СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по поэзии Ф.Тютчева и А.Фета

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по поэзии Ф.Тютчева и А.Фета»

Урок литературы в 10 классе

«Фет и Тютчев»

(подготовка к сочинению по творчеству А.А. Фета, Ф.И.Тютчева)

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний (Урок анализа текста)


ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер с телеэкраном для демонстрации слайдов и видеоматериалов;

Портреты Ф.И.Тютчева, А.А. Фета;

Репродукции художников – импрессионистов;

Фонограммы (Музыка Шопена, Чайковского);

Раздаточный материал для сопоставительного анализа;

Презентация к уроку.


ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:

Дидактические:

Обучение различным приемам анализа поэтического текста;

Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

Развивающие:

Развитие образного мышления;

Развитие умений анализировать и синтезировать;

Развитие навыков сопоставительного анализа;

Воспитательные:

Эстетическое воспитание (чувство прекрасного, любовь к поэзии, умение чувствовать красоту слова);

Этическое воспитание ( умение сотрудничать, уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей);

Воспитание патриотизма.


ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

Апробация диагностической карты анализа урока;

Исследование эффективности гибкой модели урока литературы;


ЦЕЛИ САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ:

Развитие профессиональных навыков ( умение планировать гибкую модель современного урока литературы и ее реализация)

Развитие личностных качеств.



Проект урока.


Постановка цели перед учащимися: сопоставить творчество Ф.И.Тютчева и А.А. Фета, определить жизненные позиции авторов, общность во взглядах и расхождения. Подготовиться к сочинению по творчеству поэтов.


Обращение к эпиграфу:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.И.Тютчев)


Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусством губит человека,

Что, может статься, никогда от века

Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)


Покуда на груди земной

Хотя с трудом дышат я буду,

Весь трепет жизни молодой

Мне будет внятен отовсюду. (А.А.Фет)



1 этап: организационный, целенаправляющий:

Вам предстоит сегодня, читая стихотворения Фета и Тютчева, увидеть в них душу природы, услышать ее язык, почувствовать всеобъемлющую любовь и проникнуться ответным чувством. Прислушайтесь!


Проблемные вопросы по эпиграфам:

  1. Почему в качестве эпиграфа взяты 2 отрывка из стихотворений Тютчева и лишь один – из стихотворений Фета?

  2. Похожи ли отрывки из стихотворений Тютчева? Если нет, то в чем заключено противоречие?

  3. Как характеризуют авторов отрывки?

Над этими вопросами, написанными на доске, учащиеся размышляют в течение всего урока.


2 этап. Обобщение по творчеству

  1. Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета?

Основными темами творчества Тютчева и Фета являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

  1. Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы?

Расцвет творчества Тютчева и Фета приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Всю свою жизнь Фет отстаивал "чистую красоту", которой служит свободное искусство, он был уверен, что никакие социальные преобразования не могут принести в мир свободу и гармонию, ибо они могут существовать только в искусстве. Политическое мировоззрение Тютчева во многом совпадает с фетовским. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского "всеславянского" царя. Такая "христианская империя", по его убеждению, сможет противостоять революционному и "антихристианскому" Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. "Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход".

Многие современники Тютчева и Фета, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Тургенев писал: "О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии". Даже осуждая Фета за его гражданскую пассивность, равнодушие к общественным нуждам, Чернышевский называл его "даровитейшим из нынешних наших лирических поэтов". Даже Некрасов, декларативно и прямолинейно утверждающий гражданственность лирики, говорит, что "человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет".

  1. Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике?

Любовная лирика обоих великих поэтов пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами их личной жизни. Каждый из них пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

"Денисьевский цикл" Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. "Денисьевский цикл" Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит "отчаянная, рыдающая нота". Будучи унтер-офицером Кирасирского полка, Фет познакомился с Марией Лазич, дочерью бедного херсонского помещика. Они полюбили друг друга, но будущий поэт не решился жениться на девушке, так как не имел достаточных средств. Он писал об этом в марте 1849 года близкому другу, А. Борисову: "Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною – как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего..." Кроме того, женитьба заставила бы Фета поставить крест на всех его планах. В 1851 году Мария погибла: сгорела от неосторожно брошенной спички. Предполагали даже, что это было самоубийство. Во всяком случае, А. Фет до конца своих дней не мог забыть Марию, испытывая горькое чувство вины и раскаяния. Ей посвящены многие стихотворения поэта: "Старые письма", "Недвижные очи, безумные очи", "Солнца луч промеж лип...", "Долго снились мне вопли рыданий твоих" и многие другие. Острый накал чувства, мучительная энергия переживания как бы преодолевает смерть. Поэт говорит с возлюбленной как с живой, добиваясь у нее ответа, даже завидуя ее безмолвию и небытию:

Очей тех нет – и мне не страшны гробы, Завидно мне безмолвие твое, И, не судя ни тупости, ни злобы, Скорей, скорей в твое небытие!

