СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по теме Экология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены основные понятия, законы и принципы экологии а также приведены примеры вопросов заданий из сборника ОГЭ для практического использования при подготовке к ГИА

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по теме Экология»

Подготовка к ОГЭ по биологии ЭКОЛОГИЯ

Подготовка к ОГЭ по биологии

ЭКОЛОГИЯ

Экосистема — основная функциональная единица в экологии. Экосистема , или биогеоценоз, — совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих устойчивую систему жизни. Автор термина «экосистема» — английский эколог А. Тенсли. Автор термина «биогеоценоз» — академик В. Н. Сукачев.  В биогеоценозе В. Н. Сукачев выделял два блока:  экотоп  (совокупность условий абиотической среды) и  биоценоз  (совокупность всех живых организмов). В соответствии с определениями, между понятиями « экосистема » и « биогеоценоз » нет никакой разницы, биогеоценоз можно считать полным синонимом термина «экосистема». Биоценоз — исторически сложившаяся совокупность популяций различных организмов, населяющих одну территорию.( виды биоценозов в зависимости от состава: фито-, зоо-, микробо-, микоценоз ) Биотоп — участок территории, однородный по условиям жизни для определенных видов растений или животных.

Экосистема — основная функциональная единица в экологии.

  • Экосистема , или биогеоценоз, — совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих устойчивую систему жизни.

Автор термина «экосистема» — английский эколог А. Тенсли.

Автор термина «биогеоценоз» — академик В. Н. Сукачев. 

В биогеоценозе В. Н. Сукачев выделял два блока:  экотоп  (совокупность условий абиотической среды) и  биоценоз  (совокупность всех живых организмов).

В соответствии с определениями, между понятиями « экосистема » и « биогеоценоз » нет никакой разницы, биогеоценоз можно считать полным синонимом термина «экосистема».

  • Биоценоз — исторически сложившаяся совокупность популяций различных организмов, населяющих одну территорию.( виды биоценозов в зависимости от состава: фито-, зоо-, микробо-, микоценоз )
  • Биотоп — участок территории, однородный по условиям жизни для определенных видов растений или животных.

Экосистема — основная функциональная единица в экологии.

  • Биотоп  — участок территории, однородный по условиям жизни для определенных видов растений или животных.
  • Биоценоз  — исторически сложившаяся совокупность популяций различных организмов, населяющих одну территорию.
  • Экосистема,  или  биогеоценоз,  — совокупность живых организмов (сообществ) и среды их обитания, образующих устойчивую систему жизни.
  • Экосистема = биотоп + биоценоз
  • Автор термина «экосистема» — английский эколог А. Тенсли.
  • Автор термина «биогеоценоз» — академик В. Н. Сукачев. 
  • В биогеоценозе В. Н. Сукачев выделял два блока:  экотоп  (совокупность условий абиотической среды) и  биоценоз  (совокупность всех живых организмов).

В соответствии с определениями, между понятиями « экосистема » и « биогеоценоз » нет никакой разницы, биогеоценоз можно считать полным синонимом термина «экосистема».

  • Биом  — совокупность экосистем со сходным типом растительности, расположенных в одной природно-климатической зоне (тундровый биом, степной биом и т. п.).
  • Биосфера  — экосистема высшего порядка, объединяющая все остальные экосистемы и обеспечивающая существование жизни на Земле.
Биогеоценоз пресноводного водоема

Биогеоценоз пресноводного водоема

Биосфера Биосфера (греч. bios - жизнь + sphaira - шар) - наружная оболочка Земли, населенная живыми организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Термин

Биосфера

  • Биосфера (греч. bios - жизнь + sphaira - шар) - наружная оболочка Земли, населенная живыми организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Термин "биосфера" предложен австрийским геологом Э. Зюссом , учение о биосфере было создано и развито российским и советским ученым Вернадским Владимиром Ивановичем.

Запомните , что наибольшая концентрация живого вещества сосредоточена на границе сред (к примеру, на границе литосферы и атмосферы).

