Муниципальное общеобразовательное учреждение |
«Суруловская основная школа им. Героя Советского Союза К.С. Бадигина» |
Рабочая программа факультативного курса
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Автор: Тоскина Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
Факультативный курс по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Класс: 9
Уровень общего образования: основная школа
Рабочую программу составила: Тоскина Т.А.
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 17 часов в год
Рабочая программа составлена на основе: программы по русскому языку
к учебникам для 5-9 классов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Н.М. Шанского– М., Просвещение, 2018 г.
Факультативный курс по русскому языку
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
9 класс (17 часов)
Пояснительная записка
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен, требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, повторение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Учитывая, что 9 класс завершает систематический курс русского языка, уделяется много внимания повторению в начале года и особенно в его конце.
Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс родного языка системы речеведческих понятий - стилей, типов речи, текста.
Задачи:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной, надёжной базы орфографических навыков;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
обучение анализу текста, его интерпретации;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (изучение трудных случаев правописания, повторение правил, определение этапов создания текста).
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил; приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, решение тестовых заданий, написание текстов разных жанров.
Рабочая программа данного курса состоит из пояснительной записки, содержания тем, учебно – тематического и календарно-тематического планов, списка литературы для учащихся и учителя.
Содержание курса
Тема 1 Фонетика. Орфоэпия (1 час)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове.
Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Варианты произношения.
Тема 2 Лексика (2 часа)
Особенности лексического состава слова. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Использование тропов в художественном тексте. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3 Морфология (1 час)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 4 Орфография (3 часа)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания морфем. Правописание Ь и Ъ. Правописание служебных частей речи. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 5 Синтаксис и пунктуация (3 часа)
Словосочетание. Типы словосочетаний и виды связи слов в них. Правильное употребление словосочетаний.
Предложение как речевое высказывание. Одно- и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Сложное предложение. Виды сложных предложений и знаки препинания в них. Использование сложных предложений разных видов в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 6 Прямая речь. Диалог. Цитата (0,5 часа)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Способы оформления прямой речи на письме. Оформление диалога. Различные способы цитирования.
Тема 7 Текст и его особенности (4 часа)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений в тексте. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Учебно-тематическое планирование
Тематический блок | Общее количество часов | Лекция | Практикум | Контрольные работы |
Фонетика. Орфоэпия | 1 | | 1 | |
Лексика | 2 | 1 | 1 | |
Морфология | 1 | | 1 | |
Орфография | 3 | | 2 | 1 |
Синтаксис и пунктуация | 3 | | 2 | 1 |
Прямая речь. Диалог. Цитата | 0,5 | | 0,5 | |
Текст и его особенности | 4 | 1 | 2 | 1 |
Итого | 17 (14,5+2,5) | 2+1 (введение) | 9,5 | 3+1,5 (пробная работа) |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата п/п | Дата факт | Тема урока | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Тип занятия | Домашнее задание |
Введение |
1 | 08.09 | | Вводное занятие. Знакомство с КИМ для итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе в 2020 году (ОГЭ) | Определяют цели факультативных занятий по русскому языку. Анализируют структуру экзаменационной работы по русскому языку ОГЭ 2020, знакомятся с видами примерных заданий для экзаменационной работы, записывают литературные и электронные источники, необходимые для подготовки к ОГЭ. | Вводное учебное занятие, беседа | Выполнить задания из сборника И.П. Цыбулько «ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты 2020 по русскому языку. 36 вариантов» |
Фонетика. Орфоэпия |
2 | 22.09 | | Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка | Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов. Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки. | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
Лексика и фразеология |
3 | 06.10 | | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Использование тропов в художественном тексте. | Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении; подбирают синонимы (в т.ч. контекстуальные) к словам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах из сборника по подготовке к ОГЭ. | Развитие речи, беседа, лекция | Выполнить задания из сборника |
4 | 20.10 | | Практическая работа по теме «Лексика и фразеология» | Выполняют тестовые задания по разделу «Лексика и фразеология» из сборника по подготовке к ОГЭ | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
Морфология |
5 | 05.11 | | Самостоятельные и служебные части речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Редактирование текстов. | Обобщают знания по морфологии. Заполняют таблицу о частях речи и дополняют ее своими примерами. Определяют разные части речи, выписывая их из текста. Исправляют ошибки в приведенных определениях морфологии и обосновывают свою правку. | Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
Орфография |
6 | 07.11 | | Система правил правописания. Правописание приставок. Виды орфограмм в корне слова. Правописание падежных и родовых окончаний. | Обобщают знания по орфографии. Вставляют пропущенные орфограммы в тексте. Определяют способы образования слов. Составляют предложения с несклоняемыми существительными, именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
7 | 01.12 | | Трудные случаи правописания Н и НН. Правописание Ь и Ъ. Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов. Правописание служебных частей речи. | Формулируют правило в соответствии с графической схемой, таблицей. Отрабатывают практически орфограммы. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале. | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
8 | 15.12 | | Тестирование по теме «Орфография» | Выполняют тестовые задания по разделу «Орфография» из сборника по подготовке к ОГЭ | Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности (контроль) | Выполнить задания из сборника |
Синтаксис и пунктуация |
9 | 22.12 | | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Правильное употребление словосочетаний | Обобщают знания по синтаксису словосочетания. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
10 | 12.01 | | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Одно- и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Анализ текста. | Обобщают знания по синтаксису простого предложения. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Анализируют типы односоставных предложений. Выполняют комплексный анализ текста. | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
11 | 26.01 | | Сложное предложение. Виды сложных предложений и знаки препинания в них. Анализ текста. Тестирование. | Обобщают знания по синтаксису сложного предложения. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, следя за нормой их употребления. Выполняют тест. | Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности (контроль) | Выполнить задания из сборника |
Прямая речь. Диалог. Цитата |
12 | 09.02 | | Прямая речь. Диалог. Цитата | Различают предложения с прямой речью и диалог. Работают со схемами предложений. Анализируют способы передачи косвенной речи. Применяют цитирование в тексте. | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
Текст и его особенности |
13 | 23.02 | | Текст и его признаки. Тема и проблема текста. Авторская позиция в тексте. Способы связи предложений в тексте. Анализ текстов. | Обобщают знания по теме «Текст». Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. | Развитие речи, беседа, лекция | Выполнить задания из сборника |
14 | 09.03 | | Стили речи и их особенности. Типы речи и их особенности. Построение текстов разных типов речи. Редактирование текста. | Обобщают знания по теме «Типы речи»Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Редактируют текст в соответствии с типом речи. | Комплексное применение знаний и способов деятельности, практикум | Выполнить задания из сборника |
15 | 30.03 | | Текст и его анализ. выразительные средства языка. Работа с вариантами тестов ОГЭ. | Активизируют знания об основных понятиях выразительных средств языка. Выполняют тестовые задания по разделу «Выразительные средства языка» из сборника ОГЭ. | Развитие речи, беседа, практикум | Выполнить задания из сборника |
16 | 13.04 | | Изложения. Сочинения. Этапы создания текста. Создание текста. | Анализируют темы сочинений. Формулируют этапы создания текста. Пишут сочинение по плану. | Развитие речи, беседа, практикум | Выполнить задания из сборника |
17 | 27.04 | | Пробная работа по предложенным вариантам тестов ОГЭ. | Выполняют пробную работу по предложенным вариантам тестов ОГЭ. | Проверка, оценка и коррекция знаний и способов деятельности (контроль) | Выполнить задания из сборника |
Литература для учителя:
Цыбулько И. П. «ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты по русскому языку. 36 вариантов»- Издательство «Национальное образование», Москва. – 2020.
Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.
Сенина Н. А. ОГЭ – 2020. Русский язык. 9 класс. 30 тренировочных вариантов. – М.: Легион, 2019 – 416 с.
Мальцева Л. И., Нелин П. И., Смерчинская Н. М. Русский язык. 9 класс. ОГЭ – 2020. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А., М.: Народное образование, 2020. – 400 с.
Львова С. И. ОГЭ – 2020. Русский язык: сборник заданий: 500 заданий с ответами. – Москва: Эксмо, 2019 – 400 с.
Литература для учащихся
Цыбулько И. П. «ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты по русскому языку. 36 вариантов»- Издательство «Национальное образование», Москва. – 2020.
Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.
Интернет-источники
http\\www.fipi.ru
http\\www.egeigia.ru
https://ege-study.ru