Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Тема сочинения
Соединение лирического и комического начал в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Выделяем ключевые слова в теме:
-Поэма «Мёртвые души»; -лирическое; -комическое; -соединение.
Определяем значение слов по словарю
Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души
1.Время создания поэмы
2.Замысел произведения
3.Почему работа над вторым томом привела Н.В.Гоголя к душевному кризису?
4.Назовите три сюжетных звена поэмы. Какова их роль в произведении?
5.В чём состоит особенность композиционного построения «Мёртвых душ»?
6.В чём смысл названия поэмы?
Материалы для Вступления
"Мертвые души" — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы.
"Мертвые души" - вершина художественного мастерства Гоголя.
«Мертвые души» – сложное идейно-композиционное единство. В них соединены лучшие традиции фольклора, сатирическое обличение русской жизни и лирический призыв писателя к духовному возрождению России.
В 1842 году вышел в свет первый том «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя –одна лишь часть огромного творческого замысла писателя, предполагавшего показать читателю идеального русского человека, который, пройдя испытания, нравственно очистился.
В поэме Н.В.Гоголя Россия изображена с двух сторон. Помещики и чиновники – жулики, лентяи, неумёхи и пьяницы – показаны при помощи сатирических средств. А авторский идеал Руси представлен в лирических отступлениях от основного сюжета произведения. Гениальность Гоголя в том и заключается, что в одном произведении он сумел воедино сплести два начала: комическое и лирическое.
Определяем значение слов по словарю
Комическое—
(от греч. komikos весёлый, смешной)
- смешное, вызывающее смех, веселье
Формы:
- юмор – выражает положительное отношение к предмету
- сатира – направлена на отрицательные черты
- ирония – комическое под маской серьёзного
Приёмы:
- гротеск
- алогизм (стилистический прием, близкий к оксюморону; умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического).
Особенности художественного языка
Комическое начало в поэме
- Сатирико-бытовая лексика
- Разговорная лексика
- Фольклорные элементы
- Пейзаж служит средством раскрытия характеров помещиков
- Использование гротеска
- Алогизмы
Определяем значение слов по словарю
Лирическое отступление —
- внесюжетный элемент произведения;
- композиционно-стилистический приём;
- отступление автора от непосредственного сюжетного повествования;
- авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение;
- может принимать форму обращения к читателю или воспоминаний;
- применяется в эпических или лиро-эпических произведениях
Примеры:
лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина;
лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя.
Особенности художественного языка
Лирическое начало в поэме
- Высокий стиль
- Архаичная лексика
- Книжная лексика
- Метафоры
- Сравнения
- Эпитеты
- Риторические вопросы, восклицания и обращения
- Пейзаж связан с темой будущего России
Материалы для основной части
В лирических отступлениях выражаются многие взгляды автора на искусство, отношения между людьми.
В «Мертвых душах» много авторских отступлений, оценок, замечаний. Большое количество тем в них затронуто. Но общим является то, что из каждого отступления мы видим писателя, горячо любящего Россию.
Гоголь не зря назвал свое произведение поэмой. Он свободно вторгается своим «я» в ход повествования.
Отступления в «Мертвых душах» ценны своей художественностью, ясностью выражения мыслей автора, уместностью в контексте.
Гоголь рассуждает о «толстых» и «тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки» и «господах средней руки», говорит о русском слове и русской песне. Все это тонко и умело вплетается в сюжет произведения.
Материалы для заключения
Пошлость, пустота, низость жизни ещё чётче вырисовываются на фоне возвышенных лирических строк. Этот прием контраста применён Гоголем с большим мастерством. Благодаря такому резкому противопоставлению мы лучше уясняем мерзкие черты героев «Мертвых душ».Такова роль лирических отступлений в композиции поэмы.