СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к ОГЭ по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс по русскому языку  

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Класс: 9

Уровень общего образования: основная школа

Рабочую программу составила: Тоскина Т.А.

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год

 

Рабочая программа составлена на основе: программы по  русскому языку

 к учебникам для  5-9 классов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского– М., Просвещение, 2018 г.

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к ОГЭ по русскому языку"»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Суруловская основная школа

им. Героя Советского Союза К.С. Бадигина»












Рабочая программа факультативного курса

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»


Автор: Тоскина Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы











Факультативный курс по русскому языку

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Класс: 9

Уровень общего образования: основная школа

Рабочую программу составила: Тоскина Т.А.

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год


Рабочая программа составлена на основе: программы по русскому языку

к учебникам для 5-9 классов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского– М., Просвещение, 2018 г.


















Факультативный курс по русскому языку

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 класс (17 часов)


Пояснительная записка

Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, повторение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, уделяется много внимания повторению в начале года и особенно в его конце.

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий - стилей, типов речи, текста.


Задачи:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

  • обучение анализу текста, его интерпретации;

  • формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • развитие ассоциативного мышления учащихся.


На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1.Теоретическая часть (изучение трудных случаев правописания, повторение правил, определение этапов создания текста).

2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил; приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, решение тестовых заданий, написание текстов разных жанров.

Рабочая программа данного курса состоит из пояснительной записки, содержания тем, учебно – тематического и календарно-тематического планов, списка литературы для учащихся и учителя.



Содержание курса


Тема 1 Фонетика. Орфоэпия (1 час)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове.

Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения.


Тема 2 Лексика (2 часа)

Особенности лексического состава слова. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Использование тропов в художественном тексте. Трудности лексического анализа слов.


Тема 3 Морфология (1 час)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.


Тема 4 Орфография (3 часа)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания морфем. Правописание Ь и Ъ. Правописание служебных частей речи. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.


Тема 5 Синтаксис и пунктуация (3 часа)

Словосочетание. Типы словосочетаний и виды связи слов в них. Правильное употребление словосочетаний.

Предложение как речевое высказывание. Одно- и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Сложное предложение. Виды сложных предложений и знаки препинания в них. Использование сложных предложений разных видов в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.


Тема 6 Прямая речь. Диалог. Цитата (0,5 часа)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы оформления прямой речи на письме. Оформление диалога. Различные способы цитирования.

Тема 7 Текст и его особенности (4 часа)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений в тексте. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.










Учебно-тематическое планирование


Тематический блок

Общее количество часов

Лекция

Практикум

Контрольные работы

Фонетика. Орфоэпия

1


1


Лексика

2

1

1


Морфология

1


1


Орфография

3


2

1

Синтаксис и пунктуация

3


2

1

Прямая речь. Диалог. Цитата

0,5


0,5


Текст и его особенности

4

1

2

1

Итого

17

(14,5+2,5)

2+1 (введение)

9,5

3+1,5 (пробная работа)




















Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

п/п

Дата

факт

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Тип занятия

Домашнее

задание

Введение

1

08.09


Вводное занятие. Знакомство с КИМ для итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в 2020 году (ОГЭ)

Определяют цели факультативных занятий по русскому языку. Анализируют структуру экзаменационной работы по русскому языку ОГЭ 2020, знакомятся с видами примерных заданий для экзаменационной работы, записывают литературные и электронные источники, необходимые для подготовки к ОГЭ.

Вводное учебное занятие, беседа

Выполнить задания из сборника И.П. Цыбулько «ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты

2020

по русскому языку. 36 вариантов»

Фонетика. Орфоэпия

2

22.09


Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка

Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов. Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

Лексика и фразеология

3

06.10


Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Использование тропов в художественном тексте.

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы (в т.ч. контекстуальные) к словам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах из сборника по подготовке к ОГЭ.

Развитие речи, беседа, лекция

Выполнить задания из сборника

4

20.10


Практическая работа по теме «Лексика и фразеология»

Выполняют тестовые задания по разделу «Лексика и фразеология» из сборника по подготовке к ОГЭ

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

Морфология

5

05.11


Самостоятельные и служебные части речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Редактирование текстов.

Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют ее своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Исправляют ошибки в приведенных определениях морфологии и обосновывают свою правку.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

Орфография

6

07.11


Система правил правописания. Правописание приставок. Виды орфограмм в корне слова. Правописание падежных и родовых окончаний.

Обобщают знания по орфографии. Вставляют пропущенные орфограммы в тексте. Определяют способы образования слов. Составляют предложения с несклоняемыми существительными, именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи.

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

7

01.12


Трудные случаи правописания Н и НН. Правописание Ь и Ъ. Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов. Правописание служебных частей речи.

Формулируют правило в соответствии с графической схемой, таблицей. Отрабатывают практически орфограммы. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале.

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

8

15.12


Тестирование по теме «Орфография»


Выполняют тестовые задания по разделу «Орфография» из сборника по подготовке к ОГЭ

Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности (контроль)

Выполнить задания из сборника

Синтаксис и пунктуация

9

22.12


Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний

Обобщают знания по синтаксису словосочетания. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

10

12.01


Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Одно- и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Анализ текста.

Обобщают знания по синтаксису простого предложения. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Анализируют типы односоставных предложений. Выполняют комплексный анализ текста.

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

11

26.01


Сложное предложение. Виды сложных предложений и знаки препинания в них. Анализ текста. Тестирование.

Обобщают знания по синтаксису сложного предложения. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, следя за нормой их употребления. Выполняют тест.

Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности (контроль)

Выполнить задания из сборника

Прямая речь. Диалог. Цитата

12

09.02


Прямая речь. Диалог. Цитата

Различают предложения с прямой речью и диалог. Работают со схемами предложений. Анализируют способы передачи косвенной речи. Применяют цитирование в тексте.

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

Текст и его особенности

13

23.02


Текст и его признаки. Тема и проблема текста. Авторская позиция в тексте. Способы связи предложений в тексте. Анализ текстов.

Обобщают знания по теме «Текст». Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности.

Развитие речи, беседа, лекция

Выполнить задания из сборника

14

09.03


Стили речи и их особенности. Типы речи и их особенности. Построение текстов разных типов речи. Редактирование текста.

Обобщают знания по теме «Типы речи»Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Редактируют текст в соответствии с типом речи.

Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум

Выполнить задания из сборника

15

30.03


Текст и его анализ. выразительные средства языка. Работа с вариантами тестов ОГЭ.

Активизируют знания об основных понятиях выразительных средств языка. Выполняют тестовые задания по разделу «Выразительные средства языка» из сборника ОГЭ.

Развитие речи, беседа, практикум

Выполнить задания из сборника

16

13.04


Изложения. Сочинения. Этапы создания текста. Создание текста.

Анализируют темы сочинений. Формулируют этапы создания текста. Пишут сочинение по плану.

Развитие речи, беседа, практикум

Выполнить задания из сборника

17

27.04


Пробная работа по предложенным вариантам тестов ОГЭ.

Выполняют пробную работу по предложенным вариантам тестов ОГЭ.

Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности (контроль)

Выполнить задания из сборника



























Литература для учителя:

  1. Цыбулько И. П. «ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты по русскому языку. 36 вариантов»- Издательство «Национальное образование», Москва. – 2020.

  2. Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.

  3. Сенина Н. А. ОГЭ – 2020. Русский язык. 9 класс. 30 тренировочных вариантов. – М.: Легион, 2019 – 416 с.

  4. Мальцева Л. И., Нелин П. И., Смерчинская Н. М. Русский язык. 9 класс. ОГЭ – 2020. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А., М.: Народное образование, 2020. – 400 с.

  5. Львова С. И. ОГЭ – 2020. Русский язык: сборник заданий: 500 заданий с ответами. – Москва: Эксмо, 2019 – 400 с.



Литература для учащихся

  1. Цыбулько И. П. «ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты по русскому языку. 36 вариантов»- Издательство «Национальное образование», Москва. – 2020.

  2. Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.







Интернет-источники

http\\www.fipi.ru

http\\www.egeigia.ru

https://ege-study.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!