СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому язку 3 - 4 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы класс УМК "Школа России"»





Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»

Утверждаю

Директор ГКОУ СО «Серовский

детский дом-школа»

___________ С.В. Ахмедзянова

Протокол № _________ от

«____» ______________ 20__ г.


Рабочая программа

по учебному предмету

«Русский язык»

для обучающихся 3-4 классов по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР

2017-2019 учебный год




Учитель: Широкова Л.А.













Пояснительная записка

Нормативная основа программы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР, разработана в соответствии с:

  • Законом № 273 –ФЗ от 29.12.2012г. « Об образовании в Российской Федерации";

  • Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373 от31.12.2015г. «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»;

  • С учетом примерной авторской программы начального общего образования по русскому языку для об­разовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторВ.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н. Деменьтьевой, Н.Ф.Стефаненко "Русский язык" 1-4 классы»;

  • Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык» авторВ.П.Канакина, В.Г. Горецкий, М.В.Бойкина, М.Н. Деменьтьева, Н.Ф.Стефаненко

Место предмета в учебном плане: в соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета«Русский язык» в 3-4 классах отводится по4 часа в неделю 136 часов в год.


Планируемые результаты изучения предмета


Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-способность к оценке своей учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ жизни;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

-устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.


Регулятивные

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

.

Обучающийся получить возможность научится:


-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в томчисле контролируемом пространстве сети Интернет;

-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

-устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи;

-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-устанавливать аналогии;

-владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

-строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научится:

-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты:

Общие предметные результаты освоения программы

  • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

В результате изучения русского языка обучающиеся научатся:

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающийся научится:

- различать звуки и буквы;

- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Обучающийся получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающийся получит возможность научиться:

- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова»

Обучающийся научится:

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Обучающийся получит возможность научиться

- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


Раздел «Лексика»

Обучающийся научится:

- выявлять слова, значение которых требует уточнения;

- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Обучающийся получит возможность научиться:

- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

-оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Обучающийся научится:

- распознавать грамматические признаки слов;

- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Обучающийся научится:

- различать предложение, словосочетание, слово;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

-классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

-находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

-выделять предложения с однородными членами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

-выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

- различать простые и сложные предложения.

Раздел «Орфография и пунктуация»

Обучающийся научится:

- применять правила правописания (в объёме содержания курса);

- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры с определённой орфограммой;

- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах.

Раздел «Развитие речи»

Обучающийся научится:

- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

- выражать собственное мнение и аргументировать его;

- самостоятельно озаглавливать текст;

- составлять план текста;

- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- пересказывать текст от другого лица;

- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).



Содержание программы


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знаккак показатель мягкости предшествующего согласного звука.Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (чаща, чу щу,жиши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.


Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

- сочетания жи – ши,ча – ща, чу – щув положении под ударением;

- сочетания чк – чн, чт, щн;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

- разделительные ъ и ь;

- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

- безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

- безударные окончания имен прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- не с глаголами;

- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

- мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

- безударные личные окончания глаголов;

- раздельное написание предлогов с другими словами;

- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.


Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

Учебно- тематический план 3 класс


Содержание программного материала

Количество часов

1

Текст. Предложение. Словосочетание.

14ч

2

Слово в языке и речи.

20ч

3

Состав слова


12 ч.

4

Правописание частей слова

23 ч.

5

Части речи

63 ч.

6

Повторение

4 ч


Итог:

136 Ч



Учебно-тематический план 4 класс


Содержание программного материала

Количество часов

1

Повторение

9

2

Предложение

7

3

Слово в языке и речи

17

4

Имя существительное

33

5

Имя прилагательное

24

6

Личные местоимения

6

7

Глагол

29


Итог:

136 часов
































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

Тема

Содержание



1

Текст. Предложение. Словосочетание.(14)


Виды речи

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения

сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.








Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.


























Состав слова

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Различение изменяемых и неизменяемых слов.



Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.




Применение правил правописания:

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные;

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

непроверяемые гласные и согласные в корне

слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениям.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.












Имя существительное. Значение и употребление в речи.

Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Умение опознавать имена собственные.

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода


Изменение существительных по числам.

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.

Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Морфологический разбор имен существительных.






Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.






























Имя прилагательное. Значение и употребление в речи.Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.



























Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.







Глагол. Значение и употребление в речи.

Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Применение правил правописания:

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);



























2

Для чего нужен язык?

3

Что такое текст?

4

Типы текстов

5

Что такое предложение?

6

Виды предложений по цели высказывания

7

Виды предложений по интонации

8

Что такое обращение?

9

Главные и второстепенные члены предложений

10

Упражнение в разборе предложений по членам предложений

11

Простое и сложное предложение

12

Что такое словосочетание?

13

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

14

Предложение. Словосочетание. Контрольный диктант.




15

Слово в языке и речи.(20)


Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные

16

Синонимы и антонимы

17

Омонимы

18

Слово и словосочетание

19

Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы)

20

Подробное изложение после зрительного восприятия текста

21

Слово в языке и речи. Проверочный диктант.

22

Части речи. Повторение.

23

Имя существительное. Местоимение

24

Части речи. Имя прилагательное

25

Части речи. Глагол.

26

Имя числительное как часть речи.

27

Однокоренные слова.

28

Слово и слог. Гласные звуки и буквы.

29

Согласные звуки и буквы.

30

Упражнение в написании слов.

31

Разделительный мягкий знак.

32

Изложение повествовательного текста.

33


Однокоренные слова.корень слова.

34

Упражнение в написании корня в однокоренных словах.




Состав слова(12)

35

Формы слова. Окончание.

36

Упражнение в нахождении окончаний

37

Обобщение знаний о корне и окончании.

38

Приставка. (общее понятие).

39

Приставка – значимая часть слова.

40

Обобщение знаний о роли приставок.

41

Суффикс (общее понятие).

42

Суффикс – значимая часть слова.

43

Образование слов с помощью суффиксов

44

Основа слова.

45

Упражнение в разборе слов по составу.

46

Развитие речи. Изложение.




Правописание частей слова.(23)

47

Общее представление о правописании частей слова

48

Два способа проверки слов с безударными гласными в корне

49

Правописание слов с безударными гласными в корне

50

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне

51

Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными

52

Правописание слов с парными согласными в корне.

53

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне в конце слова.

54

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне в середине слова.

55

Составление текста по сюжетному рисунку

56

Правило проверки написания слов с непроверяемым согласным в корне

57

Упражнение в написании слов с непроверяемой согласной в корне

58

Правописание слов с непроверяемой согласной в корне

59

Правописание парных согласных. Проверочный диктант

60

Парные согласные. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

61

Двойные согласные

62

Правописание слов в удвоенными согласными

63

Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка»

64

Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек

65

Упражнение в правописании суффиксов

66

Правописание слов с приставками

67

Приставки и предлоги

68

Правописание приставок и предлогов.

69

Слова с разделительным твердым знаком


Части речи (63ч.) Имя существительное (26)

70

Имя существительное как часть речи

71

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

72

Изложение повествовательного текста

73

Собственные и нарицательные имена существительные

74

Изменение имен существительных по числам

75

Имена существительные , употребляемые в форме единственного числа.

76


Изменение имен существительных ,употребляемые в форме множественного числа.

77

Род имен существительных

78

Определение рода имен существительных в косвенных падежах.

80

Имена существительные общего рода

81

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

82

Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук.

83

Род мен существительных. Проверочный диктант

84

Подробное изложение повествовательного текста.

85

Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении).

86

Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных.

87

Несклоняемые имена существительные.

88

Именительный падеж имен существительных.

89

Родительный падеж имен существительных.

90

Дательный падеж имен существительных.

91

Винительный падеж имен существительных.

92

Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных.

93

Творительный падеж имен существительных.

94

Предложный падеж имен существительных.

95

Подробное изложение повествовательного текста.

96

Обобщение знаний о падежах имен существительных.


Имя прилагательное(14)

97


Понятие об имени прилагательном как части речи

98

Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление)

99

Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных.

100

Художественное и научное описание (общее знакомство)

101

Составление научного ( или художественного текста-описания растения.

102

Изменение имен прилагательных по родам

103

Изменение имен прилагательных по родам. Родовые окончания.

104

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

105

. Число имен прилагательных.

106

Изменение имен прилагательных по числам.

107

. Сравнительное описание. Составление объявления описательного характера

108

Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление)

109

Упражнение в определении падежа имен прилагательных

110

Имя прилагательное. Контрольный диктант.


111

Местоимение(5)

Личные местоимения (общее представление).

112

Личные местоимения третьего лица.

113

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

114

Обобщение знаний о местоимении.

115

Ознакомление с особенностями текста-письма.


116

Глагол(18)

Понятие о глаголе как части речи.

117

Упражнение в определении лексического значения глагола.

118

Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.

119

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

120

Глаголы в неопределенной форме.

121

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.

122

Число глаголов. Изменение глаголов по числам.

123

Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа.

124

Времена глаголов.

125

Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение.

126

Изменение глаголов по временам.

127

Упражнение в изменении глагола по временам.

128

Подробное изложение повествовательного текста.

129

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

130

Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений.

131

Частица не с глаголами. Правописание не с глаголами.



132

Глагол. Контрольный диктант.


Повторение(4)

133

Разбор слов по составу.

134

Часть речи. Имя существительное.

135

Часть речи. Имя прилагательное.

136

Часть речи. Глагол.










Тематическое планирование 4 класс




1

Повторение(9)

Наша речь и наш язык.



Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности

Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):

2

Текст. План текста

3


4

Типы текстов.


Изложение повествовательного текста.


5

Предложение как единица речи.


6

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.


7

Обращение

Главные и второстепенные члены предложения.

Основа предложения

8

Распространённые и нераспространённые предложения. Словосочетание.


