Устная часть по русскому языку будет состоять из четырех заданий.
Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.
Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Время на подготовку – 2 минуты.
Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут-16 минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись .
Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах .
Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет» .
Общее количество баллов за всю работу – 20 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
200 лет со дня рождения
Ф.М . Достоевского
1821-1881
Задание 1. Чтение текста Вам, конечно, знаком известный русский писатель, публицист, мыслитель Ф.М. Достоевский. Достоевский с детства мечтал стать писателем. Первый же его роман «Бедные люди» высоко оценили Николай Некрасов и Виссарион Белинский, а четыре поздних произведения вошли в список «100 лучших книг всех времен». У Вас есть 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.
Петербург - город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он всегда необходим был ему для творчества, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любил лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…»
Героям Достоевского был ближе больной и холодный вид Петербурга. Раскольников, например, любил, «как поют под шарманку, в холодный, темный и сырой вечер, непременно сырой, когда у всех похожих бледно-зеленые, больные лица; или еще лучше, когда снег мокрый падает совсем прямо, без ветру… а сквозь него фонари с газом блистают…». Слякоть, грязь, туман, морось – обычные состояния петербургской природы – придают городу соответственное настроение, Достоевский «разгадывает» его, пытается понять, всматриваясь в город, как в случайного прохожего. Его город живет человеческой жизнью: просыпается, хмурится, улыбается, злится, мерзнет, болеет… «Было сырое туманное утро. Петербург встал злой и сердитый, как раздраженная светская дева, пожелтевшая со злости на вчерашний бал».
В Петербурге Достоевского происходят фантастические в своей прозаичности события многих его произведений, зреют безумные идеи, совершаются преступления. Особенно таинственны набережные Петербурга – Екатерининский канал, Фонтанка, Нева… Водная стихия Петербурга как бы усиливает его мрачный колорит, доводя ситуацию порой до абсурда. Рисуя свои картины взаимодействия человека и города, Достоевский описывает все в мельчайших подробностях, следя за тончайшими изменениями в их «общении». В показе города и его влияния на человека он похож на режиссера с камерой в руках: он любит крупные планы, любит смену этих планов, часто представляет нам героя с разных сторон и в различных ракурсах.
2. Пересказ текста. Среди литературных критиков одним из первых стал Виссарион Григорьевич Белинский, угадавший масштабы дарования писателя: «Его [Достоевского] талант принадлежит к разряду тех, которые постигаются и признаются не вдруг. Много, в продолжение его поприща, явится талантов, которых будут противопоставлять ему, но кончится тем, что о них забудут именно в то время, когда он достигнет апогея своей славы». Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ размышления
В.Г. Белинского.
Подумайте, где лучше всего использовать слова В.Г. Белинского в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку
Выберите один из предложенных вариантов беседы Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своих любимых книгах.
- Не забудьте рассказать, как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше;
-какие книги выбираете для чтения;
-как узнаёте о новых книгах;
-о книге, которая запомнилась больше всего.
Обратите внимание , Ваше высказывание должно быть связным.
Выберите один из предложенных вариантов беседы Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Расскажите о своей любимой книге
- Чем вам понравилась эта книга;
-что вы знаете об авторе этой книги;
-как давно появилось у Вас желание читать;
- что дает Вам чтение;
-какие эмоции вызывает у вас чтение;
-какие книги Вы хотели бы посоветовать прочитать своим одноклассникам .
Обратите внимание , Ваше высказывание должно быть связным.
Выберите один из предложенных вариантов беседы Монологическое высказывание. Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. Порассуждайте: Нужно ли читать классическую литературу в 21 веке?
- Какая литература называется классической?
-Какие непреходящие ценности формирует классическая литература?
-Можно ли проследить по произведениям классической литературы жизнь народов, стран?
-Нужно ли школьнику 21 века изучать классическую литературу?
-Являются ли актуальными в наше время проблемы девятнадцатого века?