Герои повести
И. С. Тургенева «Ася»
и мое отношение к ним
Иван Сергеевич Тургенев
28 октября (9 ноября) 1818, Орёл –
22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль
«Ася» — повесть Ивана Сергеевича Тургенева. Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник» (том LXVII), 39—84
«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата...»
Первый
образ Аси:
«Она сломала длинную ветку, положила её к себе на плечо, как ружьё, повязав себе голову шарфом. Помнится, нам встретилась многочисленная семья англичан; они с холодным изумлением проводили Асю своими стеклянными глазами, а она, как бы им назло, громко запела. Воротясь домой, она ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье, тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках»
Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.
Образ Гагина:
Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы "окончить мое воспитание", как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом.
Образ Господина Н.Н. :
Задание:
Дополните образы героев цитатами из текста. Дайте характеристику каждому герою.
Вопросы, которые помогут при написании сочинения:
1). Что привлекло Н. Н. в Асе?
2) Как Н. Н. характеризует себя в начале романа? Каким мы видим героя в начале и в конце повести?
3) Чем похожи Н. Н. и Гагин и что их отличает?
4) В какие моменты герой чувствует себя счастливым?
5) Как раскрываются характеры героев во время свидания?
6) Почему Н. Н. так поступил? Как он сам объясняет свой поступок?
7) Почему у «счастья нет завтрашнего дня»?
8) Как автор относится к своим героям? Сопоставьте интонацию рассказчика в начале и в конце повести.
9) Меняется ли мое отношение к героям на протяжении повествования? Кто из героев повести мне ближе и почему?
10). Когда в тексте звучит музыка? какую роль она играет в раскрытии характеров героев, авторской позиции?
Сочинение «Характеристика героя»
(герой, образ, персонаж, повествователь, лирический герой).
Характеристика художественного образа примерный план
I. Вступление II. Основная часть III. Заключение.
Вступление
Место героя в произведении.
Основная часть
Характеристика героя : 1. Внешний облик; 2. Социальное и материальное положение героя; 3. Мировоззрение, круг интересов героя: 4. Мир чувств героя: • отношения с окружающими людьми; • внутренние переживания, чувства, эмоции героя. 5. Какие черты личности выявляются в произведении: • с помощью портрета; • в речевой характеристике героя; • через поступки героя / героев; • с помощью предыстории и биографии героя; • через окружающую обстановку; • через характеристику других действующих лиц; • в авторской характеристике.
6. Отношение автора к герою. 7. Ваше отношение к герою.
Заключение
Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении .
Этапы работы над сочинением:
1 этап. Подготовка к сочинению
1.1. Подбор материала: портреты героев, выбор эпизодов, в которых наиболее ярко раскрываются характеры героев.
1.2. Выписывание ключевых слов, цитат, помогающих автору создать образы героев.
1.3. Выявление авторской позиции.
1.4. Определение собственного отношения к каждому из героев.
2 этап. Черновик основной части сочинения
2.1. Написание характеристики главных персонажей с привлечением отобранного материала.
2. 2. Выражение собственного отношения к героям.
3 этап. Работа над композицией главной части
3.1. По какому плану будет идти характеристика героев?
3.2. Одинаков ли будет план для характеристики каждого из них?
3.3. В какой части характеристики героя уместнее выразить авторскую позицию и собственное отношение к герою?
4 этап. Написание вступления и заключения к работе
4.1. Соотносятся ли вступление и заключение с основной частью сочинения?
4.2. Как связаны между собой вступление и заключение?
4.3. К кому обращены вступительные и заключительные слова сочинения?
5 этап. Редактирование
черновика работы
5.1. Соответствует ли стиль сочинения теме и жанру работы?
5.2. Нет ли в работе неоправданно длинных цитат, повторов?
5.3. Отчетливо ли выражены авторская и читательская позиции?
5.4. Имеет ли сочинение адресата? (Обращенность речи)
5.5. Каков характер размышлений: констатация приведенных материалов, размышление над ними, стремление включить в диалог воображаемого собеседника?
6 этап. Обсуждение написанных работ в классе
6.1. Чтение черновиков сочинений в классе.
6.2. Зачитывание целиком 1-2 работ.
7 этап. Написание чистовика сочинения.
8 этап. Анализ работ. Оценка.