Выступление на ШМО «Филологии» по теме: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку: новые задания и требования, система подготовки»
Задание №1. Это изложение. Тут никаких изменений нет. Объём тоже старый - не менее 70 слов.
Задание №2. Очень напоминает старое задание №5, но его существенно упростили: раньше надо было искать слова в тексте, а теперь всё нужные словосочетания уже есть в самом задании.
Задание №3. Это единственное задание на пунктуацию. Вот так учишься 9 лет, а умение правильно расставлять запятые проверяют лишь в одном единственном задании на экзамене. Никаких подводных камней в нём нет - если знаете правила, то ответите без труда.
Задание №4. Полностью повторяет задание №7 в старых КИМах.
Задание №5. Это задание напоминает нам задания №8 и №11 ОГЭ предыдущих годов. Его немного упростили: теперь тут тоже не надо искать грамматические основы в тексте, так как они даны в формулировке задания. Надо отметить только, что вариантов ответов теперь может быть любое количество (до 5). Тут небольшое усложнение задачи.
Задание №6. Работа с текстом. Аналогичные действия были заложены раньше во 2-ом задании. Похожее задание есть и в ЕГЭ.
Задание №7. Работа с выразительными средствами языка. Опять ничего нового и сложного.
Задание №8. Здесь, как раньше в задании №6, нужно подобрать синоним. Найти их в тексте не представляет никакого труда.
Вывод простой: никаких усложнений и принципиально новых заданий нет, наоборот, обновлённый КИМ представляет собой облегчённый вариант классического набора тестовых заданий. Сочинение тоже осталось прежним. Это хорошие новости.
В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:
1. Психологический настрой учащихся.
2. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.
В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями на родительских собраниях. Информирую их о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.
3.Создание методической базы.
Использую в своей работе пособия, книги для подготовки к ОГЭ, которые нахожу в Интернете. Работаю с различными сайтами. В этом году хочу посоветовать сайт Рустьюторс, где есть теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе.
4.Индивидуальные тетради учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
В 8-м классе учащиеся заводят тетрадь, в которой находятся различные памятки и критерии оценивания: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства», образцы бланков – все это используем при выполнении различных заданий учителя и при взаимопроверке.
Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.
С 5 класса заводим тетради-памятки, в которые записываем в виде таблиц и схем весь материал, необходимый для успешной сдачи экзамена.
5. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к ОГЭ.
Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке как к урокам, так и к экзамену.
Я рекомендую учащимся и их родителям следующие сайты:
ФИПИ - официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.
По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, учитель русского языка и литературы.
Сайт учителя русского языка и литературы Перовой Инессы Петровны- Материалы по подготовке к ГИА, ЕГЭ.
Капканы ЕГЭ и ГИА, сайт Бенделевой Любови Михайловны, учитель русского языка и литературы.
6. Работа с текстом
Довольно сложные части экзамена по русскому языку – сжатое изложение и сочинение – рассуждение. Поэтому уже с 5 класса ученикам прививаю навыки, которые впоследствии помогут им справиться с этими видами занятий. В учебниках для 5-6 классов есть памятка «Как готовиться к сжатому изложению». В 8-9 классах знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся на традиционные ошибки:
повторение одних и тех же слов;
неправильное употребление личных местоимений;
важно следить за правильной передачей прямой речи;
не писать от первого лица.
В этих классах пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся адаптируются, привыкают к голосу диктора. Я использую как мужской, так и женский голос диктора. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2.
Считаю, что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.
Экзамен по русскому языку в 9-м классе проверяет умение учащихся создавать письменное высказывание на заданную тему. Особенность данного задания состоит в том, что учащиеся должны продемонстрировать свои умения в написании сочинения-рассуждения. За один год такие навыки сформировать невозможно, поэтому данную работу я начинаю в пятом классе при изучении темы «Рассуждение».
Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, имеется папка с образцами сочинений-рассуждений.
6.Создание банка тестовых заданий.
Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям
Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса.
Работа со средствами выразительности с 5 класса как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.
Я составляю тематические карточки для подготовки к экзамену из сборников предыдущих лет, из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ.
Работу над тестовой частью веду с 5 класса.
Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к ОГЭ идёт систематически, что созданы комфортные условия для получения знаний, умений и навыков, что охвачены все структуры. Главным критерием целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является результат сдачи ОГЭ.