Выступление на РМО начальных классов в селе Ольховое
от 13.04.2018
Тема: Подготовка к ВПР по окружающему миру.
Подготовила: Учитель начальных классов Ковалева Татьяна Викторовна
С 2015 года в Российской Федерации проводится апробация аттестации выпускников 4-х классов в новой форме - ВПР.
Проведение ВПР направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
При проведении аттестации в новой форме используются задания стандартизированной формы, включающие в себя задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом. Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта начального общего образования выпускниками 4 классов.
Введение в практику новой модели аттестации для выпускников начальной школы продиктовано необходимостью внедрения в практику открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся.
Результаты ВПР могут быть использованы как для аттестации выпускников за курс начальной школы, так и для выявления учащихся, наиболее подготовленных к обучению на основном уровне общего образования.
Я не буду заострять внимание на методике составления практических заданий по окружающему миру, т.к. они прописаны в пояснительной записке и последующей методической литературе, по данной теме. А начну с того, какую литературу я использую в работе.
Очень много учебной литературы по подготовке к ВПР по окружающему миру - это « Практикум по выполнению типовых заданий» , издательство «Экзамен», автор Волкова Е.В.,Г.И. Цитович, рабочая тетрадь «50 шагов к успеху» автор Н.А. Иванова., «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» рабочая тетрадь 4 класс. Веду подготовку к ВПР со 2 класса, по данным сборникам, но уже в 1 классе также веду предварительную подготовку к ВПР на уроке «Окружающий мир». Дети с удовольствием работают по сборникам «Разнообразие животного мира», вследствие чего уже знают где обитает то или иное животное. Чтобы эта подготовка не носила хаотичный характер , я сначала составила план работы и подробно изучила работы, которые писали четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах. Мне было легче, т.к я сама подряд выпускала четвероклассников и все данные у меня были. Провела мониторинг тех заданий в которых дети сделали наибольшее количество ошибок и с какими заданиями они не справились. Оказалось , что наибольшее затруднение составили у детей задания , где работа была заключена в таблицы. Поэтому я акцент сделала на составление заданий используя таблицы. Так , например , детям раздавала меню, в которых они должны были написать заказ и уложиться в указанную заранее сказанную сумму. Если они сами составить это могут и расчитать, то выполнить готовое задание не составит труда. Таблицу по прогнозам погоды мы составляли сами , для этого я детей делила на группы, давала пустую разлинованную таблицу и зачитывала каждой группе свои данные. Они вписывали, а затем нужно было выбрать верное утверждение или ответить на заданный вопрос. Но для начала я на бумаге формата А4 выписала стрелки обозначающие направление ветра и разбирали, ведь не секрет, кто-то из детей не понял эту тему или недопонял, а наша задача, чтоб ошибок было минимум ,а понимания максимум. Так мы еще раз закрепляем основные и промежуточные стороны горизонта. А если дети сами их изобразят графически правильно, то результат будет намного выше. Так и получилось, по сравнению с выпускными классами.
Сравнила задания, форму и направленность вопросов, обратила внимание на объём работ и отобрали из массы существующего материала, те пособия, которые посчитали более актуальными. Потом был составлен план подготовки к ВПР по всем трём предметам. Подготовка у меня ведётся с сентября месяца, как в урочной, так и в неурочной деятельности.
При подготовке к Всероссийским проверочным работам по окружающему миру мы используем как групповые так и индивидуальные формы работы, включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты, творческие задания. Ребятам очень нравится такой вид работы, как работа с географическими картами. Это и «Физическая карта России», «Физическая карта мира», «Природные зоны России» и т.д. Так же Работа ведётся на уроках в группах , что позволяет детям ещё больше сплотиться и помощь товарищу, в случае ошибки. Ребята сами сопоставляют нахождение зверей согласно их среде и месту обитания. Даются ложные шаблоны животных и ребята с легкостью их убирают как не живущих в данной природной зоне и на данном материке. Так же и с растениями. Проговариваем те растения и животных , которые занесены в красную книгу. Рассматриваем региональный компонент в заданиях. Аналогично ведется работа по карте « Республики Башкортостан», дети сами выступают с проектными работами по заданным темам, которые имеются в ВПР. С удовольствием использую «Атласы Республики Башкортостан», в работе.
Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени. Такие дети находятся у нас на индивидуальном контроле.
Своих учеников я активно приучаю работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет- ресурсами. Учащиеся сами готовят материал к следующему вариативному заданию из ВПР например, «Каталог животных живущих в жарких странах», «Животные и растения , занесенные в красную книгу» Также ребята решают массу тестов в дистанционном режиме .
Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся постоянно, но я стараюсь часто не употреблять , что скоро ВПР, чтобы не травмировать детей психологически. А веду упор, что это нужно знать для вашего кругозора. Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать или как ещё принято выражаться «натаскать» ученика на определённый тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять
разные по типу задания, переключать своё внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.
Ну и, конечно, хочется сказать, что большую помощь и поддержку нам оказывают родители наших учеников. Они всегда готовы прийти на помощь, приобрести пособия и всё необходимое для своих детей, проконтролировать домашнее задание и поддержать добрым словом. Благодаря их поддержке и вниманию ребята чувствуют себя увереннее и мы знаем, что у нас всё получится , чего и вам желаю.