СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Тренировочные упражнения к заданию 5

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные упражнения помогут ученикам ознакомиться с различными формулировками  задания 5.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Тренировочные упражнения к заданию 5»

Задание 5

1.Из предложений 36—39 выпишите причастие, написание суффикса в котором зависит от спряжения производящего глагола.

(З6)Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. (37)Он думал о том, что когда он умрёт, то здесь поселится его сын с семьёй. (38)И видел воочию, как сын входит в дом. (39)И конечно, невидимые частицы прошлого пронзят и прогреют его тело, запульсируют кровью, и он уже никогда не сможет забыть родного дома.

2. Из предложений 40—44 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н, пишется две буквы Н».

(40)Гостиница, в которой мы остановились, называлась «Ла- пот». (41)Мы тут же переименовали её в «Лапоть». (42)Лапоть на берегу Адриатического моря! (43)В нескольких шагах от «Лаптя», за углом, был обнаружен маленький винный погребок. (44)Три ступеньки вниз — и солёный дух моря сразу перебивался другим духом, таинственным и терпким, исходящим от потемневших дубовых бочек. 

3.Из предложений 13—20 выпишите слово, написание суффикса в котором не определяется правилом (слово является исключением).

(13) 3а городом уже пестро от проталин. (14)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. (15)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

(16)... В кустах послышался отрывистый лай Трубача. (17)Я поспешил на голос. (18)На краю открывшейся поляны у костерка на корточках сидел человек. (19)Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. (20)В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом — рыжий дуб на краю опушки.

4.Из предложений 30-32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».

(30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром обречённо поджидала его у подъезда и шла за ним до школы.

5.Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором написание суффикса не определяется правилом (является исключением).

(14) Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги. (15)Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечёт с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья. (16)Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шёпот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ «Четыре дня», запрещённый цензурой. (17)Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, — глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

6.Из предложений 10—14 выпишите слова, в которых написание суффикса определяется следующим правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от основы, оканчивающейся на Н, пишется НН».

(10)...В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня.

7.Из предложений 7—16 выпишите слова, написание которых определяется правилом «В суффиксах полных страдательных причастий пишется НН».

(7) В деревенском доме с угарными печами. (8)Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было.

(9)Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш. (10)Принесли ребята из дома табуретки, скамейки, сидели кружком, слушали учителя, затем он давал нам аккуратно заточенный красный карандаш, и мы, пристроившись на подоконнике, поочерёдно писали палочки. (11)Счёту учились на спичках и палочках, собственноручно выструганных из лучины.

(12)Учитель как-то уехал в город и вернулся с тремя подводами. (13)На одной из них были весы, на двух других ящики со всевозможным добром. (14) На школьном дворе из плах соорудили временный ларёк «Утильсырьё». (15)Вверх дном перевернули школьники деревню. (16)Чердаки, сараи, амбары очистили от веками скапливаемого добра — старых самоваров, плугов, костей, тряпья.

8.Из предложений 8—18 выпишите слово, в котором правописание НН в суффиксе определяется правилом «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».

(8)Надо быть современным. (9)Надо быть безжалостным к прошлому. (10)Довольно ходить по пепелищам родной Тимонихи, сидеть на опечках. (11)Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил поэт Хикмет — работают реакторы и фазотроны. (12)Что счётная машина действует быстрее миллиона деревенских счетоводов, что... (13)В общем не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

(14)Уходят дожди, плывут облачные флотилии. (15)Каждое утро над Тимонихой гудит турбовинтовой самолёт. (16)Каждое утро грохочет гусеничный трактор, от этого сотрясаются углы и дребезжат, как от грозы, оконные стёкла. (17)Очень хорошо, что из-за дома бывшего соседа Василия Дворцова ни утром, ни вечером не видно отцовского дома. (18)Очень хорошо.

9.Из предложений 1—5 выпишите слово, в котором написание Н/НН в суффиксе определяется тем, что слово является кратким причастием.

(1) Сержант Сергей Животёнков, командир орудийного расчёта, до войны был преподавателем русского языка в средней школе.

(2) Ранней весной, когда перелески изобиловали снегом, а в поле под лучами свежего ветреного утра появились уже цветочки, противотанковый артиллерийский полк, шедший на запад, вдруг поворотил к югу и стал пересекать длинное село, едва ли не самое длинное во всей Смоленщине.

(3) Вот школа. (4)Кирпичное здание её разрушено наполовину.

(5)Дверь в здание школы открыта, вернее, сорвана с петель.

10.Из предложений 38—39 выпишите слова, в которых правописание Н/НН в суффиксе зависит от количества этих букв в словах, от которых они образованы.

(38)Я услышал скрип половиц — у каждой свой особый звук: старые потрескавшиеся доски были клавишами какого-то таинственного инструмента.

(39)Я реально ощутил запах топлёного молока — клейкий, кисло-сладкий запах, который неожиданно вытекал из печи и вытеснял из дома все остальные запахи.

11.Из пред­ло­же­ний 9—15 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ком стра­да­тель­ном при­ча­стии про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся Н».

– (9)Какое сти­хо­тво­ре­ние? (10)Меня же не было в школе, я болел.

(11)Она стала ли­стать класс­ный жур­нал.

– (12)Со­вер­шен­но верно, ты от­сут­ство­вал, а спро­сить у то­ва­ри­щей, что за­да­но, не до­га­дал­ся?

(13)И я нашёл выход. (14)О до­маш­них за­да­ни­ях я спра­ши­вал у Пав­ли­ка, а он, на­вер­ное, забыл. (15)Я так и ска­зал Елене Фран­цев­не с лёгкой усмеш­кой, при­зы­вая и её от­не­стись к слу­чив­ше­му­ся юмо­ри­сти­че­ски.

12.Из пред­ло­же­ний 27—30 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся Н».

(27)Оче­вид­но, что у де­ре­вен­ских ре­бя­ти­шек дет­ство за­кан­чи­ва­лось рань­ше, чем у го­род­ских.

(28)Се­вер­ная де­рев­ня все­гда жила впро­го­лодь, а после войны все об­ни­ща­ли вко­нец, ра­бо­та­ли бабы и ре­бя­та. (29)Из трид­ца­ти ушед­ших на фронт мест­ных му­жи­ков вер­ну­лись с войны двое. (30)Дети, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но. 

13. Из пред­ло­же­ний 1—6 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

(1)Есть люди, ко­то­рые бо­лез­нен­но пе­ре­жи­ва­ют чужие успе­хи. (2)Таким был Сеня Го­луб­кин. (3)Ему всюду чу­ди­лись вы­го­ды и при­ви­ле­гии, ко­то­ры­ми об­ла­да­ют дру­гие. (4)Если кто-то за­бо­ле­вал, Сень­ка го­во­рил: (5)«Ясно... (6)Решил от­дох­нуть!» 

14.Из пред­ло­же­ний 23—27 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В на­ре­чии пи­шет­ся столь­ко Н, сколь­ко было в слове, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но».

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Маль­чиш­ки брели и бол­та­ли, бол­та­ли и брели, а потом оста­но­ви­лись возле Яузы, за­мол­ча­ли. (25)По­чув­ство­ва­ли од­но­вре­мен­но — как хо­ро­шо: до­ве­рие, дру­же­ство, рав­но­пра­вие. (26)И мысли нет, кто глав­ней, на­про­тив, все друг другу в рав­ной сте­пе­ни ин­те­рес­ны. (27)Что-то важ­ное про­изо­шло: такая сцеп­ка между лю­дь­ми воз­мож­на толь­ко в юном воз­расте. 

15.Из пред­ло­же­ний 35—38 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В пол­ном стра­да­тель­ном при­ча­стии про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся НН».

 (35)У его ма­те­ри ин­фаркт был, начнётся ка­ни­тель с нашим по­бе­гом — её в школу нач­нут дёргать... (36)Бог знает, чем это кон­чит­ся! — от­ве­тил Ели­се­ев.

– (37)Хоть бы хи­мич­ка тебя спро­си­ла и за­ка­ти­ла пару! — про­ры­чал взбешённый Нос­ков и плюх­нул­ся на свой стул. (38)Все осталь­ные, разо­ча­ро­ван­но охая, вер­ну­лись на свои места.

16.Из пред­ло­же­ний 37—45 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ни­е­суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В крат­ких стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ни пи­шет­ся одна буква Н».

(37)Мать на­кло­ни­лась к сыну, скорб­ная и стро­гая, в гла­зах её сто­я­ли слёзы.

– (38)Пойдём, сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, — тихо ска­за­ла она и по­ве­ла его из зала.

(40)Серд­це маль­чи­ка было на­пол­не­но горем. (41)Толь­ко сей­час он понял, что зна­чит — по­те­рять отца. (42)Ему хо­те­лось пла­кать. (43)Он по­смот­рел на мать, но она мол­ча­ла. (44)Мол­чал и он. (45)Он был рад, что мать не видит его слёз.

17.Из пред­ло­же­ний 19—23 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние суф­фик­са опре­де­ля­ет­ся пра­ви­лом: «В при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от су­ще­стви­тель­ных с по­мо­щью суф­фик­са -ЯН, пи­шет­ся одна буква Н».

(19)Ре­бя­та ка­та­лись на сан­ках у реки. (20)Сер­ге­е­ва тоже за­хо­те­ла по­ка­тать­ся. (21)Ре­бя­та дали ей санки. (22)Она села и по­еха­ла, сани слу­чай­но вы­еха­ли на лёд, ко­то­рый был тон­ким и хруп­ким, и через ми­ну­ту Сер­ге­е­ва ока­за­лась в ле­дя­ной воде. (23)Ре­бя­та за­кри­ча­ли, а я был не­да­ле­ко и услы­шал.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!