В этих стихах, наполненных страстью и отчаянием, звучит отказ поэта примириться с вечной разлукой, со смертью любимой. Здесь даже "небытие" ощущается как нечто позитивное, как неразрывная уже связь с ней. Преодолевая трагедию, Фет превращает ее в драматическую радость, в гармонию, в постоянный источник вдохновения.

  1. Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета?

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.

Фетовское восприятие пейзажа передает тончайшие нюансы человеческих чувств и настроений в их причудливой изменчивости:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песней соловьиной

Разносятся тревога и любовь.

Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

  1. Какую роль сыграла поэзия "чистых лириков" в истории русской литературы?

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева и Фета все так же свежа, удивительна, неповторима. Этих поэтов можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

3.Работа с таблицей

Учащиеся коротко сообщают о стихотворении, используя матрицу для анализа стихотворения. Делают выводы и записывают их в таблицу:

Образ мира

А.А. Фет

Ф.И.Тютчев

Лирический герой и автор

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Я и мироздание. Космическое сознание

Эмоциональный тон

Радость

Печаль о несовершенстве бытия и мироздания

Взгляд на мир

Созерцатель

Мыслитель

Образ Музы

Не проклинать , а наслаждаться. Свобода – народная поэзия.

Поэзия божественная, небесная

Язык

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика.


4 этап. Сопоставительный анализ текстов.

Предлагается проанализировать стихотворения сходной тематики и выявить общие черты и различия в авторских взглядах. Данные анализа систематизируются в таблице, работа проводится в группах. Сопоставляются стихотворения «Какая ночь! Как воздух чист…» А.Фета и «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» Ф.И.Тютчева (1-я группа)


Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.(Фет)









Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...»

Как сладко дремлет сад темно-зеленый,

Объятый негой ночи голубой!

Сквозь яблони, цветами убеленной,

Как сладко светит месяц золотой!


Таинственно, как в первый день созданья,

В бездонном небе звездный сонм горит,

Музы́ки дальной слышны восклицанья,

Соседний ключ слышнее говорит...


На мир дневной спустилася завеса,

Изнемогло движенье, труд уснул...

Над спящим градом, как в вершинах леса,

Проснулся чудный еженощный гул...


Откуда он, сей гул непостижимый?..

Иль смертных дум, освобожденных сном,

Мир бестелесный, слышный, но незримый,

Теперь роится в хаосе ночном?..


Краски

Звуки

Запахи и вкусовые ощущения

Образы

Ночь у Фета

Серебристый лист, свет полночный


Не вздохнет; тишиною грудь полна

Тоньше запах сочных трав; воздух чист

Ум светлей, мирнее нрав

Ночь у Тютчева

Темно-зеленый сад, негой голубой, убеленный цветами, месяц золотой.

Музыки дальней слышны восклицанья, ключ говорит, проснулся чудный еженощный гул

Сладко дремлется, сладко светит

Звездный сонм горит; мир бестелесный, слышный, но незримый, теперь роится в хаосе ночном.

Дополнить таблицу: Эпитететы,

4 этап: делаем выводы.

Заполняем до конца таблицы, обобщаем материал.


5 этап: отвечаем на проблемные вопросы.

Возвращаемся к эпиграфу урока, обобщаем все выводы о своеобразии творчества поэтов, об общих чертах в их творчестве и о различиях.


6 этап: рефлексия.

Создаем синквейн о поэте и по впечатлениям об уроке.

Синквейн – белый стих строго заданной формы:

1 строка – любое существительное.

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола движения

4 строка – крылатое выражение

5 строка – слово, усиливающее содержание.


7 этап: домашнее задание. Сравнить стихи «Что ты клонишь над водами…» (Тютчев) «Ива» (Фет) Найти общее и различие( эпитеты, глаголы, образы)


«Что ты клонишь над водами…» Ф.И. Тютчева и «Ива» А.Фета.


Эпитеты, определения

Глаголы

Образы, сравнения

«Что ты клонишь над водами…» (Тютчев)

Дрожащими листами, жадными устами, белую струю

Об иве:

Клонишь, ловишь, томится, трепещет

О струе:

Бежит, плещет, блещет, смеется

Ива – девушка, ее любовь несчастна.

«Ива» (Фет)


Чудные извивы, золотые переливы, дрожащего стекла, зеленый водопад

Лирический герой:

Сядем, уловил, я дрожу, ты дрожишь

Ива:

Ветви перегнулись, бороздят

Как зеленый водопад, как живые, как иглою, листья воду бороздят. Влюбленные под ивой. Счастье.



Скачать

© 2020 5718 334

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс