СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи направлен на формирование умения обучающихся пользоваться необходимой терминологией при описании картины с элементами внутреннего состояния героев.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"»

Подготовка к сочинению по картине Ф.Решетникова «Опять двойка»

Цели урока:

- научить писать сочинение – описание с элементами внутреннего состояния героев по картине;

- способствовать выработке навыка использования изученных грамматических конструкций( причастных оборотов, наречий, предлогов) в речи и правильного их написания;

- активизировать искусствоведческую и культуроведческую лексику, помогающую понять картину;

- формировать внимательное отношение к выбору слов для описания картины;

- способствовать формированию внимательного отношения к чувствам окружающих людей.


  1. Объявление темы и цели урока. (слайд1, 2);

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.

  1. История создания картины «Опять двойка».

Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.

Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

  1. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.

  2. Клип: Почему мальчик на самом деле получил два?»

  3. Далее предлагается учащимся прочитать, как описывает героя своей картины «Опять двойка!» художник Ф.П. Решетников (см. учебник Русский язык. 5 класс, стр. 90 упр. 218) и рассмотреть репродукцию этой картины (слайд 4 и вклейка учебника).

  4. Анализ картины, беседа по вопросам:

  • Узнали героя? (Да. Узнали. Мальчик, изображенный на картине, такой, как его описал художник. У него действительно «светлая голова с хохолком на макушке, пухлые губы, живые, немного грустные глаза»,)

  • Как художник показал, что ученик - главный герой картины? (Школьник изображен на переднем плане картины. Он хорошо виден на фоне голубовато- белой стены комнаты, на него падает свет из бокового окна. Все присутствующие в комнате: мать, старшая сестра, братишка - смотрят именно на него и невольно обращают наше внимание на главного героя.)

  • Определите возраст мальчика. Найдите слова и выражения для описания внешнего облика, одежды мальчика ( мальчику примерно лет 8-9, он,

  • наверно, учится в 3 классе (он еще не пионер (объяснить детям в классе, кто такие пионеры, что вступали в пионеры в конце 3 класса, что такое пионерский галстук, что он был атрибутом школьной формы), он не носит пионерский галстук. У него круглое, румяное, раскрасневшееся от мороза лицо. Видно, он долго гулял после школы на улице, ведь часы на стене показывают уже десять минут четвертого. Получил двойку и все-таки сразу домой не поторопился, побежал с ребятами на каток. Во внешнем облике мальчика привлекают внимание красные оттопыренные уши и торчащие хохолком белобрысые волосы. На нем видавшее виды зимнее пальто с рыжим лисьим воротником, из- под пальто виднеется школьная форма, темно- серые брюки. Черные ботинки ясно выделяются на фоне светло- коричневого пола.

  • Что вы можете сказать о выражении его лица и позе? (Мальчик словно застыл на пороге комнаты, не может двинуться с места от огорчения. Он стоит, опустив голову, ни на кого не глядя. Ему стыдно смотреть в глаза матери, совестно перед старшей сестрой, досадно, что маленький братишка смеется над ним. Лицо у него грустное, виноватое, глаза опущены, брови сдвинуты, кажется, что он вот- вот расплачется.)

  • О чем говорит его «бывалый» портфель? (О многом говорит его портфель. Он потрепанный, весь в трещинах. Видно не раз он побывал в боях, служил мячом и санками своему хозяину. Из портфеля, небрежно перевязанного бечевкой, торчат блестящие коньки. Они-то, пожалуй, явились причиной двойки мальчика. Увлекся, заигрался в хоккей и забыл про уроки. художник не случайно так отчетливо на переднем плане изобразил портфель. Эта деталь говорит о многом. Взглянешь на портфель с коньками и сразу поймешь причину двойку мальчика.)

  • Как относятся к появлению школьника (с двойкой) сестра и мать? (Они с тревогой и укором смотрят на мальчика, очень расстроены тем, что он снова получил двойку. Особенно огорчена мать.)

  • Как художник показал огорчение матери? Мать сидит на стуле, стиснув до боли руки. Она с немым упреком смотрит на сына. В ее взгляде выражается боль и отчаяние: мальчишка совсем отбился от рук, вот и сегодня- опять двойка!)

  • Опишите одежду матери. (На ней розовая блузка, темная юбка и красный передник, который сразу привлекает наше внимание, так как остальные тона картины блеклые. Этим ярким теплым светом художник хотел подчеркнуть свое любовное отношение и сочувствие к матери героя.)

  • Что выражает взгляд и поза сестры? (осуждение, неодобрение. Она возмущена поведением брата. Ей непонятно, как можно так, спустя рукава, относиться к учебе. Художник показал ее как полную противоположность мальчику. Аккуратная, подтянутая, в пионерском галстуке, она смотрит, чуть склонив голову, и внимательно, требовательно смотрит на брата.)

  • Где изображена сестра? (В глубине комнаты, около стола, на фоне открытой двери, так, что свет, падая из окна, хорошо освещает ее фигуру. Из-за этого она хорошо видна, хотя и изображена на заднем плане картины.)

  • Кто встречает ученика с радостью? (Верный пес, четвероногий друг. Он с радостным визгом бросился навстречу своему хозяину. Но тот так огорчен, что даже не смотрит на свою любимую собаку, безучастен к ее ласке.)

  • Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)

  • Как вы думаете, есть ли у этого мальчика возможность учиться? (Конечно, есть. Это видно по обстановке в квартире. Дома у них чисто, уютно. Стол накрыт белой скатертью с желтой каймой, на полу большой бордовый ковер, у стены стоит кресло. В открытую дверь видна смежная комната, на стене которой висит большая географическая карта полушарий, на подоконнике - цветы.)

  • Подумайте, какова основная мысль картины? (слайд 6) (Невесело приносить домой двойки - вот основная мысль картины.)

  • Сделал ли мальчик выводы? клип

7 . Словарная работа. (Параллельно сбор пазлов)

Записать словосочетания, объяснить орфограммы.

Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.

  1. Работа с интерактивной доской

Работа над деформированными предложениями.

Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.

Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.

  1. Составление плана сочинения по картине. ( слайд 10)

Примерный план:

  • Главный герой, его возраст, внешний облик, одежда, поза;

  • Портфель;

  • Мать героя, ее внешний облик, настроение;

  • Сестра;

  • Младший брат;

  • Собака;

  • Описание комнаты;

  • Основная мысль картины

  • Мое отношение к картине

  1. Выводы

  2. Рефлексия

  3. Спасибо за урок

Образец сочинения.

Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка». Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки. Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её. Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки. Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде. И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку. Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!