СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по повести И.С. Тургенева "Ася"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Подготовка к сочинению по повести И.С. Тургенева "Ася". В работе дан план и вопросы, помогающие ученикам написать сочинение самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по повести И.С. Тургенева "Ася"»

Герои повести И. С. Тургенева «Ася» и мое отношение к ним

Герои повести

И. С. Тургенева «Ася»

и мое отношение к ним

Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818, Орёл – 22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль

Иван Сергеевич Тургенев

28 октября (9 ноября) 1818, Орёл –

22 августа (3 сентября) 1883, Буживаль

«Ася»  — повесть Ивана Сергеевича Тургенева.  Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник» (том LXVII), 39—84

«Ася»  — повесть Ивана Сергеевича Тургенева. Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник» (том LXVII), 39—84

«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата...»  Первый образ Аси:

«Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата...»

Первый

образ Аси:

«Она сломала длинную ветку, положила её к себе на плечо, как ружьё, повязав себе голову шарфом. Помнится, нам встретилась многочисленная семья англичан; они с холодным изумлением проводили Асю своими стеклянными глазами, а она, как бы им назло, громко запела. Воротясь домой, она ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье, тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках»

«Она сломала длинную ветку, положила её к себе на плечо, как ружьё, повязав себе голову шарфом. Помнится, нам встретилась многочисленная семья англичан; они с холодным изумлением проводили Асю своими стеклянными глазами, а она, как бы им назло, громко запела. Воротясь домой, она ушла к себе в комнату и появилась только к самому обеду, одетая в лучшее своё платье, тщательно причёсанная, перетянутая и в перчатках»

Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается. Образ Гагина:

Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. У Гагина было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается.

Образ Гагина:

Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы

Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы "окончить мое воспитание", как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом.

Образ Господина Н.Н. :

 Задание:   Дополните образы героев цитатами из текста. Дайте характеристику каждому герою.

Задание:

Дополните образы героев цитатами из текста. Дайте характеристику каждому герою.

Вопросы, которые помогут при написании сочинения: 1). Что привлекло Н. Н. в Асе? 2) Как Н. Н. характеризует себя в начале романа? Каким мы видим героя в начале и в конце повести? 3) Чем похожи Н. Н. и Гагин и что их отличает? 4) В какие моменты герой чувствует себя счастливым? 5) Как раскрываются характеры героев во время свидания? 6) Почему Н. Н. так поступил? Как он сам объясняет свой поступок? 7) Почему у «счастья нет завтрашнего дня»? 8) Как автор относится к своим героям? Сопоставьте интонацию рассказчика в начале и в конце повести. 9) Меняется ли мое отношение к героям на протяжении повествования? Кто из героев повести мне ближе и почему? 10). Когда в тексте звучит музыка? какую роль она играет в раскрытии характеров героев, авторской позиции?

Вопросы, которые помогут при написании сочинения:

1). Что привлекло Н. Н. в Асе?

2) Как Н. Н. характеризует себя в начале романа? Каким мы видим героя в начале и в конце повести?

3) Чем похожи Н. Н. и Гагин и что их отличает?

4) В какие моменты герой чувствует себя счастливым?

5) Как раскрываются характеры героев во время свидания?

6) Почему Н. Н. так поступил? Как он сам объясняет свой поступок?

7) Почему у «счастья нет завтрашнего дня»?

8) Как автор относится к своим героям? Сопоставьте интонацию рассказчика в начале и в конце повести.

9) Меняется ли мое отношение к героям на протяжении повествования? Кто из героев повести мне ближе и почему?

10). Когда в тексте звучит музыка? какую роль она играет в раскрытии характеров героев, авторской позиции?

Сочинение  «Характеристика героя»    (герой, образ, персонаж, повествователь, лирический герой).

Сочинение «Характеристика героя»

(герой, образ, персонаж, повествователь, лирический герой).

Характеристика художественного образа  примерный план I. Вступление   II. Основная часть   III. Заключение.

Характеристика художественного образа примерный план

I. Вступление II. Основная часть III. Заключение.

Вступление       Место героя в произведении.

Вступление

Место героя в произведении.

 Основная часть Характеристика героя :  1. Внешний облик;  2. Социальное и материальное положение героя;  3. Мировоззрение, круг интересов героя:  4. Мир чувств героя:  • отношения с окружающими людьми;  • внутренние переживания, чувства, эмоции героя.  5. Какие черты личности выявляются в произведении:  • с помощью портрета;  • в речевой характеристике героя;  • через поступки героя / героев;  • с помощью предыстории и биографии героя;  • через окружающую обстановку;  • через характеристику других действующих лиц;  • в авторской характеристике.  6. Отношение автора к герою.   7. Ваше отношение к герою.

