СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по картине И.Попова "Первый снег"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка полезна для проведения урока развития речи. Прорабатывается  и обобщается тема "Причастие"

Просмотр содержимого документа
«ФРАГМЕНТ УРОКА»

Тема урокаПодготовка к сочинению по картине И.Попова «Первый снег».


Цели:

образовательные

  • формирование умения вести дневниковые   записи, составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи;

воспитательные

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

  • развитие монологической речи, описание   природы на основе произведений живописи; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.

  • развитие творческих способностей, цветовосприятия, художественного вкуса Оборудование:

Картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег», Игоря Витальевича Попова «Первый снег», Ивана Ивановича Шишкина “Зима” и Василия Дмитриевича Поленова “Ранний снег”.

План-схемы, карточки со словами



Ход урока.

И стало вдруг белым-бело.
Земля притихла и смирилась.
Очарование прошло.
Снег выпал. Чудо совершилось


1.Организационный момент. Приветствие.


  1. Подготовка к восприятию картины.
    Учитель:- Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?

Ученики: (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука) 


3. Погружение.

Учитель:- Сейчас на улице зима. Первый снег уже выпал, но растаял. Мы с нетерпением ждём его опять.


  1. Подготовка к сочинению. Работа с репродукциями картин художников.


Учитель: Есть множество литературных произведений о зиме и снеге (отрывок из «Евгения Онегина» Пушкина, поэзии Н.Рубцова «Первый снег», В.Брюсова «Первый снег»). Но кроме поэтов к теме первого снега обращались и художники (И.Шишкин «Первый снег», А.Пластов «Первый снег»).

Учитель:- Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию сочинения по картине Игоря Попова «Первый снег».

Учитель:- Посмотрим повнимательней на репродукцию картины (слайд, репродукция в учебнике)

Учитель:-Что изображено на картине?

Ученики: (улица, дома, дерево. Падает снег, девочки кружатся)

Учитель:Какие чувства вызывает картина?

Ученики: (радость, восторг)


Учитель: Автор картины — Игорь Витальевич Попов.


5. Работа по упражнению 211.

Учитель: Переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предлагается написать сочинение на основе картины И.Попова “Первый снег”. Прочитайте задание к упражнению № 233 (стр. 97).

Учитель: Что необычного в задании? (начало рассказа в форме дневниковой записи. Значит , необходимо написать сочинение в форме дневниковой записи).

Учитель: - Каково лексическое значение слова дневник?

Учитель: - Многозначно оно или однозначное?

Давайте познакомимся с его лексическим значением.

Дневник

1. Записи, ведущиеся изо дня в день.

2. Ученическая тетрадь для записей заданных уроков и об отметках об успехах.

Учитель: В каком значении мы будем использовать слово дневник в нашем сочинении?

Учитель: Что же отражают люди в дневнике?

Ученик: В дневнике ведущий дневник не только говорит о том, что произошло с ним в этот день, но и высказывает свои мысли в связи с событиями этого дня, общением с другими людьми, выражает свои чувства, описывает свои ощущения, говорит о своих мечтах, надеждах, размышляет. Это очень важно.

Ученик: Дневник – это твой собеседник, которому можно всё доверить.

Он – верный друг.

Учитель: А для кого вы пишете?

Ученик: Для самих себя.

Беседа по содержанию картины (под музыку П.Чайковского «Вальс снежинок»)
Учитель: Вот и представьте себе, что вы проснулись утром и, подойдя к окну, увидели, что выпал первый снег, что снежинки кружатся в воздухе, что ваша улица изменилась, преобразилась: стала шире, ярче, наряднее. Это выпал первый снег. Чувства радости, восторга, желание громко смеяться, прыгать, очень эмоционально выражать свои чувства. Но поделиться своими чувствами не с кем. И вы обращаетесь к своему лучшему другу – дневнику.

Работа со словарем настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.


радость


восторг


волнение


удивление


восхищение


беспокойство


испуг


страх


грусть


ужас


интерес


тоска


Учащиеся выбирают слова восторг, удивление, радость и объясняют свой выбор. (Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)


  1. Работа над репродукцией картины И.Попова «Первый снег»

Учитель: Не забывая о том, что ваше повествование - дневниковая запись, займемся сбором материала, ведь нам необходимо в своей работе использовать репродукцию картины И. Попова.

