1.1. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия человека и животного
1.2 Потребности человека (биологические, социальные, духовные).
Способности человека
1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между
поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция
1.4 Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение)
1.5 Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
1.6 Право человека на образование. Школьное образование. Права и обязанности учащегося
1.7 Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве
1.8 Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила. Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые, личные). Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях
ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 2. Общество, в котором мы живём.
Человек в современном изменяющемся мире
Вопросы кодификатора
2.1.Что такое общество. Связь общества и природы
2.2 Устройство общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие
2.3 Развитие общества. Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Перспективы развития общества
2.4 Информационное общество. Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера
2.5 Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете
2.6.Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях современного общества. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, её противоречия
2.7 Глобальные проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы её улучшения
Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, их групп, а также способов взаимодействия людей; форм их объединения
Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество как форма жизнедеятельности людей
https://examer.ru/oge_po_obshestvoznaniu/teoriya/obshestvennyi_progress
https://examer.ru/oge_po_obshestvoznaniu/teoriya/obshestvennyi_progress
ПРОГРЕСС (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному .
Общество как форма жизнедеятельности людей
Особенности прогресса:
- Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).
- Поступательность.
- Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).
Критерии прогресса:
- Развитие человеческого разума.
- Совершенствование нравственности людей.
- Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
- Прогресс науки и техники.
- Развитие производительных сил общества.
РЕГРЕСС????
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Общество как форма жизнедеятельности людей
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ:
- Экологическая
- Демографическая
- Неравномерности экономического развития
- Международный терроризм
- Техногенные катастрофы…
Взаимодействие общества и природы
Весь мир, в многообразии его форм и проявлений .
Биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно .
Взаимодействие общества и природы
Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
1) осушение болот под строительство автодороги
2) разрушение ураганом домов в посёлке
3) загрязнение воздуха выхлопными газами
4) изучение экологии школьниками
Взаимодействие общества и природы
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Что относится к глобальным проблемам человечества?
1) кризис перепроизводства
2) глобализация мирового хозяйства
3) загрязнение окружающей среды
4) переход в постиндустриальную фазу развития
Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА
А.
Б.
Основным занятием является сельское хозяйство
В.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
1)
Начало формирования массовой культуры
Г.
2)
традиционное
общество
Сословная структура общества
индустриальное общество
Рост буржуазии и наемных рабочих
Д.
Развитие массового производства
А
Б
В
Г
Д
Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования.
Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Составляющие элементы
Экономическая
Деятельность людей и отношения между ними
Предприятия, фирмы, банки, биржи и др.
Политическая
Парламент, правительство партии, общественные организации и др.
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ
Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Составляющие элементы
Социальная
Деятельность людей и отношения между ними
Системы социального обеспечения, здравоохранения и др.
Духовная (культура, образование, наука, религия)
Отношения между различными общественными группами
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.
Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
все сферы общества тесно взаимосвязаны
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Этнос; рынок; власть; страта; тоталитаризм.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общества?
Государство; безработица; банковский кредит; авторитаризм; образование.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
- социальной
- трудовой
- экономической
- технической
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
- политической и экономической
- экономической и социальной
- социальной и духовной
- духовной и политической
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
- экономическую
- социальную
- политическую
- духовную
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Монополистическая конкуренция, семья,
демократия, социализация, наука.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите в бланке ответов №2, указав номер задания
Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
- Анатомия;
- Физиология;
- протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
Биологическое и социальное в человеке
Основные отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их;
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
самореализация личности
Личность. Особенности подросткового возраста
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Личность. Особенности подросткового возраста
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Биологическое и социальное в человеке
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Биологическое и социальное в человеке
Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
- дыхании
- питании
- самосохранении
- самореализации
Биологическое и социальное в человеке
В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
- потребность в пище и воде
- способность к творчеству
- способность к чувственному познанию
- наличие сознания
Черты сходства
Черты отличия
Личность. Особенности подросткового возраста
Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как
- гражданина
- индивида
- личность
- сына
Личность. Особенности подросткового возраста
Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
- индивида
- личность
- ученика
- товарища
Личность. Особенности подросткового возраста
Особенности подросткового возраста:
- Психологические изменения;
- Физиологические изменения;
- Развитие мышления;
- Формирование самосознания;
- Формирование мировоззрения;
- Полярность мнений и поведения;
- Чувство взрослост и.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром, свойственная только человеку, в результате которой происходит преобразование окружающего мира.
Деятельность человека
Активность животного
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Объект
Субъект
Результат
Структура
деятельности
Мотив
Средства
достижения
Цель
Основные компоненты деятельности (справка)
Биологическое и социальное в человеке
Потребности –нужда в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение )
Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
- даёт возможность овладеть новым опытом
- построена на замещении реальных объектов условными
- имеет определённые мотивы и цели
- ведёт к усвоению предметных областей
Черты сходства
Черты отличия
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.
Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Это
1) духовные потребности
2) социальные потребности
3) физиологические потребности
4) потребности в безопасности
О каком виде потребностей человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?
1естественные
2) социальные
3) духовные
4) политические
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учение
ХАРАКТЕРИСТИКА
...
Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями
Для иллюстрации какой биологической потребности человека может быть использовано данное изображение? Объясните, почему ее относят к биологическим потребностям? Какие еще потребности относят к этому виду? Что такое потребность?
Рассмотрите фотографию .
Ученые опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
Познание — форма деятельности, ориентированная на получение достоверных знаний о мире (природа, общество, человек).
Целью и результатом процесса познания является получение нового, истинного знания об окружающем мире.
Познание – это один из важнейших видов деятельности человека. На его основе человек познаёт и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, культуру.
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ:
- ощущение – восприятие отдельных свойств и качеств предметов и явлений, которые на данный момент воздействуют на органы чувств;
- восприятие — целостный образ предмета или явления, воздействующего на органы чувств;
- представление – обобщённый образ предмета или явления, созданный в памяти на основе прошлых ощущений и восприятий.
Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности
ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:
- понятие – мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов реальной действительности;
- суждение – это мысль, отрицающая или утверждающая что-либо о предметах, явлениях и процессах.
- умозаключение – это рассуждение, содержащее вывод, заключение следствие из нескольких суждений.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Социальная группа — устойчивая совокупность людей, которая имеет отличные, только ей присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
ВИДЫ ГРУПП:
- большие и малые;
- номинальные и реальные;
- первичные ( малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт) и вторичные ( разновидности больших и формальных групп (социальных институтов, организаций);
- формальные и неформальные
- социально-классовые (касты, сословия, классы);
- Территориальные;
- Демографические и т.д.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
- Наличие общей цели;
- Совместная деятельность;
- Личное взаимодействие членов группы;
- Длительность существования;
- Добровольный характер;
- Определённый эмоциональный фон .
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Межличностные отношения –особенная связь человека с окружающими людьми, в процессе совместной деятельности, общении
Формальные
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире;
- Обслуживает предметную деятельность;
- происходит передача опыта;
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество;
- усваивает правила и нормы поведения;
- учится оценивать поступки других людей;
- формирует личные качества
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
- глава государства обращается к гражданам в СМИ
- врачи слушают доклад министра здравоохранения
- друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
- представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием
- обучение
- свобода
- творчество
- общение
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.
Причины конфликтов:
- Неумение контролировать эмоции;
- Негативные чувства (зависть, корысть);
- Невоспитанность;
- Различные ценностные ориентации;
- Различные интересы
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Стратегии поведения в условиях конфликта:
- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её;
- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам;
- Соперничество – открытая борьба за свои интересы;
- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок;
5) Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Источники
- Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.;
- Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.;
- Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.;
- Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.;
- Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
- Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
- Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.;
- Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/ .