Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя»»
Подготовка к сочинению
по картине А.М. Герасимова «После дождя»
Цели:
- познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века;
- собрать материалы, необходимые для написания сочинения;
- способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи
Давайте повторим
Типы текстов
Жанры живописи
Александр Михайлович Герасимов
Семейный портрет
А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.
- К 1935 году, написав множество портретов
В. И. Ленина,
И. В. Сталина и
других советских руководителей,
А. М. Герасимов,
устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана « Мокрая терраса ».
История создания картины «После дождя»
- Я сделал этюд в два часа.
- Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.
Беседа по картине
- Что изображено на картине?
- К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?
- По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?
- Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?
- У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?
- К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?
А. М. Герасимова
«После дождя (Мокрая терраса)»
Опишите, что вы видите.
Круглый стол,букет цветов в кувшине, резные ножки стола,опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей,тени от предметов.
Словарная работа.
- Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.
А. Яшин После дождя
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку — она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев,
на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
Синтаксис. Пунктуация.
- Запишите предложения, расставьте знаки препинания:
- Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке.
- Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола.
- Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя.
- Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.
Проверь себя
- Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
- Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
- Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
- Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.
Отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество»
- «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури . Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа . Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух . Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком . Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом ».
Подберем синонимы, чтобы избежать повторов.
- Картина - полотно, пейзаж
- Художник - живописец, пейзажист
- Нарисовал - изобразил, показал
Цвет и настроение
- Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.
- Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.
Примерный план
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
- «После дождя» — один из лучших пейзажей художника Александра Михайловича Герасимова. Как и другие, эта картина отличается простотой, ясностью и праздничностью.
- Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.
- Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.
Домашнее задание
Написать черновик сочинения
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Литература:
- Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.
- Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. -
М.: Просвещение. 1983
Интернет-ресурсы:
- Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527
- шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg
- Картины А.М.Герасимова:
- http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg
- http ://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487
- http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457
- http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg
- http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg
- Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg
- После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/
703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic