Я предлагаю поработать с текстом А.Лиханова. Чтение текста (1)Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. (2)Это уж потом узнал Пряхин, что работает тётя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтёршей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, чтобы кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто её об этом не просил. (3)Только разве надо просить, когда война, когда люди нуждаются в сострадании больше, чем в хлебе? (4)И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. (5)Вот так же вошла она в Алексеев взгляд, в его расширенные болью зрачки, приложила ладошку к щеке, как-то удобно облокотилась, постояла минуточку, вздохнула и наклонилась к Пряхину, неожиданно сильно, но аккуратно приподняла одной рукой его голову, а другой взбила подушку. (6)Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. (7)И гладила она и гладила Алексея по холодной руке и, видимо, добилась-таки своего. (8)Рука порозовела, стала тёплой, и однажды Пряхин посмотрел на тётю Груню осознанно и заплакал. (9)И она заплакала тоже. (10)Только её слёзы лёгкие были. (11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь... (12)Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею? (13)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный. (14)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё: — (15)Вон твоя комнатушка. — (16)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (17)Каким златом-серебром? — (18)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (19) Кабы люди за всё друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (20)Храни нас Бог от этого магазина! (21)Тогда уж добро изничтожится! (22)Не станет его. — (23)Почему? — удивился Алексей. (24)Тётя Груня строго на него поглядела. — (25)Потому как добро без корысти. (26)Аль не знал? (По А. Лиханову) * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) — писатель, журналист. Корысть — страсть к наживе Корысть — жадность к деньгам, страсть к богатству Работа по тексту На основе этого текста вам предстоит написать сочинение-рассуждение. - Кто является главным героем текста? Что узнали о них? -Почему тетя Груня заботилась о раненых? -Какие слова служат подтверждением этому? - Хотела ли она извлечь для себя выгоду? Найдите подтверждение в тексте. - Как помогла забота тети Груни Алексею? (Именно помогла Алексею выжить. Ухаживая за ним ,она надеялась ,что где-то так же тепло относятся к её мужу и сыну. ) - Каким человеком можно назвать тетю Груню? Алексей был благодарен тети Груне за то, что она делала добро от чистого сердца .Ведь настоящее добро должно быть бескорыстным .Именно эта мысль и раскрывается в финале текста. -Так о каких же качестве идёт речь в этом тексте? - Как думаете, какое нравственно-этическое понятие объединяющее песню и текст А.Лиханова, эпиграф и притча о Диогене станет темой сочинения ? -Допишем тему у рока: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на тему: «В чем проявляется доброта?» Структура сочинения-рассуждения (композиция). -Тезис. -Аргументы (доказательства). - Вывод. Фронтальная беседа. Что такое тезис, аргументы, вывод? Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. - Что такое доброта? Дайте определение данного слова. ( Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо). Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения. Примерный вариант комментария по проблеме: Примерный текст комментария: - Доброта – одно из важнейших качеств человека. Оно делает его терпимым и отзывчивым, способным проявлять заботу и внимание к другим. Доброта вне времени и пространства. Словарная работа: - Найти определение слова доброта в Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. - Подобрать синонимы к слову доброта. (Добросердечие, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость). - Доброта - нравственная основа нашей жизни, и мы должны помнить, что человек жив прежде всего не заботой о себе, а стремлением делать добро другим. -Мы ответили на вопрос, что такое доброта, нашли пример доброты в тексте. А теперь давайте вспомним структуру сочинения- рассуждения?( тезис, аргумент №1, аргумент №2, вывод). Подбор материала к сочинению: 1-й абзац в структуре сочинения – это вступление. Тезис Это ответ на вопрос: что это такое? По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. 1.Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта-это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. 2. Перечисление синонимов. -Какие синонимы к слову доброта можно подобрать? (добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, добродушие; отзывчивость; душевность; благодушие; человеколюбие) - Комментарий к определению должен быть логически связан с дальнейшими аргументами - примерами из текста и вашего жизненного опыта. (Доброта обязательно должна быть действенной, должна проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. Добрый человек, всегда бескорыстно поможет окружающим и вовремя придёт на помощь. Вот что о доброте говорили известные люди. /чтение высказываний учениками/ Высказывания: 1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/ 2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив". / И. С. Тургенев/ - О доброте написано много стихов. Может, вы знаете стихотворения о доброте /чтение учениками/ - Доброта издавна ценилась на Руси. Народ сложил много пословиц о доброте. Какие пословицы вы знаете о доброте? / прочитайте, теперь запишите/ - Доброе слово человеку, что дождь в засуху. - Не одежда красит человека, а его добрые дела. - Спешите делать добро. - Худо тому, кто не делает добра никому. -Попробуйте написать вступление. ФИЗМИНУТКА ( под тихую музыку) - Набравшись сил и энергии, мы продолжаем работу. - 2-й абзац. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:.......... - Обратимся к литературным аргументам. это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А. Шолохова «Судьба человека», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В. Г. Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.). Примерный вариант 1 примера-аргумента: - В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы - пример проявления доброты. Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения: - Приведённые примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте. Чтобы мир стал светлее, в котором, к сожалению, немало зла, людям надо быть добрее друг к другу. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, как для всеобщей пользы, так и для своей пользы. - Напишите первый аргумент - 3-й абзац. Аргумент №2 -Чтобы наше сочинение получилось краше, выразительнее, интереснее 2 аргумент мы должны взять из жизненного опыта. Но так как у нас не очень богатый жизненный опыт, можно брать аргументы из книг, газетных статей, просмотренных фильмов или телепередач. - А с примерами проявления доброты часто приходится сталкиваться в жизни. Например, ….. Подтверждением тому, что добрых людей, к счастью, много, являются события, связанные с…. Чтобы доказать необходимость доброты в жизни, приведу пример (обращусь к истории, обращусь к биографии…., обращусь к произведению …) В телепередаче « » показывают малышей из детского дома, нуждающихся в родительском тепле. Радостно сознавать, что в нашей стране очень много людей, желающих стать для них настоящими родителями, дарить свою любовь. - Попробуйте написать 2 аргумент. - Приступаем к написанию вывода 4-й абзац. Заключение. Вывод. Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами:"значит, итак, следовательно, таким образом" или речевым клише:"мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д." - Попробуйте написать вывод. Таким образом, доброта – это готовность без раздумий оказать помощь ближнему. Запиши свой вывод. |