СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Подготовка к ОГЭ. Русский язык" 9 кл.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Подготовка к ОГЭ. Русский язык" 9 кл.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Подготовка к ОГЭ. Русский язык" 9 кл.»

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Объём программы - 30 часов учебной нагрузки. Программа состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.

Модуль 1 (часть1). Изложение исходного текста

1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

2. Речеведческий анализ текста.

3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.

4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).

Модуль 2 (часть 2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.

1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.

2. Повторение морфологии.

4. Повторение синтаксиса и пунктуации.

5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.

Модуль 3 (часть 3). Сочинение-рассуждение.

1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.

2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения.

3. Реализация коммуникативного замысла.

Цели программы:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;

  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;

  • оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.

Цели и содержание программы соотнесены с требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ОГЭ и на основе спецификации.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе (знания по орфографии, морфологии, лексике, словообразованию, синтаксису);

  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;

  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.


Актуальность элективного курса

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «Русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение лексики, развития речи, орфографии, на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

Элективный курс предполагает работу по речеведению и текстоведению. Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи, приёмам компрессии текста. Подготовка учащихся к выполнению задания части 3 (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания речеведения предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- сокращать текст разными способами;

- использовать языковые средства обобщенной передачи содержания;

- отобрать в исходном тексте главное;

- сохранить последовательность и логичность предложенного текста;

- составить план и писать по плану;

- правильно и точно излагать свои мысли;

- составить композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный вопрос в части 3;

- при аргументации использовать ссылки на исходный текст;

- анализировать речевые средства, использованные в тексте;

- соблюдать речевые и грамматические нормы.

Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.


Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов открытого сегмента ФЦТ или сборников по подготовке к ОГЭ по русскому языку.

Результаты освоения элективного курса


В процессе прохождения программы  должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты

I) владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметные результаты:

1) представление о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

4) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.


Содержание курса с указанием видов деятельности


Модуль1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.

Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Спецификация как документ, перечисляющий особенности экзаменационной работы. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Демоверсия по русскому языку.

Описание бланков регистрации и ответов участника ОГЭ. Правила заполнения бланков ОГЭ. Критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

 2. Работа над частью 1.  Изложение исходного текста.    

Текст, его строение. Речеведческий анализ текста. Тип и стиль речи. Тема и композиция. Основная мысль исходного текста. Коммуникативно-речевые умения: осмыслить прочитанное, вычленить главное в тексте, сократить текст разными способами, логично и кратко изложить содержание, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.              3.Выделение микро- и макротемы. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию: 1 абзац - это проблемный вопрос, в котором автор пытается разобраться; во 2 абзаце (основная часть) записать развитие мысли автора; 3 абзац - это вывод автора на основании своих размышлений. Составляя план, учащиеся должны учитывать тип речипотому что функционально-смысловые типы речи строятся по-разному. Приёмы компрессии текста: а) исключения подробностей (например: некоторых членов предложения или предложений, конкретизирующих смысл первого, в котором заключена основная мысль автора, исключение повторов, исключение фрагмента, имеющего менее существенное значение);   б)обобщение однородных явлений (например: замена однородных членов синонимичным выражением, замена предложения или его части указательным местоимением, замена сложноподчинённого предложения простым);  в) сочетание исключения и обобщения ( например: слияние простых предложений в сложное, повествующих об одном и том же, одновременно исключая повторы, однородные члены и разные обособления).

 4. Аудирование и письмо. Написание чернового варианта переработки информации текста, данного для сжатого изложения с учётом методических требований и комментариев учителя (чтение текста, составление плана и переработка информации с применением приёмов компрессии).

  5. Контроль знаний (часть 1) Практикум по написанию и анализу сжатого изложения.

       

 Модуль 2. Работа над частью 2.

 Задания части А связаны с внимательным прочтением текста и пониманием содержания. Задания части В связаны с грамматическими нормами (морфологическими и синтаксическими).

 6. Повторение фонетики. Буквы и звуки. Звуко-буквенный анализ (звонкие и глухие, мягкие и твёрдые звуки, двойная роль букв е,ё,я,ю.

Повторение орфографии. Правописание гласных в корне: изменяемые и неизменяемые на письме; правописание приставок изменяемых, неизменяемых, пре-//при-; правописание корней с чередованием гласных о-а, е-и, с непроизносимой согласной. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный).        

 7. Повторение морфологии.      

Разграничение самостоятельных и служебных частей речи. Нормы употребления частей речи.

Блок 1.  Повторение морфологических признаков существительных, глаголов, прилагательных, причастий и деепричастий.

Блок 2.  Правописание личных окончаний глаголов.

Блок 3.  Правописание гласных в суффиксах глагольных форм.

Блок 4.  Трудные случаи написания Н и НН в различных частях речи.

Блок 5.  Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Блок 6.  Союзы сочинительные и подчинительные, союзные слова.                        

8. Лексика и фразеология. 

Анализ текста. Лексическое значение слова. Выразительные средства лексики (слова однозначные и многозначные, в прямом и переносном значении, метафора, метонимия, синекдоха, эпитеты, сравнения, олицетворения). Фразеологизм и его признаки. Замена фразеологических оборотов синонимами.  Нормы сочетаемости.

 9.  Работа с текстом. Нахождение изобразительных средств языка в тексте, их толкование.

10Контроль знаний. Написание сочинения-рассуждения о роли выразительно-изобразительных средств в тексте. Соблюдение композиции сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.

11.Повторение синтаксиса и пунктуации.

 Словосочетание. Виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. Синонимичные словосочетания.

12. Простое предложение, его грамматическая основа.  Способы выражения подлежащего (существительное, субстантивированное прилагательное и причастие, местоимение, числительное, инфинитив).  Виды сказуемого: простое и составное (составное глагольное и составное именное). Типы предложений: простое (односоставное и двусоставное), простое осложнённое (уточняющие члены предложения, однородные члены, вводные слова и конструкции, обращения, обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения), сложное (союзные, бессоюзные, с различными видами связи. Виды простого односоставного предложения: назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

 Построение предложений с обособленным определением или обособленным обстоятельствомЗнаки препинания при обособлении.

 13. Виды сложного предложения: сложносочиненное, сложноподчинённое, бессоюзное. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (подчинение последовательное, однородное, параллельное).

 14. Контроль знаний. Тест в формате ОГЭ (часть 2)

       

  Модуль 3 (часть 3)

15. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.  Лингвистический анализ текста по заданному вопросу (цитате) с опорой на содержание исходного текста. Умение раскрыть глубину данной фразы и связать её с текстом через толкование. Умение соблюдать композицию сочинения-рассуждения: 1 часть - тезис (цитата, понимание её или небольшой комментарий к ней); 2 часть - аргументы (два примера, взятых из текста, которые доказывают цитату); 3 часть - заключение ( либо обобщение, вывод, либо ответ на вопрос). Работа с текстом и цитатой: 1 шаг - определение ключевых слов в цитате; 2 шаг - толкование слов-ключей, 3шаг - сопоставить цитату с текстом. Комментарий к вступлению и иллюстрирование примеров-доказательств к цитате в основной части сочинения-рассуждения. Работа над абзацем.  Прямая и косвенная речь, умение сокращать цитирование.

      16. Контроль знаний (часть 3) Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (задание 9.1)

17. Итоговое занятие. Анализ и редактирование работ.


Календарно-тематическое планирование


Дата

Кол-во часов

Тема занятия



1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021 уч. года. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.


1

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.




Часть 1


1

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.


1

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.


1

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.


1

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.




Часть 3


1

Задание 9.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.


1

Задание 9.1.Учимся формулировать тезис.


1

Задание 9.1. Учимся аргументировать.


1

Задание 9.1. Учимся писать вывод.


1

Задание 9.2.,9.3. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания.


1

Задание 9.2., 9.3.Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.


1

Задание 9.2., 9.3. Учимся аргументировать.


1

Задание 9.2., 9.3. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.




Часть 2


1

Понимание текста. Целостность текста.


1

Извлечение информации.


1

Синонимы. Антонимы. Омонимы.


1

Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова.


1

Выразительные средства. Стили речи.


1

Правописание корней.


1

Правописание приставок.


1

Правописание суффиксов.


1

Знаки препинания в простом осложненном предложении


1

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.


1

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.


1

Словосочетание.


1

Грамматическая основа предложения. Простое осложненное предложение.


1

Сложные бессоюзные предложения.


1

Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!