СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого "Цветы,фрукты, птица"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Толстого "Цветы,фрукты, птица"»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Подготовка к сочинению по картине  Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Подготовка к сочинению по картине

Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Цель урока: развивать художественную речь учащихся;  учить описывать изображённое на картине;  активизировать лексику учащихся по данной теме;  расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф. П.Толстого

Цель урока:

  • развивать художественную речь учащихся;

  • учить описывать изображённое на картине;

  • активизировать лексику учащихся по данной теме;

  • расширить кругозор учащихся –

познакомить с жизнью и творчеством Ф. П.Толстого

Слово о художнике Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии

Слово о художнике

Фёдор Петрович Толстой

(1783—1873)

скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель,

пробовавший свои силы в живописи,

в создании театральных (балетных) костюмов,

в изготовлении мебели и даже в астрономии

Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.   Медальер - это мастер по производству медалей и монет.   Скульптор - художник, занимающийся скульптурой.     Гравер – художник, мастер, занимающийся гравировкой.
  • Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.
  • Медальер - это мастер по производству медалей и монет.
  • Скульптор - художник, занимающийся скульптурой.
  • Гравер – художник, мастер, занимающийся гравировкой.
Толстой Федор Петрович (1783-1873) Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873). Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге.  Не переставая заниматься рисованием, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика. 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.  В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник. Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича «Душенька», в картинках к стихотворениям Н. Щербины. Образчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в музее императора Александра III).  

Толстой Федор Петрович (1783-1873)

  • Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873).
  • Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге.
  • Не переставая заниматься рисованием, Толстой стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика. 1806 г. он обратил на себя внимание императора Александра I , который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.
  • В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник. Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича «Душенька», в картинках к стихотворениям Н. Щербины. Образчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в музее императора Александра III).
  •  
Слово о художнике В истории русского искусства XIX века Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Ф.П.Толстой является знаменитым художником XIX века, которого характеризует отличительная особенность написания полотен. Его работами в одинаковой мере восхищались как коллеги, так и ценители живописи. Особенно художник любил изображать цветы и фрукты. Ветка винограда

Слово о художнике

В истории русского искусства XIX века Фёдор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований.

Ф.П.Толстой является знаменитым художником XIX века, которого характеризует отличительная особенность написания полотен. Его работами в одинаковой мере восхищались как коллеги, так и ценители живописи. Особенно художник любил изображать цветы и фрукты.

Ветка винограда

Картины художника Ветка сирени и канарейка Птицы и цветы Букет цветов, бабочка и птичка

Картины художника

Ветка сирени и канарейка

Птицы и цветы

Букет цветов, бабочка и птичка

Жанр картины Рассмотрите картину Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица» Перечислите предметы, изображённые художником Как называются картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.? Натюрморт   (франц. nature mortе - мёртвая природа) - изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п.  Натюрморты Ф. П.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы

Жанр картины

Рассмотрите картину Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Перечислите предметы, изображённые художником

Как называются картины, изображающие

ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.?

Натюрморт   (франц. nature mortе - мёртвая природа) -

изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. 

Натюрморты Ф. П.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы

Ф.П.Толстой «Цветы, фрукты, птица» Что поместил художник в центре своей картины? Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой? Что изобразил художник на картине слева? Что изобразил художник на картине справа?

Ф.П.Толстой

«Цветы, фрукты, птица»

Что поместил художник в центре своей картины?

Все предметы расположены на столе.

Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

Что изобразил художник на картине слева?

Что изобразил художник на картине справа?

Ф.П.Толстой «Цветы, фрукты, птица» Как художник изобразил птичку? Какая она? Что еще на картине привлекает ваше внимание?

Ф.П.Толстой

«Цветы, фрукты, птица»

Как художник изобразил птичку? Какая она?

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

Основная мысль автора натюрморта Ф. П.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь

Основная мысль автора натюрморта

Ф. П.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь

Основная мысль сочинения -описания натюрморта Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту

Основная мысль сочинения -описания натюрморта

Мир, окружающий человека, прекрасен,

только надо уметь видеть эту красоту

Составим план сочинения  Несколько слов об авторе картины. 2. Композиция натюрморта: а) цветы; б) фрукты; в) бабочка; г) птичка. 3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

Составим план сочинения

  • Несколько слов об авторе картины.

2. Композиция натюрморта:

а) цветы; б) фрукты; в) бабочка; г) птичка.

3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

Подберите синонимы живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; ХУДОЖНИК — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; КАРТИНА — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал ИЗОБРАЗИЛ —

Подберите синонимы

живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;

ХУДОЖНИК —

полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;

КАРТИНА —

запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал

ИЗОБРАЗИЛ —

Собираем рабочие материалы Предмет изображения Материалы Ваза Цветы Фрукты Птичка Бабочка стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чистая вода… изысканный букет; красивые цветы; белые и нежно-розовые соцветия; причудливо изогнуты узкие тёмно-зеленые листья; длинные стебли … веточки красной и белой смородины; свежие и прозрачные ягоды; краснобокие яблоки; на бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко; кисть спелого винограда; крупные ягоды; кажется, брызнут сейчас сладким соком; ярко-изумрудного цвета; светятся на солнце… изящная птичка; необычное оперение; голубая шапочка; голубые перышки спинки; наклонила головку к яблоку; что-то высматривает на его блестящей кожице … красивые бабочки; дивной красоты; хрупкое создание; порхают над цветами и фруктами. …

Собираем рабочие материалы

Предмет

изображения

Материалы

Ваза

Цветы

Фрукты

Птичка

Бабочка

стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чистая вода…

изысканный букет; красивые цветы; белые и нежно-розовые соцветия; причудливо изогнуты узкие тёмно-зеленые листья; длинные стебли …

веточки красной и белой смородины; свежие и прозрачные ягоды; краснобокие яблоки; на бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко; кисть спелого винограда; крупные ягоды; кажется, брызнут сейчас сладким соком; ярко-изумрудного цвета; светятся на солнце…

изящная птичка; необычное оперение; голубая шапочка; голубые перышки спинки; наклонила головку к яблоку; что-то высматривает на его блестящей кожице …

красивые бабочки; дивной красоты; хрупкое создание; порхают над цветами и фруктами. …

Опорная  лексика Передо  мной  картина  … На  переднем  плане  замечательного  полотна… В центре  картины  художник  изобразил… При создании  картины  мастер  использовал… Художнику  удалось…

Опорная  лексика

Передо  мной  картина  …

На  переднем  плане  замечательного  полотна…

В центре  картины  художник  изобразил…

При создании  картины  мастер  использовал…

Художнику  удалось…

Рассмотрите репродукцию Толстого. Ответьте на вопросы   Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? Почему в названии картины звучит слово «цветы, фрукты, птица»? Что изображено в центре? Какие цветы составляют букет? Какие из них вам знакомы? Опишите их. С чем можно сравнить эти цветы? Как художник изобразил цветы? Найдите на картине предметы, которые выполнены в синих или голубых тонах? Опишите? Как художник показывает прозрачность воды в вазе? Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой? Что изобразил художник на картине слева? Что мы видим справа от вазы? Что еще на картине привлекает ваше внимание? Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему? Определите основную мысль автора натюрморта.

Рассмотрите репродукцию Толстого. Ответьте на вопросы

  • Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?
  • Почему в названии картины звучит слово «цветы, фрукты, птица»?
  • Что изображено в центре? Какие цветы составляют букет? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
  • С чем можно сравнить эти цветы?
  • Как художник изобразил цветы?
  • Найдите на картине предметы, которые выполнены в синих или голубых тонах? Опишите?
  • Как художник показывает прозрачность воды в вазе?
  • Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?
  • Что изобразил художник на картине слева?
  • Что мы видим справа от вазы?
  • Что еще на картине привлекает ваше внимание?
  • Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?
  • Определите основную мысль автора натюрморта.
Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:  есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);  правилен ли порядок слов;  правильно ли связаны слова по смыслу;  не повторяются ли одинаковые слова и выражения;  правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Приступайте к работе в чистовике.   Удачи!

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Приступайте к работе в чистовике.

Удачи!

Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!

Использованный материал: Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г. Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г. Википедия – свободная энциклопедия http:// ru.wikipedia Репродукции картин Ф.П.Толстого: http:// ru.wikipedia

Использованный материал:

  • Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
  • Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г.
  • Википедия – свободная энциклопедия http:// ru.wikipedia
  • Репродукции картин Ф.П.Толстого: http:// ru.wikipedia


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!