Вещество биосферы

Вещество биосферы

Круговорот веществ Углерод находится в природе в основном в составе углекислого газа, угольной кислоты и ее нерастворимых солей - карбоната кальция (из которого состоят раковины моллюсков). Отмирая, живые организмы образуют залежи полезных ископаемых: торф, древесину, каменный уголь, нефть. Известняк может надолго исключить углерод из круговорота веществ. Азот находится в воздухе, которым мы дышим, и составляет 78% от его объема. Большая часть азота поступает в почву и воду благодаря деятельности микроорганизмов, бактерий и водорослей. Клубеньковые бактерии переводят атмосферный азот в нитраты, которые необходимы для роста и развития растения и могут быть усвоены им, в отличие от атмосферного азота (газа). В листьях в процессе биосинтеза азот преобразуется в белки. Травоядные животные поедают растения, таким образом, белок включается в их состав. После смерти животных белки разлагаются сапротрофами, которые выделяют аммиак, нитраты. Часть нитратов усваивается растениями, а часть восстанавливается бактериями до атмосферного азота - цикл замыкается.

Круговорот веществ

  • Углерод находится в природе в основном в составе углекислого газа, угольной кислоты и ее нерастворимых солей - карбоната кальция (из которого состоят раковины моллюсков). Отмирая, живые организмы образуют залежи полезных ископаемых: торф, древесину, каменный уголь, нефть. Известняк может надолго исключить углерод из круговорота веществ.

Азот находится в воздухе, которым мы дышим, и составляет 78% от его объема. Большая часть азота поступает в почву и воду благодаря деятельности микроорганизмов, бактерий и водорослей.

Клубеньковые бактерии переводят атмосферный азот в нитраты, которые необходимы для роста и развития растения и могут быть усвоены им, в отличие от атмосферного азота (газа).

В листьях в процессе биосинтеза азот преобразуется в белки. Травоядные животные поедают растения, таким образом, белок включается в их состав. После смерти животных белки разлагаются сапротрофами, которые выделяют аммиак, нитраты. Часть нитратов усваивается растениями, а часть восстанавливается бактериями до атмосферного азота - цикл замыкается.

Факторы среды Антропогенные абиотические биотические Физические свет Температура Влажность, осадки Давление Радиационный фон свет Температура Влажность, осадки Давление Радиационный фон Все живые организмы Созданные человеком Химические Газовый состав атмосферы Соленость воды и почвы Газовый состав атмосферы Соленость воды и почвы Почвенно-грунтовые Механический состав почвы, ее влаго- и воздухоемкость Механический состав почвы, ее влаго- и воздухоемкость Топографические Особенности рельефа местности Особенности рельефа местности

Факторы среды

Антропогенные

абиотические

биотические

Физические

  • свет Температура Влажность, осадки Давление Радиационный фон
  • свет
  • Температура
  • Влажность, осадки
  • Давление
  • Радиационный фон

Все живые организмы

Созданные человеком

Химические

  • Газовый состав атмосферы Соленость воды и почвы
  • Газовый состав атмосферы
  • Соленость воды и почвы

Почвенно-грунтовые

  • Механический состав почвы, ее влаго- и воздухоемкость
  • Механический состав почвы, ее влаго- и воздухоемкость

Топографические

  • Особенности рельефа местности
  • Особенности рельефа местности
ВЛАЖНОСТЬ  как экологический фактор * Ксерофиты в свою очередь подразделяются на СУККУЛЕНТЫ – запасают воду с сочных мясистых листьях или стеблях и СКРЕРОФИТЫ- имеют жесткие листья, покрытые кутикулой, иногда изменены в колючки

ВЛАЖНОСТЬ как экологический фактор

* Ксерофиты в свою очередь подразделяются на

  • СУККУЛЕНТЫ – запасают воду с сочных мясистых листьях или стеблях и
  • СКРЕРОФИТЫ- имеют жесткие листья, покрытые кутикулой,

иногда изменены в колючки

Лимитирующий фактор Экологический оптимум — значение одного или нескольких экологических факторов, наиболее благоприятных для существования данного вида или сообщества. Биоценотический оптимум — условия среды, способствующие развитию максимально устойчивого биогеоценоза. У словия экологического оптимума не всегда соответствуют биоценотическому оптимуму. Закон толерантности Шелфорда: Лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия. Закон толерантности можно сформулировать проще: плохо как недокормить, так и перекормить растение либо животное.

Лимитирующий фактор

Экологический оптимум — значение одного или нескольких экологических факторов, наиболее благоприятных для существования данного вида или сообщества.

Биоценотический оптимум — условия среды, способствующие развитию максимально устойчивого биогеоценоза.

У словия экологического оптимума не всегда соответствуют биоценотическому оптимуму.

  • Закон толерантности Шелфорда:

Лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия.

Закон толерантности можно сформулировать проще: плохо как недокормить, так и перекормить растение либо животное.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Закон оптимума Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы. Закон минимума Либиха, или закон ограничивающего фактора: Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения. Закон В ЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ: Изменение интенсивности одного экологического фактора может сузить предел выносливости организма к другому фактору или, наоборот, увеличить его. В природной среде действие факторов на организм может суммироваться, взаимно усиливаться или компенсироваться. 9

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

  • Закон оптимума

Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на живые организмы.

  • Закон минимума Либиха, или закон ограничивающего фактора:

Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения.

  • Закон В ЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ:

Изменение интенсивности одного экологического фактора может сузить предел выносливости организма к другому фактору или, наоборот, увеличить его.

В природной среде действие факторов на организм может суммироваться, взаимно усиливаться или компенсироваться.

9

Взаимоотношения организмов- как биотический фактор среды № вид 1 Характеристика, примеры нейтрализм 2. конкуренция Совместно обитают, но друг на друга не влияют/ белка и волк 3. 4. Для организмов нужны сходные условия жизни . Есть внутривидовая и межвидовая конкуренция. /щука и судак хищничество анабиоз Прямое уничтожение жертвы и использование ее в качестве пищи /волк и заяц 5. Выделение особых веществ, угнетающе действующих на другие организмы / Антибиотики и фитонциды симбиоз СОЖИТЕЛЬСТВО организмов разных видов

Взаимоотношения организмов- как биотический фактор среды

вид

1

Характеристика, примеры

нейтрализм

2.

конкуренция

Совместно обитают, но друг на друга не влияют/ белка и волк

3.

4.

Для организмов нужны сходные условия жизни . Есть внутривидовая и межвидовая конкуренция. /щука и судак

хищничество

анабиоз

Прямое уничтожение жертвы и использование ее в качестве пищи /волк и заяц

5.

Выделение особых веществ, угнетающе действующих на другие организмы / Антибиотики и фитонциды

симбиоз

СОЖИТЕЛЬСТВО организмов разных видов

14.1 Примером отношений «паразит-хозяин» служат отношения между Лишайником и березой (квартиранство) Лягушкой и мухой (хищничество) Раком-отшельником и актинией (мутуализм) Аскаридой и человеком (паразитизм) 14.2 С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отношения? Кабан Белый гриб Дубовый долгоносик Бабочка тутовый шелкопряд

14.1 Примером отношений «паразит-хозяин» служат отношения между

  • Лишайником и березой (квартиранство)
  • Лягушкой и мухой (хищничество)
  • Раком-отшельником и актинией (мутуализм)
  • Аскаридой и человеком (паразитизм)

14.2 С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отношения?

  • Кабан
  • Белый гриб
  • Дубовый долгоносик
  • Бабочка тутовый шелкопряд
15.1 Наибольшим преобразующим действием на планете обладает Живое вещество Колебание давления Климат Смена сезонов года 15.2 в круговороте веществ в биосфере поступление кислорода в атмосферу обеспечивают Животные Грибы-паразиты Клубеньковые бактерии Растения

15.1 Наибольшим преобразующим действием на планете обладает

  • Живое вещество
  • Колебание давления
  • Климат
  • Смена сезонов года

15.2 в круговороте веществ в биосфере поступление кислорода в атмосферу обеспечивают

  • Животные
  • Грибы-паразиты
  • Клубеньковые бактерии
  • Растения
14.3 какой из экологических факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных? Смена температуры Уровень влажности воздуха Наличие убежища Продолжительность дня и ночи 14.4 Для белки обыкновенной абиотическим фактором является Урожай семян ели Численность куниц Наличие в лесу старых деревьев с дуплами Высота снежного покрова

14.3 какой из экологических факторов регулирует сезонные явления в жизни растений и животных?

  • Смена температуры
  • Уровень влажности воздуха
  • Наличие убежища
  • Продолжительность дня и ночи

14.4 Для белки обыкновенной абиотическим фактором является

  • Урожай семян ели
  • Численность куниц
  • Наличие в лесу старых деревьев с дуплами
  • Высота снежного покрова
15.3 Одно из отличий агроценоза от естественных экосистем: Наличие пищевых цепей Осуществляется борьба за существование Низкая устойчивость растений к вредителям Число консументов превышает число продуцентов 16.4 В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов есть взаимосвязь Целое биосфера Часть Вид Биоценоз … Какое понятие следует вписать на месте пропуска в этой таблице? Популяция 3. животные Ареал 4. растения

15.3 Одно из отличий агроценоза от естественных экосистем:

  • Наличие пищевых цепей
  • Осуществляется борьба за существование
  • Низкая устойчивость растений к вредителям
  • Число консументов превышает число продуцентов

16.4 В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбцов есть взаимосвязь

Целое

биосфера

Часть

Вид

Биоценоз

Какое понятие следует вписать на месте пропуска в этой таблице?

  • Популяция 3. животные
  • Ареал 4. растения
26.4 В 1930 г. Советский ученый Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Ученый изучал взаимоотношения инфузории туфельки ушастой и инфузории бурсарии. Несмотря на пищевую конкуренцию, оба вида были способны к длительному совместному существованию, хотя численность каждого из них была ниже, чем при раздельном содержании. Так, выяснилось, что туфельки ушастые держались в толще воды, в то время как бурсарии- около дна. Кроме того, бурсария охотнее поедала дрожжи, а туфелька ушастая – бактерии.  Объясните , почему конкуренция между инфузорией туфелькой и ушастой бурсарией не привела к исчезновению одного из видов. 14.5 наличие каких организмов в природном сообществе свидетельствует о чистоте окружающего воздуха? Листостебельных мхов Высших грибов Кустистых лишайников Широколиственных пород деревьев

26.4 В 1930 г. Советский ученый Г.Ф. Гаузе впервые обратился к экспериментальному изучению конкуренции. Ученый изучал взаимоотношения инфузории туфельки ушастой и инфузории бурсарии. Несмотря на пищевую конкуренцию, оба вида были способны к длительному совместному существованию, хотя численность каждого из них была ниже, чем при раздельном содержании. Так, выяснилось, что туфельки ушастые держались в толще воды, в то время как бурсарии- около дна. Кроме того, бурсария охотнее поедала дрожжи, а туфелька ушастая – бактерии. Объясните , почему конкуренция между инфузорией туфелькой и ушастой бурсарией не привела к исчезновению одного из видов.

14.5 наличие каких организмов в природном сообществе свидетельствует о чистоте окружающего воздуха?

  • Листостебельных мхов
  • Высших грибов
  • Кустистых лишайников
  • Широколиственных пород деревьев
27.4  1. представители какого царства живой природы способны осуществлять естественную фиксацию атмосферного азота?  2. Какие процессы, происходящие в организмах, влияют на повышение концентрации углекислого газа в атмосфере?  3. Какой из способов повышения плодородия почвы и увеличения урожайности культурных растений , основанных на круговороте химических элементов, вы можете назвать , опираясь на текст?

27.4 1. представители какого царства живой природы способны осуществлять естественную фиксацию атмосферного азота? 2. Какие процессы, происходящие в организмах, влияют на повышение концентрации углекислого газа в атмосфере? 3. Какой из способов повышения плодородия почвы и увеличения урожайности культурных растений , основанных на круговороте химических элементов, вы можете назвать , опираясь на текст?

21.5 22.5 121 1 22 43125

21.5

22.5

121 1 22

43125

14.6 2 14.7 Что из перечисленного является приспособлением китов к водному образу жизни? Легочное дыхание Плавательный пузырь Торпедообразная форма тела Млечные железы

14.6

2

14.7 Что из перечисленного является приспособлением китов к водному образу жизни?

  • Легочное дыхание
  • Плавательный пузырь
  • Торпедообразная форма тела
  • Млечные железы
15.6 4 23.6 2346

15.6

4

23.6

2346

15.7 4 23.6

15.7

4

23.6

21.7 212121 26.7

21.7

212121

26.7

14.8 3 21.8 121212

14.8

3

21.8

121212

15.8 1 23.6 2346

15.8

1

23.6

2346

14.9 2 17.9 3

14.9

2

17.9

3

18.9 23.6 12

18.9

23.6

12

14.10 1 14.11 1

14.10

1

14.11

1

17.10 19.10

17.10

19.10

15.15 14.16

15.15

14.16

15.11 16.13

15.11

16.13

14.17 14.18 14.22

14.17

14.18

14.22

22.13 15.14

22.13

15.14

26.18 14.19

26.18

14.19

27.13 16.13

27.13

16.13

17.19 14.20

17.19

14.20

14.15 15.17 15.18

14.15

15.17

15.18

27.20

27.20

15.19 15.22 14.23

15.19

15.22

14.23

27.23

27.23

27.24

27.24

27.23

27.23

14.25 15.25 14.26

14.25

15.25

14.26

14.27 15.27 14.29

14.27

15.27

14.29


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!