Пояснительная записка.
Рабочая программа предметного кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 11 классе составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изменения 31.03.2015 г.)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержденные Приказом Минобразования от 17.12.2010 г. №1897 (изменения 31.05.2015 г.)
-
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. В двух частях. Москва «Русское слово». 2021 г.
-
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных учреждениях(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных, реализующих программы общего образования на 2023-2024 учебный год.
-
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
6. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. №1/15).
7. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №180, с изменениями от 29.06. 2011 г, 25.12.2013г., 24.11.2015 г.).
8. Положение о рабочей программе МАОУ «Ушарбайская СОШ»
9. Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Ушарбайская СОШ»
10. Учебный план МАОУ «Ушарбайская СОШ» на 2023-2024 учебный год
Программа рассчитана на 1 год, количество часов- 34 (1 ч. в неделю)
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 11 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Цель кружковой работы: помочь учащимся 11 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:образовательные:
развивающие:
-
совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
-
развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
-
совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
-
совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
-
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
-
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников;
-
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
-
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
-
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
-
определять позицию автора;
-
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
-
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
-
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Основное содержание программы.
Введение – 1 час.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-24 – 21 час.
1. Лексика и фразеология
-
лексическое значение слова;синонимы, антонимы, омонимы;
-
фразеологические обороты;группы слов по происхождению и употреблению;лексический анализ
2. Морфемика и словообразование
-
значимые части слова (морфемы);
-
морфемный анализ слова;
-
основные способы словообразования;
-
словообразовательный анализ слова
3. Грамматика. Морфология
4. Грамматика. Синтаксис
-
предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
-
второстепенные члены предложения;
-
двусоставные и односоставные предложения;
-
распространенные и нераспространенные предложения;
-
полные и неполные предложения;
-
осложненное простое предложение;
-
сложное предложение;
-
сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
-
сложные предложения с разными видами связи между частями;
-
способы передачи чужой речи;
-
синтаксический анализ простого предложения;
-
синтаксический анализ сложного предложения;
5. Орфография
-
употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
-
употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
-
употребление Ь и Ъ;
-
правописание корней, приставок;
-
правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
-
правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
-
правописание падежных и родовых окончаний;
-
правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
-
слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
-
правописание отрицательных местоимений и наречий;
-
правописание НЕ и НИ;
-
правописание служебных слов;
-
правописание словарных слов;
-
слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;
6. Пунктуация
-
знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
-
знаки препинания в простом осложненном предложении;
-
знаки препинания при обособленных определениях;
-
знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
-
знаки препинания при сравнительных оборотах;
-
знаки препинания при уточняющих членах предложения;
-
знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
-
знаки препинания при прямой речи, цитировании;
-
знаки препинания в сложносочиненном предложении;
-
знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
-
знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
-
знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
-
знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
-
тире в простом и сложном предложениях;
-
двоеточие в простом и сложном предложениях;
-
пунктуация в простом и сложном предложениях;
7. Речь. Текст.
-
текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
-
средства связи предложений в тексте;
-
стили и функционально-смысловые типы речи;
-
отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
8. Языковые нормы
9. Изобразительно-выразительные средства языка
-
выразительные средства русской фонетики;
-
выразительные средства словообразования;
-
выразительные средства лексики и фразеологии;
-
выразительные средства грамматики;
-
тропы, стилистические фигур
Подготовка к сочинению – 8 часов.
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов.
Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование.
№/п | Название темы | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты усвоения материала | План | Факт |
1 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Коллективная | Знать спецификацию ЕГЭ 2021-2024 учебного года. Уметь заполнять бланки. | 1 неделя | |
| Подготовка к заданиям 1-25 – 20 часов. |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Коллективная, индивидуальная Отработка задания 4 | Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. | 2неделя | |
3 | Лексика. Лексическое значение слова. Слова паронимы, синонимы, антонимы. | Коллективно-групповая Отработка заданий 5,22,24 | Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. | 3 неделя | |
4 | Фразеология | Коллективно-групповая Задание 24 | ЗнатьфразеологизмыУметьнаходить их в тексте | 4неделя | |
5 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки. | Коллективная Задание 6 | Знатьморфологические, грамматические нормы.Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением | 5неделя | |
6 | Орфография. Орфографические нормы. | Коллективно-индивидуальная | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | 6неделя | |
7 | Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи | Коллективно-индивидуальная Задание 8 -11 | Знать орфографические нормы. Уметьприменять орфографические правила на практике. | 7неделя | |
8 | Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Коллективно-индивидуальная Задание 12 | Знать орфографические нормы. Уметьприменять орфографические правила на практике. | 8неделя | |
9, 10 | Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание предлогов, союзов | Коллективно-индивидуальная Задание 14, 15 | Знать орфографические нормы. Уметьприменять орфографические правила на практике. | 9-10 недели | |
11 | Синтаксические нормы. | Коллективно-индивидуальная Задание 7 | Знать синтаксические грамматические нормы.Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм. | 11 неделя | |
12 | Синтаксис. Простое, простое осложненное предложение, сложное Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. | Коллективно-индивидуальная | Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них | 12 неделя | |
13 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи | 13 неделя | |
14 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | 14 неделя | |
15 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | 15 неделя | |
16 | Сложное предложение с различными видами связи. | Коллективно-индивидуальная Задания 15 -19 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | 16 неделя | |
17 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Коллективно-индивидуальная | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи | 17 неделя | |
18 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Коллективно-индивидуальная | Знать способы и средства связи предложений в тексте. Уметь определять их. | 18 неделя | |
19 | Текст. Стили и типы речи. | Коллективно-индивидуальная | Знать стили и типы речи. Уметь определять их. | 19 неделя | |
20, 21 | Тренинг в формате ЕГЭ | Индивидуальная | | 20-21 недели | |
Подготовка к сочинению – 8 часов. |
22 | Композиция сочинения. | Коллективно-индивидуальная | Знать композицию сочинения. Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения. | 22 неделя | |
23 | Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем. | Коллективно-индивидуальная | Уметь формулировать проблему исходного текста. | 23 неделя | |
24 | Комментарий к сформулирован- ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. | Коллективно-индивидуальная | Знать виды комментариев, Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст. | 24 неделя | |
25 | Авторской позиции. | Коллективно-индивидуальная | Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию. | 25 неделя | |
26 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. | Коллективно-индивидуальная | Знать способы аргументации собственного мнения. Уметь аргументировать собственное мнение. | 26 неделя | |
27 | Заключение | Коллективно-индивидуальная | Уметь правильно писать заключение сочинения | 27 неделя | |
28, 29 | Практикум по написанию сочинения. | Индивидуальная | | 28-29 неделя | |
| Комплексная подготовка к ЕГЭ – 5 часов. |
30 | Тренинг в формате ЕГЭ | Индивидуальная | | 30 неделя | |
31 | Тренинг в формате ЕГЭ | Индивидуальная | | 31 неделя | |
32-34 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ | Индивидуальная | | 32-34 недели | |