СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Подготовка к сжатому изложению в формате ОГЭ" (обобщение методического опыта)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены рекомендации по организации системы работы при подготовке к заданию №1 ОГЭ  по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«"Подготовка к сжатому изложению в формате ОГЭ" (обобщение методического опыта)»

В наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию - это не просто школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни. Речь всегда была показателем уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. А в наше время, когда поток информации с каждым годом увеличивается, крайне актуальным становится еще и умение в нем быстро ориентироваться, улавливать суть, а также точно и лаконично передавать информацию другим. А потому в рамках школьного образования в процессе формирования связной речи важную роль играет работа именно над сжатым изложением текста.

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту - первая часть экзамена в 9 классе - требует от школьника не только мобилизации памяти, но и владения нормами правописания, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). При этом сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Какие проблемы возникают при написании сжатого изложения? Не все выпускники адекватно воспринимают текст на слух, не видят логику рассуждения и неграмотно обозначают логический переход от одной мысли к другой, не умеют выделять главную и второстепенную информацию в тексте, многие ученики не придают должного значения разделению текста на абзацы, допускают большое количество грамматических и речевых ошибок, не пользуются лексическим богатством русского языка.

Напрашивается вывод, что стратегия работы над сжатым изложением должна сводиться к тому, чтобы практическая направленность доминировала над теоретической. Достигнуть этого можно только путем многоплановой работы с различными видами упражнений, направленными на подготовку к написанию сжатого изложения. Процесс этот длительный, а потому нужно начинать не с 9 класса, а с 5-го.










Какие это могут быть виды работы?

Во-первых, это, безусловно, пересказ. Умение пересказывать тексты различных стилей и типов формируется не только на уроках русского языка и литературы. Подробный пересказ требует от ученика механического запоминания информации, в то время как краткий - умения запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе чтения/прослушивания. К сожалению, с переходом на ФГОС все меньше внимания стало уделяться репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Пересказ как таковой ушел с уроков географии, биологии, истории. Практическая работа сводится к составлению схем, таблиц, прорешиванию тестовых заданий. Это экономит время учителя, в урок удается "впихнуть" больший объём материала, но вот когда требуется развернуть схему/таблицу, то есть перевести "несплошной" текст в "сплошной", у учащихся возникают большие трудности. Почему? Во-первых, потому что эту работу зачастую просто не проводят опять-таки с целью экономии урочного времени. Во-вторых, давно перестал действовать на практике единый орфографический режим, и учителя-предметники, принимая ответы, не обращают внимания на речевые и грамматические ошибки, лишь бы ответ худо-бедно был фактически точным. Как следствие, умение работать с текстом, анализировать его, вычленять главное, находить ответы на конкретно заданные вопросы, соблюдать последовательность изложения и т.д. не формируется в должном объёме, и весь груз по формированию грамотной речи ложится на плечи учителей русского языка и литературы.

Стараюсь регулярно давать ребятам пересказывать небольшие тексты (из истории происхождения слов, фразеологизмов, об интересных культурных фактах). Мне очень нравятся пособия Г.А. Богдановой. В её поурочных планах, рабочих тетрадях, тестовых заданиях очень много небольших интересных, доступных для ребят текстов. Советую также тексты из тетради "Скорая помощь по русскому языку" и некоторых упражнений учебника. Вариант работы каждый раз может быть разным: можно дать предварительно прочитать текст, ознакомиться с ним визуально, а можно дать задание прослушать и воспроизвести, например, "по цепочке" (один ученик одно предложение). Хорошую службу могут сыграть "свободные" диктанты: читается абзац целиком, а дети по памяти его записывают.


Во-вторых, можно использовать следующие задания/приёмы, не требующие на выполнение больших временных затрат (их можно использовать в качестве разминки перед уроком, например, раз в неделю):

- подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл текста (особенно хорош этот вид работы, если у нас текст типа повествование);

- наоборот: подчеркните второстепенное;

- определите микротемы (поскольку ребята часто путают тему и основную мысль, то долгое время приходится напоминать, что к микротеме задаем вопрос: "О чём каждый абзац?");

- запишите только самое главное, но так, чтобы получился текст.


