1.Формировать логическое мышление с помощью выборочно-распределительного списывания
2. Совершенствовать умение раскрывать тему произведения живописи с помощью подбора заголовка
5. Формировать умение создавать описания (по типу речи).
1.Воспитывать уважение к собеседнику с помощью организации слушания устного ответа одноклассников
1.Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного развёрнутого ответа по предмету
2. Развивать воображение с помощью использования аудиозаписей музыкального произведения и письменной записи впечатлений
3. Расширять кругозор учащихся с помощью слова о художнике
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный 2. Подготовка к восприятию произведения живописи | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: приветственное вводное Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста! Запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы и тему урока. Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща». Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа Ребята, знаете ли вы, что такое пейзаж? Оля. | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное Письмо. Запись в тетради Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Пейзаж – это общий вид какой-либо местности, а также, картина или рисунок изображающие природу. | |
| Правильно. Кто ещё как думает? Пожалуйста, Соня. Всё верно ребята. Пейзаж - это многозначное слово. Если мы заглянем в толковый словарь, то увидим, что оно имеет четыре лексических значения, которые ребята нам и озвучили. (Если не будут знать все 4 значения, назову сама). А как называют художников, которые изображают природу? Метод обучения: слово учителя Приём обучения: сообщающее слово учителя Таким художником пейзажистом был и Архип Иванович Куинджи, с картиной которого мы сегодня будем работать. Я немного расскажу вам о нём, а вы кратко запишите наиболее запомнившееся вам факты его биографии. Вы можете включить их в сочинение, когда будете писать о художнике. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 на Украине в семье бедного сапожника грека. Фамилия «Куинджи» дана была ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Мальчик рано осиротел, поэтому был вынужден много работать: пас гусей, был слугой у хлеботорговца. Любовь к рисованию проявилась у него еще в детстве, он рисовал везде: на стенах домов, заборов, обрывках бумаги. Но, несмотря на это, только с третьего раза поступил в Академию художеств. Куинджи был дружен с И.Е.Репиным, В.М.Васнецовым, перенимал их опыт и искал собственный путь в искусстве. В жанре пейзажа им были созданы такие картины как «Осенняя распутица», « Забытая деревня», «Степь вечером», «На острове Валаам», « Днепр утром». И, конечно, одной из самых известных является картина «Берёзовая роща». Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа Ребята, обратите внимание, что художник изобразил именно берёзовую рощу. Как вы думаете, почему? Правильно. О берёзе также слагали стихи, песни, различные пословицы. Береза очень часто фигурирует в русских народных сказках. В народном фольклоре это дерево часто сравнивали со стройной красивой девушкой. | Пейзажем также называется жанр произведений в области живописи, темой которых является изображение природы. Также пейзажем называется описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении. Образец устного развёрнутого ответа по предмету Художников, которые изображают природу, называют пейзажистами. Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Художник изобразил именно берёзовую рощу, так как берёза является символом России. | |
3. Анализ произведения живописи | Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа Ребята, а как можно было бы назвать эту картину по-другому? Предложите свои варианты названий. Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? Кира. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Варианты названий картины: 1.Берёзы 2.Летний день 3.Солнечный лес 4.Лесное царство 5.Лесная тропинка 6. Лесная поляна Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Эта картина вызывает у меня приподнятое, радостное, бодрое, праздничное настроение. Романтические чувства. | |
| Ребята, обратите внимание на передний план картины. Что на нём изображено? Опишите. Какие тона для этого выбрал художник и почему? Юля. | Образцы устных развёрнутых ответов по предмету На переднем плане картины изображена небольшая лесная тропинка, по краям которой растут камыши и много травы. Одна часть её находится в тени, на другую падает немного света. Художник в основном использует коричневые и тёмно-зелёные тона, для того чтобы передать изображение тени. Также мы видим изображённые стволы берёз (можно увидеть тени, которые отбрасывают берёзы), и небольшой участок лесной поляны, освещённой солнцем. Здесь художник использует светло-зелёные и жёлтые тона, для того чтобы изобразить солнечный свет. | |
| Правильно. Теперь посмотрите на задний план картины. Что изображено на нём? Опишите. Изменилась ли цветовая гамма? Если да, то как и почему? Аня. | На заднем плане картины изображены лесная поляна, залитая солнечным светом, густой лес, тропинка, убегающая вдаль, деревья вдалеке, а также небольшой кусочек голубого летнего неба. Цветовая гамма изменилась, стала светлее: добавились светло-зелёный, жёлтый и голубые тона. Это связано с тем, что здесь художник добавил изображение яркого солнечного света и неба. | |
4.Языковая подготовка к сочинению | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное слово Правильно! Ребята, теперь пофантазируйте и представьте, что вы гуляете солнечным летним днём в берёзовой роще, изображённой на картине. Что вы чувствуете в этот момент, какие звуки слышите, какие запахи ощущаете? Кратко запишите свои впечатления. (3-4 предложения). А поможет нам в этом замечательная музыка С.С. Прокофьева «Фея лета» из балета Золушка. Потом вы поделитесь своими впечатлениям с одноклассниками. А при написании сочинения будете на них опираться. Метод обучения: опрос Приём обучения: устный фронтальный Савелий, прочти, пожалуйста, вслух то, что ты написал. (Спросить несколько человек). | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: Письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету (вариант) Я слышу пение лесных птиц, шорох листьев от ветра, жужжание насекомых, стрекотание кузнечиков. Ощущаю запах травы, свежести, грибов. Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ | Прослушивание аудиозаписи музыки С.С.Прокофьева «Фея лета». |
| Метод обучения: списывание Приём обучения: выборочно-распределительное списывание Для того чтобы нам лучше понять эту картину, проникнуть в её содержание мы выполним следующее задание. Расчертите таблицу так, как показано на слайде. Вам будут предложены слова, глаголы и прилагательные, из которых нужно выбрать пять слов для каждого столбца, наиболее подходящих для характеристики указанных деталей картины. (Свет, трава, берёзы, поляна, небо). Заполните таблицу, распределив слова по колонкам, подчеркните орфограммы. Этими словами вы будете пользоваться при написании сочинения. | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: письменный ответ по предмету | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: инструктивное слово Откройте учебник на странице 36. Выразительно прочитайте вслух предложенный фрагмент из книги Владимира Алексеевича Солоухина «Третья охота». Афанасий, прочитай, пожалуйста. | Метод учения: чтение Приём учения: выразительное озвученное чтение | |
| Метод обучения: беседа Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа Ребята, на какие особенности берёзового леса обратил внимание автор? | Метод учения: ответ по предмету Приём обучения: устный, развёрнутый ответ Образец устного развёрнутого ответа по предмету Автор обратил внимание, что берёзовый лес удивителен в любое время года, и в каждое время года он разный, и по-своему прекрасный. | |
| Найдите в тексте словосочетания, использованные автором для описания берёзы, прочитайте их вслух. | Белое как облако, как ромашка в зелени луга, как снег, изумрудные листочки. | |
5.Итог урока. | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: обобщающее слово Ребята, берёзовый лес прекрасен, но каждый видит его по-разному: художник, композитор, писатель. Ваша задача написать дома ваши собственные, личные впечатления от знакомства с картиной А.И.Куинджи «Берёзовая роща». Спасибо за работу, урок окончен! | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, некритическое | |