СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предметного кружка по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предметного кружка по русскому языку. Спецкурс "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" предназначен для 9-х классов. Пояснительная записка, цели и задачи курса. Содержание тем учебного курса. Календарно-тематическое планирование на 48 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предметного кружка по русскому языку»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9Б КЛАСС

(Учитель Канчурина А.Р.)

















2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Спецкурс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 класса.

Данный курс дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Специального учебника по данному курсу нет. Используются методические пособия по подготовке к ОГЭ различных авторов, рекомендованные ФИПИ.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения курса:

- обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

- применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

- углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 48 занятий. Повторение, обобщение и систематизация основных сведений школьного курса русского языка ведется по трем направлениям: подготовка к написанию сжатого изложения, подготовка к написанию сочинения-рассуждения и подготовка к выполнению тестовой части работы. Темы курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Результаты изучения учебного предмета

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться писать сжатое изложение по тексту публицистического стиля;

  • научиться писать сочинение-рассуждение в связи с данным текстом;

  • научиться работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий и соблюдение необходимого объема.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ОГЭ – основной результат изучения данного курса.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч).

Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки.

Подготовка к написанию изложения (7 ч)

1. Текст как единицы языка. (1ч.)

2. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. (1ч)

3. Композиция, логическая, грамматическая структура текста (1ч).

4. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка (1ч).

5. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. (1ч)

6. Контрольная работа № 1 Написание изложения. Анализ и оценка (2 ч)

Подготовка к выполнению тестовых заданий (25 ч)

1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (2ч.)

2. Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте. (2ч.)

3. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. (2ч.)

4. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С-, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- , Ы, И после приставок. (2ч.)

5. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (2ч.)

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (2ч.)

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (2ч.)

8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (2ч.)

9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (1ч.)

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (2ч.)

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (1ч.)

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (3ч)

13.Сложные предложения с разными видами связи. (1ч.)

14. Контрольная работа № 2. Тестирование. (1 ч.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (15ч.)

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Практическая работа № 3 (1ч.)

2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Практическая работа № 4 (подготовка к заданию С) (2ч.)

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа № 5 (2ч.)

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка текста. (1ч.)

5.Контрольная работа №3. Тестирование (2ч.)




Планируемые результаты освоения спецкурса


Обучающиеся должны знать:

-основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил;

-сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;

-стиль и тип текста;

-знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков,

- знать свои права и систему оценивания работ.


Обучающиеся должны уметь:

-работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

































Перечень учебно-методических средств обучения

Учебники:

    1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 9 класс. М., Просвещение, 2016.

    2. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. /(Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016.


Методические пособия:

  1. Долинина Т.А. Готовимся к ОГЭ. Русский язык. 9 класс. М., Русское слово, 2016.

  2. Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку в 9 классе. М., ВАКО, 2015.

  3. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М., Дрофа, 2007.

  4. Новикова И.С. Изложения. Пособие для учителя. Минск: Современное слово, 1997.

  5. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Под редакцией Н.А.Сениной. Легион, Ростов-на-Дону, 2018.

  6. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 9 класс. М.: Дрофа, 2007.

  7. Рыбченкова Л.М., Скляров В.Л. Русский язык. Сборник текстов для изложений. М., Дрофа, 2004.

  8. ФИПИ. ОГЭ. Русский язык. 2018. Под редакцией И.П.Цыбулько. М., Национальное образование, 2018

Контрольные тесты:

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ сост. Н. В. Егорова. Тесты по темам программы, итоговые тесты, словарные диктанты, контрольные диктанты, тексты для изложений, задания для индивидуальной работы. – М.: ВАКО, 2015.





























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(48 часов)


Тема занятия

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Требования к экзамену. Система заданий. Система подготовки




2

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка




3

Тема, идея. Проблематика текста




4

Структура текста изложения




5

Микротемы и абзацы




6

Главная информация в тексте. Ключевые слова




7

Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.




8

Контрольная работа №1 (сжатое изложение на основе аудиозаписи)




9

Главная информация текста. (Задание 2.)




10

Лексическое значение слова. Группы лексических явлений. (Задание 2.)




11

Средства речевой выразительности. (Задание 3.)




12

Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)




13

Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)




14

Правописание приставок.. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4.)




15

Правописание приставок.. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 4.)




16

Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)




17

Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)




18

Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. (Задание 6.)




19

Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. (Задание 6.)




20

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)




21

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)




22

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)




23

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)




24

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9)




25

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9)




26

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.)




27

Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. (Задание 11.)




28

Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)




29

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. (Задание 12.)




30

Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)




31

Сложноподчиненное предложение. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)




32

Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.)




33

Контрольная работа № 2 (тестирование)




34

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.




35

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.




36

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.




37

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.




38

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1)




39

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1)




40

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1)




41

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)




42

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)




43

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)




44

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)




45

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)




46

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)




47

Контрольная работа № 3 (сочинение-рассуждение)




48

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок














8