СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с текстом. Ф. Абрамов "Золотые руки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа по русскому языку включает в себя орфографический и пунктуационный анализ  отдельных слов и предложений, а также анализ средств выразительности. Данный материал можно использовать на уроках русского языка и родного русского языка, с 7 по 9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа с текстом. Ф. Абрамов "Золотые руки"»

Федор Абрамов. "Золотые руки". Рассказ

  1. Прочитайте текст

1.В контору влетела как ветер, без солнца солнцем осветило.

— 2.Александр Иванович, меня на свадьбу в Мурманск приглашают. 3.Подруга замуж выходит. 4.Отпустишь?

— 5.А как же телята? 6.С телятами-то кто останется?

— 6.Маму с пенсии отзову. 7.Неделю-то, думаю, как-нибудь выдержит.

8.Тут председатель колхоза, еще каких-то полминуты назад считавший себя заживо погребенным (некем подменить Марию, хотя и не отпустить нельзя: пять лет без выходных ломит!), радостно заулюлюкал:

—9. Поезжай, поезжай, Мария! 10.Да только от жениха подальше садись, а то чего доброго с невестой перепутает.

11.Председатель говорил от души. 12.Он всегда любовался Марией и втайне завидовал тому, кому достанется это сокровище.13. Красавицей, может, и не назовешь и ростом не очень вышла, но веселья, но задора — на семерых. 14.И работница… 15.За свои сорок пять лет такой не видывал. 16.Три бабенки до нее топтались на телятнике, и не какая-нибудь пьяная рвань — семейные. 17.И все равно телята дохли. 18.А эта пришла — еще совсем-совсем девчонка, но в первый же день: «Проваливайте! Одна справлюсь». 19.И как почала-почала шуровать, такую революцию устроила — на телятник стало любо зайти.

20.Мария вернулась через три дня. 21.Мрачная. 22.С накрепко поджатыми губами.

— 23.Да ты что, — попробовал пошутить председатель, — перепила на свадьбе?

— 24.Не была я на свадьбе, — отрезала Мария и вдруг с яростью, со злостью выбросила на стол свои руки: —25. Куда я с такими крюками поеду? 26.Чтобы люди посмеялись?

27.Председатель ничего не понимал.

— 28.Да чего не понимать-то? 29.Зашла на аэродроме в городе в ресторан перекусить чего, думаю, два часа еще самолет на Мурманск ждать, ну и пристроилась к одному столику — полно народу: два франта да эдакая фраля накрашенная. 30.Смотрю, а они и есть перестали. — 31.И тут Мария опять сорвалась на крик:

—32.Грабли мои не понравились! 33.Все растрескались, все красные, как сучья — да с чего же им понравятся?

— 34.Мария, Мария…

— 35.Всё! 36.Наробилась больше.37. Ищите другую дуру. 38.А я в город поеду красоту на руки наводить, маникюры…39. Заведу, как у этой кудрявой фрали.

— 40.И ты из-за этого… 41.Ты из-за этих пижонов не поехала на свадьбу?

—42. Да как поедешь-то? 43.Фроська медсестрой работает, жених офицер сколько там будет крашеных да завитых? 44.А разве я виновата, что с утра до ночи и в ледяную воду, и в пойло, и навоз отгребаю… 45.Да с чего же у меня будут руки?

— 46.Мария, Мария… у тебя золотые руки… 47.Самые красивые на свете. 48.Ей-богу!

— 49.Красивые… 50.Только с этой красотой в город нельзя показаться.

51.Успокоилась немного Мария лишь тогда, когда переступила порог телятника.

52.В семьдесят пять глоток, в семьдесят пять зычных труб затрубили телята от радости.


  1. Выполните задание по тексту

Орфография

1.Выпишите из предложений (11-20) слово с орфограммой "Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением", объясните свой выбор.

2.Выпишите из предложений (11-20) слово с орфограммой "Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением", объясните свой выбор.

3.Выпишите из предложений (11-20) слово с орфограммой "Чередующаяся гласная в корне слова", объясните свой выбор.

4.Выпишите из предложений (27 – 37) слово с орфограммой "Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий».

6. Выпишите из предложений (20 - 27) отрицательное местоимение, напишите номер предложения.

7. Выпишите из предложений (29 - 39) указательное местоимение, напишите номер предложения.

8. Выпишите из предложений (10 - 20) наречие, образованное от слияния предлога с существительным.

9. Выпишите из предложений (9-19) фразеологизм

Пунктуация

  1. Запиши номер ССП (предложения 1-15)

  2. Запиши номер СПП (предложения 1-15)

Художественные средства

Выпишите из текста все возможные примеры художественных средств

Тропы

(эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

Синтаксические средства

(вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения).

Лексические средства выразительности

(синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины).

Фонетические средства

(ассонанс, аллитерация, звукоподражание).