Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Повторяем тему «Выразительность русской речи. СРАВНЕНИЕ». Задания подобраны из открытого банка ФИПИ
ТЕОРИЯ
Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Сравнение может быть выражено следующими способами:
-
сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)
-
оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.
В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)
Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)
Сравнение — это троп. (Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности).
ПРАКТИКА
1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! | | 2) | Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца. | | 3) | А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него. | | 4) | – Здорóво, юный жених! | | 5) | Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... | |
|
2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и чёрных, как дельфинья спина. | | 2) | Отсмеявшись, она решительно опускала голову, чтобы читать, но парень опять что-то говорил, и она опять смеялась, и зубы её блестели, как пена вокруг скалы и как рубашка парня. | | 3) | Солнце ударило по лицу, я услышал всплеск воды, смех, голоса и увидел парня и девушку. | | 4) | Не знаю почему, выныривая, я не кричал. Возможно, не успевал, возможно, язык отнимался от страха. | | 5) | Море возвращало силу, отнятую страхом. | |
|
3. Укажите варианты ответов, в которых нет сравнения. | | 1) | – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик. | | 2) | Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. | | 3) | Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. | | 4) | Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах. | | 5) | Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой. | |
|
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Ты будешь для меня единственным в целом свете… | | 2) | Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. | | 3) | Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. | | 4) | И вот настал час прощания. | |
|
5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. | | 2) | То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. | | 3) | Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. | | 4) | И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара. | | 5) | И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал... | |
|
6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование. | | 2) | Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма. | | 3) | Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания. | | 4) | И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка. | | 5) | Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир. | |
|
7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Прославится сразу на весь лагерь! | | 2) | Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева! | | 3) | Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке. | | 4) | Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить. | | 5) | Справлюсь и без них! | |
|
8. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения. | | 2) | Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал. | | 3) | И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд. | | 4) | А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо? | | 5) | И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки. | |
|
9. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. | | 2) | Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. | | 3) | Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь. | | 4) | Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин. | | 5) | Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. | 10. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 2) Он засовывал ремешок в ушки целых часов. 3) Деда, ты починил? –– не веря своим глазам, спросила Дина. 4) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот. 5) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкра |
|
11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот. | | 1) | Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. | | 2) | Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель. | | 3) | Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. | | 4) | Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. | | 5) | Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги. | |
|
12. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот. | | 1) | А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. | | 2) | Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе. | | 3) | Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его. | | 4) | Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. | |
|
13. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | А только с того момента, как мы ушли из Оскола, как отступаем всё дальше, у меня на душе какой-то противный осадок… | | 2) | Облака точно густой, чёрный дым. | | 3) | Волга от ветра шершавая, без всякого блеска. | | 4) | Всё это когда-то интересовало меня, а сейчас отошло далеко, далеко… | |
|
14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Так я и не смог понять, почему библиотека иногда полна народу, а иногда в ней совершенно никого нет. | | 2) | Мы расхохотались, когда под бархатом оказалась обыкновенная телогрейка, подпоясанная блестящим ремешком. | | 3) | Клей в корешках рассыпается, бумага пухнет, совсем как человек от голода. | | 4) | Да, здесь не сцена, а правда. | |
|
15. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. | | 2) | И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. | | 3) | А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. | | 4) | А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений. | | 5) | От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». | |
|
16. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот. | | 1) | Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони. | | 2) | Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. | | 3) | Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. | | 4) | Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля. | | 5) | Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее. | |
|
17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | –– Братцы, –– закричал он, –– железный! Как это прекрасно! | | 2) | Почему-то тогда учительница подумала, что они подходят друг другу, как две половины одной разрезанной картинки... | | 3) | Это навсегда останется тайной, как их дотошные родители столько времени были слепы и глухи… | | 4) | А может, чем больше, тем было даже лучше. | |
|
18. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. | | 2) | Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. | | 3) | Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. | | 4) | Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова. | | 5) | Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка. | |
|
19. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. | | 2) | Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу. | | 3) | Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца. | | 4) | А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. | | 5) | Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны. | |
|
20. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. | | 1) | Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. | | 2) | Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе. | | 3) | Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы. | | 4) | Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке. | | 5) | Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. | |
|
Запомните: сравнение — это троп, сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно, для ЕГЭ же принципиально. На ОГЭ может быть 2 формулировки заданий: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». В первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.