Основная часть

Характеристика героя : 1. Внешний облик; 2. Социальное и материальное положение героя; 3. Мировоззрение, круг интересов героя: 4. Мир чувств героя: • отношения с окружающими людьми; • внутренние переживания, чувства, эмоции героя. 5. Какие черты личности выявляются в произведении: • с помощью портрета; • в речевой характеристике героя; • через поступки героя / героев; • с помощью предыстории и биографии героя; • через окружающую обстановку; • через характеристику других действующих лиц; • в авторской характеристике.

6. Отношение автора к герою.  7. Ваше отношение к герою.

Заключение Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении .

Заключение

Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении .

Этапы работы над сочинением: 1 этап. Подготовка к сочинению 1.1. Подбор материала: портреты героев, выбор эпизодов, в которых наиболее ярко раскрываются характеры героев. 1.2. Выписывание ключевых слов, цитат, помогающих автору создать образы героев. 1.3. Выявление авторской позиции. 1.4. Определение собственного отношения к каждому из героев.

Этапы работы над сочинением:

1 этап. Подготовка к сочинению

1.1. Подбор материала: портреты героев, выбор эпизодов, в которых наиболее ярко раскрываются характеры героев.

1.2. Выписывание ключевых слов, цитат, помогающих автору создать образы героев.

1.3. Выявление авторской позиции.

1.4. Определение собственного отношения к каждому из героев.

2 этап. Черновик основной части сочинения 2.1. Написание характеристики главных персонажей с привлечением отобранного материала. 2. 2. Выражение собственного отношения к героям.

2 этап. Черновик основной части сочинения

2.1. Написание характеристики главных персонажей с привлечением отобранного материала.

2. 2. Выражение собственного отношения к героям.

3 этап. Работа над композицией главной части   3.1. По какому плану будет идти характеристика героев? 3.2. Одинаков ли будет план для характеристики каждого из них? 3.3. В какой части характеристики героя уместнее выразить авторскую позицию и собственное отношение к герою?

3 этап. Работа над композицией главной части

3.1. По какому плану будет идти характеристика героев?

3.2. Одинаков ли будет план для характеристики каждого из них?

3.3. В какой части характеристики героя уместнее выразить авторскую позицию и собственное отношение к герою?

4 этап. Написание вступления и заключения к работе 4.1. Соотносятся ли вступление и заключение с основной частью сочинения? 4.2. Как связаны между собой вступление и заключение? 4.3. К кому обращены вступительные и заключительные слова сочинения?

4 этап. Написание вступления и заключения к работе

4.1. Соотносятся ли вступление и заключение с основной частью сочинения?

4.2. Как связаны между собой вступление и заключение?

4.3. К кому обращены вступительные и заключительные слова сочинения?

5 этап. Редактирование черновика работы 5.1. Соответствует ли стиль сочинения теме и жанру работы? 5.2. Нет ли в работе неоправданно длинных цитат, повторов? 5.3. Отчетливо ли выражены авторская и читательская позиции? 5.4. Имеет ли сочинение адресата? (Обращенность речи) 5.5. Каков характер размышлений: констатация приведенных материалов, размышление над ними, стремление включить в диалог воображаемого собеседника?

5 этап. Редактирование

черновика работы

5.1. Соответствует ли стиль сочинения теме и жанру работы?

5.2. Нет ли в работе неоправданно длинных цитат, повторов?

5.3. Отчетливо ли выражены авторская и читательская позиции?

5.4. Имеет ли сочинение адресата? (Обращенность речи)

5.5. Каков характер размышлений: констатация приведенных материалов, размышление над ними, стремление включить в диалог воображаемого собеседника?

6 этап. Обсуждение написанных работ в классе 6.1. Чтение черновиков сочинений в классе. 6.2. Зачитывание целиком 1-2 работ.

6 этап. Обсуждение написанных работ в классе

6.1. Чтение черновиков сочинений в классе.

6.2. Зачитывание целиком 1-2 работ.

7 этап. Написание чистовика сочинения.   8 этап. Анализ работ. Оценка.

7 этап. Написание чистовика сочинения.

8 этап. Анализ работ. Оценка.