ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по выбору «Тестовые технологии» для 9 класса основной общеобразовательной школы построена с учётом принципа системности, доступности, научности и преемственности между различными разделами курса русского языка с учётом метапредметных связей с курсом литературы.
Данный курс рассчитан на 17 часов, т.е. 1 час в неделю первого или второго полугодия.
Курс по выбору может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для обучающихся 9 классов при подготовке к итоговому собеседованию (ИС) и основному государственному экзамену (ОГЭ) в 9 классе. Содержание курса опирается на знания, умения и навыки обучающихся, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ОГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам основной школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Предполагаемый курс подготовки к ИС и ОГЭ позволит снять психолого-эмоциональное напряжение обучающихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно готовиться к экзаменационным испытаниям. В программу курса включены тестовые задания, аналогичные заданиям КИМов.
Структура курса при подготовке к ИС: часть 1 состоит из двух заданий по одному тексту: чтение вслух небольшого текста и пересказ прочитанного текста, дополненный высказыванием; часть 2 состоит из двух заданий, не связанных с прочитанным ранее текстом: монолог и диалог по выбранной теме.
Структура курса при подготовке к ОГЭ: часть 1 - сжатое изложение (задание 1), часть 2 – тесты (задания 2 – 8),часть 3 - сочинение-рассуждение (задания 9.1, 9.2, 9.3 на выбор).
В программе данного курса каждая из структурных частей ИС и ОГЭ снабжена алгоритмом выполнения, содержит методические рекомендации и набор типовых тренировочных заданий, что позволяет закрепить полученные знания и успешно подготовиться к сдаче собеседования и ОГЭ по русскому языку.
Цели и задачи курса:
1. Познакомить с практикой экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
2. Обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку за курс
(5-9 кл.) согласно новым требованиям экзаменационных тестов;
3.Выявить наиболее трудные темы для каждого обучающегося и класса в целом по русскому языку и отработать их.
4.Скорректировать умения каждого ученика при работе с КИМами;
5.Отработать этапы формирования и развития речеведческих умений;
6.Подготовить обучающихся к успешной сдаче ИС и ОГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения элективного курса «Тестовые технологии» обучающийся должен
знать
●основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
●орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и синтаксические, пунктуационные, стилистические нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения
● структуру сочинения-рассуждения, последовательность этапов его написания;
понимать
●смысл и содержание заданий КИМов, используемых в ходе проведения ОГЭ
●правильные способы оформления результатов выполнения КИМов;
уметь
●грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля
●анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
●проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
●создавать сочинения-рассуждения по проблематике текста, предложенного для анализа
●применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка
●соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
●использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению устного собеседования и ОГЭ по русскому языку. Особенности устного собеседования и ОГЭ по русскому языку. Специфика экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки итогового собеседования, сжатого изложения, тестовых заданий и сочинения.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.
Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ПО ВЫБОРУ (РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС)
№ урока | Тема | Кол – во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку | 3 | | |
1 | Итоговое собеседование как допуск к ГИА. Структура. Содержание. Оценивание. Демоверсия 2021 г. | 1 | | Составление конспекта урока, работа в парах |
2 | Чтение текста и его подробный пересказ. Части 1 и 2. | 1 | | Чтение текстов, пересказывание, работа в парах |
3 | Монологическое высказывание и диалог. Части 3 и 4. | 1 | | Составление монологического высказывания, работа в парах. |
| Подготовка к основному государственному экзамену по русскому языку | 14 | | |
4 | Подготовка к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии. Задание 1. | 1 | | Составление конспекта урока |
5 | Практикум «Сжатое изложение» | 1 | | Работа над сжатым изложением |
6 | Подготовка к выполнению второй части экзаменационной работы. Синтаксический анализ предложения. Задание 2 | 1 | | Выполнение задания 2 |
7 | Пунктуационный анализ. Задание 3 | 1 | | Выполнение задания 3 |
8 | Синтаксический анализ словосочетаний. Задание 4. | 1 | | Выполнение задания 4 |
9 | Орфографический анализ. Задание 5. | 1 | | Выполнение задания 5 |
10 | Анализ содержания текста. Задание 6 | 1 | | Выполнение задания 6 |
11 | Анализ средств выразительности. Задание 7. | 1 | | Выполнение задания 7 |
12 | Лексический анализ. Задание 8 | 1 | | Выполнение задания 8 |
13 | Практикум по заданиям 2 - 8 | 1 | | Выполнение теста в формате ОГЭ по заданиям 2 - 8 |
14 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Задание 9.1 | 1 | | Составление плана сочинения, отработка лексики, написание творческой работы |
15 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Задание 9.2 | 1 | | Составление плана сочинения, отработка лексики, написание творческой работы |
16 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с формулировкой и комментированием данного определения. Задание 9.3 | 1 | | Составление плана сочинения, отработка лексики, написание творческой работы |
17 | Практикум по заданию 9 (сочинение-рассуждение) | 1 | | Работа над сочинением |