Внимательно рассмотрим картину “Первый снег”. Для удобства в работе по сбору материала составим таблицу, используя для описания как можно больше причастий


6.1. Повторение теоретических сведений о причастиях с использованием технологии Диаграмма Венна. 



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н


Объект

Описание

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево




Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.


Учитель: Город ещё только просыпается. А что будет через час? Днём? Вечером? Попробуйте пофантазировать. Что бы вы записали в своём дневнике?


Учитель: Однажды к И.Е.Репину пришли студенты, один из них спросил: «Илья Ефимович, а какого цвета снег?» Великий художник задумался и ответил тоном серьёзного знатока: «Только не белый!»


Давайте составим сенкан на тему «Первый снег» (примеры)


Первый снег

Белый, пушистый

Радует, волнует, манит

Первая весточка приблищающейся зимы

Радость


Первый снег

Мокрый, несмелый

Падает, устилает, бодрит

Белое покрывало на чёрной одежде

Зима


Первый снег

Долгожданный, холодный

Удивляет, переполняет, веселит

Ощущение скорых новогодних праздников

Счастье


Я желаю всем, чтобы завтрашнее утро подарило нам земную красоту, которой не устаешь любоваться, которой не устаешь восхищаться. Вчерашние грустинки и плохое настроение запорошило белыми пушистыми хлопьями. И чтобы с первым снегом в село пришла радость!






Просмотр содержимого документа
«проверка знаний»

1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н







1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н







1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н







1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н



1. Причастие-это _____________________________ 
2. Причастия делятся на _________________________ и ___________________ 
3. В предложении полные причастия бывают______________________, краткие -_____________________________. 
4. Причастный оборот- это_____________________________________ 
5. В предложении причастный оборот является___________________. 
6. Действительные причастия обозначают признак, который ___________________________ 
7. Страдательные причастия обозначают признак, который________________________________ 
8. Суффиксами дейст. причастий настоящего времени являются_____________________ , прошедшего времени - ____________________________ 
9.Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются____________________ , прошедшего времени- ___________________________ 

10. В краткой форме страдательных причастий прошедшего времени мы пишем _____ букву Н





Просмотр содержимого документа
«слова для сочинения»

Объкт

Средства выразительности

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево



Люди






Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Женщина вышла на улицу посмотреть и почувствовать первый снег; некоторые смотрят в окно, кто-то вышел на балкон. Они испытывают радость, восторг, умиротворение, счастье.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.



Объкт

Средства выразительности

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево



Люди





Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Женщина вышла на улицу посмотреть и почувствовать первый снег; некоторые смотрят в окно, кто-то вышел на балкон. Они испытывают радость, восторг, умиротворение, счастье.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.

Объкт

Средства выразительности

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево



Люди






Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Женщина вышла на улицу посмотреть и почувствовать первый снег; некоторые смотрят в окно, кто-то вышел на балкон. Они испытывают радость, восторг, умиротворение, счастье.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.



Объкт

Средства выразительности

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево



Люди





Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Женщина вышла на улицу посмотреть и почувствовать первый снег; некоторые смотрят в окно, кто-то вышел на балкон. Они испытывают радость, восторг, умиротворение, счастье.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.

Объкт

Средства выразительности

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево



Люди






Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Женщина вышла на улицу посмотреть и почувствовать первый снег; некоторые смотрят в окно, кто-то вышел на балкон. Они испытывают радость, восторг, умиротворение, счастье.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.



Объкт

Средства выразительности

Улица




Три девочки




Собака


Снег






Небо



Дерево



Люди





Краски

Белая, широкая, с желтыми домами, покрытая снегом, исчерченная тропинками.

Со следами проходивших людей.


Водящие хоровод, танцующие, радующиеся снегу, подставляющие лицо снежинкам, в светлых пальто, восторженные, смеющиеся.


Одиноко стоящая посреди улицы


Первый, белый, засыпающий улицу, дома; долгожданный; снежинки бестрепетные и чистые, воздушные, пушистые; как небесные ландыши; стая летающих белых бабочек; тает на лицах и ладонях девочек.


Серое, пасмурное, покрытое тучами.

Тоскующая и мглистая стая туч.


С последними листочками, скрытое домами, ветвистое, спрятавшееся во дворах, в снегу.


Женщина вышла на улицу посмотреть и почувствовать первый снег; некоторые смотрят в окно, кто-то вышел на балкон. Они испытывают радость, восторг, умиротворение, счастье.


Серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.



Просмотр содержимого документа
«слова-настроения»