9

Восстановление деформированного текста






Предложение (7 часов)


10

.

Однородные члены предложения (общее понятие)

11

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления.

изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

Лексика.Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Состав слова. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различениеоднокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений): сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

Развитие речи.Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Применение правил: разделительныеъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);








Имя существительное.

Значение и употребление в речи.

Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?».

Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.

Изменение существительных по числам.




Развитие речи.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Различие падежных и смысловых вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.













.


Знакомство с основными видами изложений и(без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения


Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.




























Имя прилагательное.

Значение и употребление в речи.

Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Применение правил правописания: безударные окончания имен прилагательных;












.








































Местоимение.

Общее представление о местоимении.

Личные местоимения, значение и употребление в речи.

Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Морфологический разбор местоимений.












Глагол.

Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Знакомство с основными видами сочинений (без заучивания определений), сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

Применение правил правописания:

не с глаголами;


мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;


12

Связь однородных членов в предложении с помощью союзов

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.


13

Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень»

14

Простые и сложные предложения

Знаки препинания в сложном предложении.



15

Знаки препинания в сложном предложении.


16

Предложение. Контрольный диктант.


Слово в языке и речи (17 часов)

17

Лексическое значение слова

18

Заимствованные слова.

Устаревшие слова.

Многозначные слова

19

Синонимы. Антонимы. Омонимы

20

Фразеологизмы.



21

Части речи.

22

Части речи. Распознавание.


23

Части речи .Контрольное списывание

24

Часть речи. Наречие.

25

Наречие. Распознавание



26

Значимые части слова.

Однокоренные слова.

Корень слова

27

Состав слова.

Суффиксы и приставки

Разбор слова по составу

28

Правописание гласных и согласных в корнях слов .

29

Упражнение в написании приставок и суффиксов

30

Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе.



31

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.



32

Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»



33

Правописание гласных и согласных в корне. Контрольный диктант.


Имя существительное (33 часа)


34


Изменение имен существительных по падежам.

35

Признаки падежных форм имён существительных

36

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей


37

Несклоняемые имена существительные.

38

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных

39

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения

40

Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег»

41

2-е склонение имён существительных

42

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения

43

3-е склонение имён существительных

44

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения

45

Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница»

46

Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных

47

Именительный и винительный падежи

48

Родительный падеж имен существительных.

49

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

50

Дательный падеж имен существительных.

51

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже.

52

Творительный падеж имен существительных.

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже

53

Предложный падеж имен существительных.

54

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже

55

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

56

Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

57

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.


58

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

59

Контрольный диктант за первое полугодие.

60


Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

61

Именительный падеж множественного числа.

62

Родительный падеж множественного числа.

63

Винительный падеж множественного числа одушевлённых имён существительных

64

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

65

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа

66

Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа


Имя прилагательное(24)



67


Значение и употребление в речи.

Словообразование имён прилагательных

68

Род и число имён прилагательных.



69

Имя существительное. Контрольный диктант.

70

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

71

Склонение имён прилагательных.



72

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе


73

Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

74

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

75

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

76

Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.


77

Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

78

Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

79

.Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

80

Имя прилагательное .Контрольное списывание

81

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе

82

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

83

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

84

Падежные окончания имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.


85

Склонение имён прилагательных во множественном числе.



86

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

87

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

88

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.



89


Составление сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

90

Имя прилагательное. Контрольный диктант.


Личные местоимения (6 часов)


91


Роль местоимений в речи

92

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица


93

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.



94

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

95

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.



96

Морфологический разбор местоимений.




97

Глагол(29)

Глагол как часть речи.

98

Время глагола.

99

Изменение глаголов по временам.

100

Неопределённая форма глагола.

101

Контрольный диктант за третью четверть.

102

.

Неопределённая форма глагола.

103

Образование временных форм от глагола в неопределенной форме. Упражнение в образовании форм глаголов.

104

Изложение по самостоятельно составленному плану.


105

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение).

106

2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени.

107

Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа и правописании не с глаголами.

108

.Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода».



109

Ι и ΙΙ спряжения глаголов.

Спряжение глаголов в настоящем времени.

110

Спряжение глаголов в будущем времени.

111

Личные окончания глаголов I и II спряжений.

112

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

113

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме.


114

Безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.

115

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.


116

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

117

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.











Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.


118

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

119

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

120

Правописание глаголов в прошедшем времени.

121

Глагол. Проверочная работа.

122

123

.Составление текста на спортивную тему

Обобщение по теме «Глагол».

Морфологический разбор глагола

124

Глагол. Контрольный диктант.

125

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Морфологический разбор глагола.



Повторение (11 часов)

126

Наша речь и наш язык.

127

.Повторение по теме «Текст»

128

Повторение по теме «Предложение»

129

Контрольный диктант за год.

130

Повторение по теме «Имя существительное».

131-132

Орфограммы в значимых частях слова.

133

Изложение повествовательного текста.

134-135

Обобщение знаний по курсу «Русский язык».

136

Игра «Родное слово»


































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей