СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Тренировочные упражнения к заданиям 8 и 11

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот документ содержит теорию (Главные члены предложения) и упражнения к заданиям 8 и 11, собранные из различных вариантов ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ тренировочные упражнения к заданию 11»

Задание 11.

1.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 3. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(3)Алиса могла сво­бод­но войти в те­ат­раль­ный двор, ко­то­рый охра­нял стро­гий сто­рож, а дру­гие дети не могли по­пасть в этот ин­те­рес­ный мир. 


2.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 30. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(30)Когда я усе­лась в учи­тель­ской за тет­ра­ди, ока­за­лось, что шесть работ из пачки ис­чез­ли.


3.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 2. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(2)Краб был страш­но боль­шой и плос­кий, и, при­смот­рев­шись, на нём можно было раз­гля­деть бугры и ко­люч­ки, какие-то швы, зуб­ча­тые гре­беш­ки.


4.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 31. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(31)А тут про­хо­ди­ли мимо стар­ше­класс­ни­ки, и все на него смот­ре­ли и спра­ши­ва­ли, чей он жених.


5.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 28. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(28)Спо­кой­но, обы­ден­но и пуб­лич­но, средь бела дня, ради гро­шо­вой вы­го­ды пре­дал че­ло­век, за ко­то­ро­го он, не раз­ду­мы­вая, пошёл бы в огонь и в воду.


6.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 25. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(25)На па­лу­бе ко­раб­ля играл ме­ло­дии Чай­ков­ско­го Витя Пан­фи­лов, тан­це­ва­ла Рая Ива­но­ва, чи­та­ла стихи Вера Бо­ро­ду­ли­на. 



7.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 17. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(17)И война с этой ми­ну­ты уже не ка­за­лась маль­чи­ку за­бав­ной, ни­че­го весёлого не было в том, как па­да­ли люди.



8.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 31. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(31)Вот что я тебе скажу: из-за чу­жо­го че­ло­ве­ка ты хо­ро­шую цену упус­ка­ешь, ежели ты его не вы­ста­вишь, потом ты горь­ко по­жа­ле­ешь!



9.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 7. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(7)Всё вы­зы­ва­ло у од­но­класс­ни­ков за­висть и от­вра­ще­ние: кур­точ­ка на мол­нии, де­ви­чьи рес­ни­цы, раз­дра­жа­ю­щая ми­ло­вид­ность лица и по­лот­ня­ные сал­фет­ки, в ко­то­рые был завёрнут до­маш­ний бу­тер­брод.

10.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 17. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(17)Сидя на под­окон­ни­ках, раз­вед­чи­ки смот­рят, как мы двое едим, и глаза у них доб­рые.



11.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 24. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(24)Нужен воз­дух, нужны силы, а того и дру­го­го у Тёмы уже мало.



12.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 5. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(5)При­бли­зив­шись, я при­оста­но­вил­ся и хотел было не­за­мет­но про­ско­чить, но мать, за­ви­дев меня и сразу за­све­тясь лас­ко­вой улыб­кой, по­ма­ха­ла рукой, и я, хоть мне и было ужас­но стыд­но перед то­ва­ри­ща­ми, подошёл к ней.

13.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 18. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(18)Вам не надо — вы ух ό дите, мне надо — я оста­юсь.



14.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 25. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(25)Мне так нра­вит­ся слу­шать, как ты кра­си­во опи­сы­ва­ешь при­ро­ду, небо, солн­це, траву…



15.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 2. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(2)Вся­кий раз, когда за­хо­дит раз­го­вор о людях, хо­ро­ши они или плохи, я вспо­ми­наю этот слу­чай из дет­ства.



16.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 26. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(26)Когда оно на­чи­на­ет­ся, во­про­сов не вы­зы­ва­ло, но когда оно за­кан­чи­ва­ет­ся и где тот рубеж, на­чи­ная с ко­то­ро­го че­ло­век ста­но­вит­ся взрос­лым?



17.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 19. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(19)Ли­са­пе­та, ко­неч­но, была не­пло­хая дев­чон­ка, но, когда она по­яв­ля­лась, сразу хо­те­лось съёжить­ся — так она су­е­ти­лась и вра­ща­лась.



18.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 15. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(15)Ва­лер­ка, при­сло­нив­шись пле­чом к хо­лод­но­му бе­то­ну фо­нар­но­го стол­ба, решил ждать, сколь­ко по­на­до­бит­ся.



19.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 22. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(22)А он, го­то­вый от стыда про­ва­лить­ся сквозь землю, густо по­крас­нел, то­роп­ли­во под­нял её и, по­гла­див об­лож­ку, ото­дви­нул от себя, слов­но из­ви­ня­ясь за то, что по­смел к ней при­кос­нуть­ся.



20.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 2. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(2)Не любил за то, что опа­да­ли ли­стья и «реже сол­ныш­ко бли­ста­ло», а боль­ше всего за то, что осе­нью часто шли дожди и мама не пус­ка­ла его на улицу.



21.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 10. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(10)Гоша на­ки­ды­ва­ет ей на плечи кур­точ­ку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках по­кры­ва­ет­ся пу­пы­рыш­ка­ми.



22.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 15. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(15)Мать по­ру­ги­ва­ла Пашку за то, что он на­го­ро­дил у ко­лод­ца вся­ких палок, од­на­ко всё об­хо­ди­лось.



23.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 29. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(29)Не знаю, чего я хотел.



24.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 28. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(28)По­че­му в этот день нель­зя сде­лать так, как я хочу?



25.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 23. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

— (23)По­лу­ча­ет­ся, что если нам было тя­же­ло, то пусть и им будет так же?



26.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 4. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(4)Я тот­час по­тя­нул­ся к сабле, потом по­иг­рал рюм­кой, а до про­че­го не хо­те­лось до­тра­ги­вать­ся.



27.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 18. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(18)Динка молча си­де­ла за сто­лом, рас­се­ян­но улы­ба­лась Лёне, не за­ме­чая, что он давно сле­дит за ней бес­по­кой­ным взгля­дом.



28.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 32. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(32)Как-то я услы­шал по радио, что, если в семье не­сколь­ко детей, не­хо­ро­шо од­но­го из них вы­де­лять.



29.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 18. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(18)Тут все пя­те­ро ки­ну­лись в сто­ро­ны, Лёвка под­нял­ся на ноги, а в руке он дер­жал пугач, ко­то­рый стре­лял осо­бы­ми пи­сто­на­ми.



30.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 16. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(16)Люся и сама по­ти­хонь­ку ри­со­ва­ла, но мы ви­де­ли толь­ко её за­го­лов­ки в школь­ном юмо­ри­сти­че­ском жур­на­ле, ко­то­рый, по пред­ло­же­нию Оли, носил на­зва­ние «Дет­ский лепет».



31.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 24. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(24)Как толь­ко по­ли­лись звуки скрип­ки, страх Динки прошёл.



32.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 27. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(27)Хо­те­лось, чтобы по­явил­ся друг.



33.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 6. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(6)Ба­буш­ка очень огор­чи­лась, но потом ска­за­ла, что пер­вый про­вал внука как раз го­во­рит о его не­за­у­ряд­ном да­ро­ва­нии: Ша­ля­пи­на в мо­ло­до­сти тоже не при­ня­ли в хор.



34.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 43. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(43)А я вспом­нил, до чего был жут­кий мороз, когда мы с Китом вы­бра­ли друг друга на Пти­чьем рынке...



35.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 1. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(1)В дет­стве я очень, очень ста­ра­лась по­лю­бить театр, как мне ве­ле­ли: ведь это Боль­шое Ис­кус­ство, Храм.



36.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 33. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(33)Че­ло­век вышел из пас­ту­хов, де­сят­ки лет учил­ся на чёрном хлебе и воде, в каж­дую доску столь­ко труда вло­же­но, бес­сон­ных ночей, му­че­ний че­ло­ве­че­ских, та­лан­та...»

37.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 11. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(11)Это было от­ли­чи­тель­ной ба­буш­ки­ной чер­той: по её тону часто нель­зя было опре­де­лить, шутит она или го­во­рит всерьёз, хва­лит или вы­сме­и­ва­ет.



38.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 17. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(17)Мне самой от по­клон­ни­ков не при­хо­ди­лось обо­ро­нять­ся — и я обо­ро­ня­ла от них Лялю.



39.Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 7. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» — этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те.



40Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 51. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

(51)Анна Фе­до­тов­на при­кры­ла сле­пые глаза, на­пряжённо при­слу­ша­лась, но душа её мол­ча­ла, и голос сына более не зву­чал в ней.





Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ тренировочные упражнения к заданию 8»

Задание 8.

Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.Начало формы

1Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

(8)Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе.

2Выпишите грамматическую основу предложения 15.

(15) — Будет врать, ребята.

3Из предложения 18 выпишите грамматическую основу.

(18)Но Левитан был беден, почти нищ.

4Выпишите грамматическую основу предложения 20.

(20)Мебель была сдвинута со своих привычных мест и зачехлена старыми чехлами.

5Выпишите грамматическую основу предложения 4.

(4)Учителя были заводилами в деревенском клубе.

6Выпишите грамматическую основу предложения 12.

(12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город.

7Из предложений 50-57 выпишите составное глагольное сказуемое.

(50)— Ах, эти полетарцы*! — воскликнул он. (51)— Эти полетарцы всегда играют в партизан. (52)В кого же им ещё играть?

(53) — Но один из них, — заметил я, — был учителем истории.

(54) — И в Учителя истории тоже играют, — сказал Данила, и вдруг веселье в его глазах стало угасать. (55)Глаза похолодели.

(56)— Вы слышали про Крагуевац? (57)Там за одну ночь фашисты расстреляли семь тысяч мирных жителей.

8Выпишите грамматическую основу предложения 2.

(2)В нём никогда не было скучно.

9Выпишите грамматическую основу предложения 50.

(50)И так хорош этот неоглядный зелёный мир моей родины!

10Из предложений 19—22 выпишите составное глагольное сказуемое.

(19)Этот мальчишка смотрел на меня из ведра с водой. (20)Я держал в руках свою давнюю жизнь. (21)Она была нелёгкой. (22)Руки начали слегка дрожать, и по воде пошли морщинки: мой маленький двойник корчил рожи и подсмеивался надо мной — солидным, взрослым, городским.

11.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 11.

11)О душе те­перь не ду­ма­ют, толь­ко для брюха и живут. 

12.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 14.

(14)Три окна на де­вя­том этаже над квар­ти­рой Хло­по­то­вых были не­уют­но темны.

13.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 44.

(44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна.

15.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 13.

(13)Пер­вый раз Миху по­ко­ло­ти­ли уже пер­во­го сен­тяб­ря — не­силь­но и на­зи­да­тель­но — на боль­шой пе­ре­ме­не. 

16.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 29.

(29)Из трид­ца­ти ушед­ших на фронт мест­ных му­жи­ков вер­ну­лись с войны двое.

17.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 9.

(9)Книга была до­ро­гой.

18.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 29.

(29)Хоть одну-то из­ви­ли­ну надо иметь!

19.Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 1.

(1)Де­воч­ку звали Алиса. 

20. Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 10.

(10)У него не было отца.Конец формы






Просмотр содержимого документа
«теория к заданию 8 и 11»

Под­ле­жа­щее – это глав­ный член дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния; ко­то­рый на­зы­ва­ет то, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии.

В роли этого члена пред­ло­же­ния может вы­сту­пать как одно слово, так и сло­во­со­че­та­ние.

Под­ле­жа­щее – одно слово:

1) слова раз­ных ча­стей речи в пред­мет­ном зна­че­нии:

– су­ще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же:

Идёт дождь.

– ме­сто­име­ние-су­ще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном па­де­же:

Я люблю осень.

Всё про­изо­шло быст­ро.

– при­ла­га­тель­ное в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го в име­ни­тель­ном па­де­же:

Бо­ро­да­тый огля­нул­ся.

– при­ча­стие в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го в име­ни­тель­ном па­де­же.:

Си­дя­щий под­нял го­ло­ву.

– на­ре­чие:

Твои зав­тра мне на­до­е­ли.

– меж­до­ме­тие:

По лесу раз­но­си­лось «ау».

2) ко­ли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные:

Де­сять не де­лит­ся на три без остат­ка.

3) ин­фи­ни­тив(глагол в неопределенной форме) со зна­че­ни­ем дей­ствия или со­сто­я­ния:

Учить­ся – дело нуж­ное. 

Под­ле­жа­щее – сло­во­со­че­та­ние:

1. Под­ле­жа­щее – фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ное, но син­так­си­че­ски свя­зан­ное сло­во­со­че­та­ние:

1) (И. п. су­ще­стви­тель­но­го (ме­сто­име­ния) + с + Т. п. дру­го­го сущ. ) со зна­че­ни­ем сов­мест­но­сти, если ска­зу­е­мое стоит во мн. числе:

Брат с сест­рой вер­ну­лись по­рознь – ср.: Мать с ребёнком хо­ди­ла к врачу.

2) слово с ко­ли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем (колич. чис­лит. , сущ. , на­ре­чие) + сущ. в Р. п.:

Про­шло три года.

Куча вещей ско­пи­лась в углу.

У меня много ра­бо­ты.

3) (слово имен­ной части речи в И. п. + из + су­ще­стви­тель­ное в Р. п. ):

Любой из них мог это сде­лать.

Трое из вы­пуск­ни­ков по­лу­чи­ли зо­ло­тые ме­да­ли.

Самый умный из уче­ни­ков не смог ре­шить эту за­да­чу.

2. Под­ле­жа­щее – фра­зео­ло­гизм:

Впа­дать в ис­те­ри­ку на ров­ном месте было его лю­би­мым за­ня­ти­ем.

У него зо­ло­тые руки.







Ска­зу­е­мое. Типы ска­зу­е­мо­го.

 

Ска­зу­е­мое – глав­ный член дву­со­став­но­го пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий дей­ствие или при­знак того, что вы­ра­же­но под­ле­жа­щим.

Су­ще­ству­ют три ос­нов­ных типа ска­зу­е­мых: про­стое гла­голь­ное, со­став­ное гла­голь­ное и со­став­ное имен­ное.

 

1. Про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое

 

2. Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое имеет сле­ду­ю­щую струк­ту­ру:

Вспомогательная часть + ин­фи­ни­тив.

Ин­фи­ни­тив вы­ра­жа­ет ос­нов­ное лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го – на­зы­ва­ет дей­ствие.

Вспомогательная часть вы­ра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а также до­пол­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку дей­ствия – ука­за­ние на его на­ча­ло, се­ре­ди­ну или конец (фа­зис­ное зна­че­ние) или воз­мож­ность, же­ла­тель­ность, сте­пень обыч­но­сти и дру­гие ха­рак­те­ри­сти­ки, опи­сы­ва­ю­щие от­но­ше­ние субъ­ек­та дей­ствия к этому дей­ствию (мо­даль­ное зна­че­ние).

Фа­зис­ное зна­че­ние вы­ра­жа­ет­ся гла­го­ла­ми стать, на­чать (на­чи­нать), при­нять­ся (при­ни­мать­ся), про­дол­жить (про­дол­жать), пе­ре­стать (пе­ре­ста­вать), пре­кра­тить (пре­кра­щать) и не­ко­то­ры­ми дру­ги­ми (чаще всего это си­но­ни­мы к при­ведённым сло­вам, ха­рак­тер­ные для раз­го­вор­но­го стиля речи):

Я начал / про­дол­жил / за­кон­чил чи­тать эту книгу.

Мо­даль­ное зна­че­ние может вы­ра­жать­ся

1) гла­го­ла­ми уметь, мочь, хо­теть, же­лать, ста­рать­ся, на­ме­ре­вать­ся, осме­лить­ся, от­ка­зать­ся, ду­мать, пред­по­чи­тать, при­вык­нуть, лю­бить, не­на­ви­деть, осте­ре­гать­ся и т. п.

2) гла­го­лом-связ­кой быть (в наст. вре­ме­ни в ну­ле­вой форме) + крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми рад, готов, обя­зан, дол­жен, на­ме­рен, спо­со­бен, а также на­ре­чи­я­ми и су­ще­стви­тель­ны­ми с мо­даль­ным зна­че­ни­ем:

Я был готов / не прочь / в со­сто­я­нии по­до­ждать.

Не яв­ля­ют­ся со­став­ны­ми гла­голь­ны­ми ска­зу­е­мые, вы­ра­жен­ные:

1) со­став­ной фор­мой бу­ду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном на­кло­не­нии: Я

зав­тра буду ра­бо­тать;

2) со­че­та­ни­ем про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го с ин­фи­ни­ти­вом, за­ни­ма­ю­щим в пред­ло­же­нии по­зи­цию допол­не­ния в слу­чае раз­ных субъ­ек­тов дей­ствия у спря­га­е­мой формы гла­го­ла и ин­фи­ни­ти­ва: Все про­си­ли её спеть (все про­си­ли, а спеть долж­на она);









 

3. Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое

Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое имеет сле­ду­ю­щую струк­ту­ру:

(связ­ка) + имен­ная часть.

Связка бы­ва­ет:

1) от­влечённая: гла­гол быть

Он сту­дент / был сту­ден­том.

2) гла­го­лы явить­ся(яв­лять­ся), бы­вать, ока­зать­ся (ка­зать­ся), пред­ста­вить­ся (пред­став­лять­ся), стать (ста­но­вить­ся),сде­лать­ся (де­лать­ся), остать­ся (оста­вать­ся), счи­тать­ся и др.,

Он ока­зал­ся сту­ден­том.

Она ка­за­лась уста­лой.

3) гла­го­лы дви­же­ния, со­сто­я­ния, де­я­тель­но­сти: идти, хо­дить, бе-

жать, вер­нуть­ся, си­деть, сто­ять, ле­жать, ра­бо­тать, жить и др.:

Мы вер­ну­лись домой уста­лые.

Он ра­бо­тал двор­ни­ком.

Он жил от­шель­ни­ком..

Имен­ная часть может быть вы­ра­же­на од­но­слов­но и не­од­но­слов­но.

Од­но­слов­ное вы­ра­же­ние имен­ной части:

1) су­ще­стви­тель­ное в па­деж­ной форме, чаще в И. п. / Т. п.:

Он двор­ник / был двор­ни­ком.

Юбка была в клет­ку.

2) при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой форме, в форме любой из сте­пе­ней срав­не­ния:

Слова его были глупы.

Он стал выше отца.

Он самый вы­со­кий в клас­се.

3) пол­ное или крат­кое при­ча­стие:

Пись­мо не было рас­пе­ча­та­но.

4) ме­сто­име­ние:

Этот ка­ран­даш мой!

5) чис­ли­тель­ное:

Он был вось­мым в оче­ре­ди.

6) на­ре­чие:

Раз­го­вор будет на­чи­сто­ту.

Мне было жаль ста­ри­ка.

Не­од­но­слов­ное вы­ра­же­ние имен­ной части:

1) фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ное, но син­так­си­че­ски свя­зан­ное сло­во­со­че­та­ние может иметь сле­ду­ю­щее стро­е­ние:

а) слово с ко­ли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем + су­ще­стви­тель­ное в Р. п:

Маль­чик был пяти лет.

б) су­ще­стви­тель­ное с за­ви­си­мы­ми от него сло­ва­ми, если само су­ще­стви­тель­ное ма­ло­ин­фор­ма­тив­но, а смыс­ло­вой центр вы­ска­зы­ва­ния на­хо­дит­ся имен­но в за­ви­си­мых от имени сло­вах (само су­ще­стви­тель­ное в этом слу­чае может быть вы­бро­ше­но из пред­ло­же­ния почти без по­те­ри смыс­ла):

Он луч­ший уче­ник в клас­се.

2) фра­зео­ло­гизм:

Он был прит­чей во язы­цех.

Свя­зоч­ная часть также может быть вы­ра­же­на фра­зео­ло­гиз­мом:

Он имел вид смур­ной и рас­се­ян­ный – фра­зео­ло­гизм в свя­зоч­ной части;

Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое, как и со­став­ное гла­голь­ное, может быть осложнённым за счёт вве­де­ния в

него мо­даль­но­го или фа­зис­но­го вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла:

Она хо­те­ла ка­зать­ся уста­лой;

Он по­сте­пен­но на­чи­нал ста­но­вить­ся спе­ци­а­ли­стом в этой об­ла­сти.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!