В 5-7 классах мне очень нравится работать с "испорченными" текстами. Варианты заданий:

- прочитайте текст и подчеркните речевые повторы, замените повторяющиеся слова (по ходу выполнения вспоминаем, что такое местоимения, синонимы, то есть идет уже комплексная работа с захватом теоретического материала), прочитайте/перескажите/сжато перескажите исправленный вариант текста;

- восстановите правильный порядок предложений в тексте (достаточно простые, но эффективные упражнения, поскольку в текст все равно нужно предварительно "погрузиться").


В 7-9 классах, продолжая подготовку к сжатому изложению, предлагаем больше текстов типа рассуждение. Задания направляем на анализ логических связей внутри текста:

- найдите тезис, аргументы, вывод;

- укажите предложение, при помощи которого осуществляется переход от одной мысли к другой;

- составьте вопросный план (в качестве текста можно использовать теоретические сведения параграфа учебника);

- установите смысловую связь между предложениями или абзацами (добавьте предложение "от себя");

- исправьте нарушенную логику (как вариант: восстановите последовательность абзацев);

- самостоятельно подберите вступление или заключение;

- запишите ключевые слова предложения/текста/параграфа.

Для любого типа текстов подойдут задания на отработку умения подбирать синтаксические синонимы. Например, заменить часть сложного предложения на причастный или деепричастный оборот (или наоборот), деепричастие на однородное сказуемое, перевести прямую речь в косвенную (отрабатываем этот навык сразу с 5 класса после прохождения темы "Прямая речь"), заменить управление на примыкание/согласование и т.п. Во многом это помогает не только сжать текст, но и избежать пунктуационных ошибок. Подобных заданий достаточно много в учебнике С.Г. Бархударова за 8 и 9 классы.






























Как строится работа по подготовке к изложению непосредственно в 9 классе?

Любой вид нашей педагогической деятельности начинается с планирования. Имея для подготовки к ОГЭ час в неделю "внеурочки", первую четверть полностью посвящаю работе над сжатым изложением. Во второй подключаю тестовую часть, в третьей - сочинение, четвертая - комплексное прорешивание КИМов.

Как правило, не рассматриваю с ребятами конкретных экзаменационных заданий вплоть до 9 класса (но всегда имею их в виду и включаю элементы КИМов в уроки). В случае, если систематическая подготовка в 5-8 классах дала свой результат и/или мы имеем относительно сильных учеников, все несложно. Для таких выпускников бывает достаточно нескольких консультационных уроков, чтобы поработать с нюансами при написании изложения. Дальше выпускники раз в неделю либо готовят сжатый пересказ одного из изложений открытого банка заданий ФИПИ, либо пишут одно из нескольких, данных на подготовку, а роль учителя сводится к контролю и редактированию.

Но чаще на выходе мы имеем большой процент слабых учеников, и основную работу проводим именно с ними. К сожалению, как мы ни стараемся, эта работа во многом сводится к "натаскиванию".

На первом (вводном) занятии знакомимся со структурой экзамена и КИМами. Заводим общую тетрадь 96 листов и папочку с файлами, в которых будут все необходимые для экзамена материалы. С одной стороны тетради - это записи для устного собеседования (записываем тексты монологических высказываний), с другой - изложения и сочинения. В файлы вкладываем памятки, словарик понятий к сочинениям, решенные варианты.

Первое (иногда два) занятие по подготовке к изложению - это знакомство со способами сжатия текста. Просматриваем презентацию, пробуем применить на практике различные приемы, составляем/вкладываем/вклеиваем обобщающую таблицу. Далее, как правило, в теорию не углубляемся, все время уделяем практической работе с текстами изложений. Вместе читаем - вместе сжимаем - вместе записываем. В качестве домашнего задания - закончить сжатие (если не успели) и пересказать уже сжатый вариант. Если класс сильный, можно дополнительно акцентировать внимание на приемах сжатия: какой применили в этом месте текста, а какой в другом, но не более.

