СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сравнение, сравнительный оборот. Теория и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сравнение, сравнительный оборот. Теория и практика»

Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Повторяем тему «Выразительность русской речи. СРАВНЕНИЕ». Задания подобраны из открытого банка ФИПИ



ТЕОРИЯ

Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сравнение может быть выражено следующими способами:

  • сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).

  • существительным в творительном падеже:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)

  • оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.

В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)

  • сравнительной степенью прилагательных или наречий:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)

Сравнение — это троп. (Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности).

ПРАКТИКА



1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

  

 2) 

Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

  

 3) 

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

  

 4) 

– Здорóво, юный жених!

  

 5) 

Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...






2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина.

  

 2) 

Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня.

  

 3) 

Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку.

  

 4) 

Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха.

  

 5) 

Море возвращало силу, отнятую страхом.




3. Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения.

  

 1) 

– А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.

  

 2) 

Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

  

 3) 

Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

  

 4) 

Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

  

 5) 

Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.




4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Ты будешь для меня единственным в целом свете…

  

 2) 

Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

  

 3) 

Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.

  

 4) 

И вот настал час прощания.




5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

  

 2) 

То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.  

  

 3) 

Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.

  

 4) 

И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было  тренироваться и развивать силу удара.

  

 5) 

И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...




6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

  

 2) 

Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

  

 3) 

Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

  

 4) 

И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

  

 5) 

Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.




7. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Прославится сразу на весь лагерь!

  

 2) 

Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева!

  

 3) 

Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  

 4) 

Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

  

 5) 

Справлюсь и без них!




8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.

  

 2) 

Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

  

 3) 

И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

  

 4) 

А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

  

 5) 

И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки.




9. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром.

  

 2) 

Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

  

 3) 

Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

  

 4) 

Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

  

 5) 

Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить.

10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

   1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

   2) Он засовывал ремешок в ушки целых часов.

   3) Деда, ты починил? –– не веря своим глазам, спросила Дина.

   4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

   5) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкра




11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

  

 1) 

Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.

  

 2) 

Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.

  

 3) 

Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

  

 4) 

Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.

  

 5) 

Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.




12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

  

 1) 

А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.

  

 2) 

Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.

  

 3) 

Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.

  

 4) 

Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.




13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок…

  

 2) 

Облака точно густой, чёрный дым.

  

 3) 

Волга от ветра шершавая, без всякого блеска.

  

 4) 

Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко…




14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет.

  

 2) 

Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком.

  

 3) 

Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода.

  

 4) 

Да, здесь не сцена, а правда.




15. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

  

 2) 

И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

  

 3) 

А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

  

 4) 

А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.

  

 5) 

От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».




16. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

  

 1) 

Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

  

 2) 

Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

  

 3) 

Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

  

 4) 

Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

  

 5) 

Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.




17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

–– Братцы, –– закричал он, –– железный! Как это прекрасно!

  

 2) 

Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки...

  

 3) 

Это навсегда останется тайной, как их дотошные родители столько времени были слепы и глухи…

  

 4) 

А может, чем больше, тем было даже лучше.




18. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.

  

 2) 

Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

  

 3) 

Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

  

 4) 

Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

  

 5) 

Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.




19. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.

  

 2) 

Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

  

 3) 

Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

  

 4) 

А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

  

 5) 

Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.




20. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  

 1) 

Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

  

 2) 

Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

  

 3) 

Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

  

 4) 

Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

  

 5) 

Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.


Запомните: сравнение — это троп, сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно, для ЕГЭ же принципиально. На ОГЭ может быть 2 формулировки заданий: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». В первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!