В настоящее время в базе ФИПИ все те же 35 текстов изложений. Для того чтобы не попасть впросак, "разбавляю" их раз в месяц текстами художественного стиля речи. Стараемся 1 раз в неделю писать изложение или хотя бы пересказывать. Таким образом, к концу учебного года все они нам уже "приедаются": мы их вместе читаем, сокращаем, прослушиваем, пишем. Вероятность того, что попадется незнакомый текст, сводится к минимуму.

Изложения пишем сразу на листе формата А4 с рамочкой. Можно скачать и использовать шаблоны бланков. Тогда дети реже теряются на экзамене.

































Какие советы дают нам другие учителя-практики?

Совет первый

Готовиться к этому виду работы надо уже с пятого класса, постепенно обучая детей приемам сжатия текста. Сначала предлагаем для сжатия печатные тексты и сокращаем их вместе с детьми. Когда ученики овладеют элементарными приемами компрессии, можно переходить к сжатию текста, который читается учителем. В восьмом классе ученикам можно уже предлагать аудиозаписи.

Совет второй

Научите детей быстро записывать текст. Можно учить составлять план и записывать ключевые слова. Но опыт показывает, что это прием для сильных учеников. Практически беспроигрышный вариант – научить записывать текст как можно подробнее. Здесь надо нацелить учеников на запись текста с пропусками. При первом чтении нужно постараться записать все, что смог, при этом оставляя пробелы для тех частей предложения, которые записать не успел. При втором прослушивании эти пробелы заполняются пропущенными словами. Можно предложить детям придумать для себя понятные сокращения часто встречающихся слов. Например, «кот» вместо «который», «чел» вместо «человек», «реб» вместо «ребенок» и др.

Совет третий

На самых первых порах обучения изложению по аудиозаписи не рекомендуется давать для прослушивания весь текст целиком. Точнее, первый раз нужно включить аудиозапись полностью, а затем разделить текст на части (по абзацам) и после каждой части останавливать аудио, давая детям записать то, что прослушали. Для чего это делать? Очень часто бывает так, что не подготовленный таким образом ученик, не успев записать первое предложение, начинает нервничать, чувствует безысходность и перестает вообще что-либо писать и слушать. Если первые три-четыре изложения он записывает по частям, то вырабатывает определенную скорость письма, какую-то свою тактику прослушивания, и потом, когда текст будет включаться целиком, он уже не будет испытывать паники. С каждым разом уменьшайте паузу между частями текста.

Совет четвертый

Когда ученики научились записывать текст по частям, предложите им аудиозапись целиком, но давайте им ее для прослушивания не два, а три раза. При этом последний раз не разрешайте уже ничего записывать. При этом обращайте внимание учеников на паузы, которые делает диктор. По ним можно определить, где начинается следующий абзац. И, конечно, дети должны запомнить, что абзацев три – не меньше и не больше. Затягивать этот этап не стоит. Провели три-четыре таких изложения, и можно переходить к формату ОГЭ.

Совет пятый

Убедите учеников не лениться и писать несколько черновиков (время на экзамене позволяет). Первый – это «черновик черновика» - запись текста во время прослушивания. Второй – это написание черновика полного текста. На этом этапе дети должны научиться формулировать мысли. Надо объяснить им, что если при записи они не успели дописать какое-то предложение, то его нужно или как-то воспроизвести по памяти, или вообще не писать. Нельзя в своем изложении употреблять незаконченные фразы. На следующем этапе ученики работают с получившимися текстами, сжимая их: вычеркивают лишнее, заменяют большие конструкции короткими. И наконец, можно приступать к третьему черновику – написанию сжатого текста. И еще! Обязательно приучите учеников проверять написанное со словарем, который, к счастью, на экзамене выдается.


Вывод: понимать и грамотно воспроизводить текст - ключевое умение, которое необходимо тренировать систематически, включая тексты разных типов в уроки на протяжении всего учебного года во всех классах. Лучше всего начинать с небольших и простых упражнений, потом переходить к более сложным, а визуальную работу постепенно заменять работой на слух.