География 6
ВПР
ПОДГОТОВКА
Географические открытия
Задание 1
Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два океана.
- С каким из названных Вами океанов связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название самого большого и самого неспокойного океана, по которому проходили маршруты их экспедиций.
- Назовите материки, берега которых омывают воды указанного Вами океана.
Фернан Магеллан
Френсис Дрейк
Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
- С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.
- Назовите океаны, омывающие берега указанного Вами материка.
Абель Тасман
Джеймс Кук
Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два океана.
- С каким из названных Вами океанов, которому дал название Фернан Магеллан во время своего кругосветного плавания, связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название океана.
- Назовите материки, берега которых омывают воды указанного Вами океана.
Фернан Магеллан
Джеймс Кук
Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
- С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.
- Назовите океаны, омывающие берега указанного Вами материка.
Руаль Амундсен
Роберт Скотт
Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два материка.
- С каким из названных Вами материков связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах? Укажите название материка.
- Назовите океаны, омывающие берега указанного Вами материка.
Афанасий Никитин
Марко Поло
Рассмотрите карту мира. На ней буквами А и Б отмечены два океана.
- С каким из названных Вами океанов, по которому проходили маршруты экспедиций, открывших морской путь в «Страну пряностей», связаны открытия путешественников и исследователей, изображённых на портретах?
- Назовите материки, берега которых омывают воды указанного Вами океана.
Васко да Гама
Бартоломеу Диаш
Определение географического объекта
Задание 2
Каспийское море
Крупнейший на Земле замкнутый водоём на границе Европы и Азии. Он не имеет выхода в океан, из-за чего его называют море-озеро.
Вода в нём чуть солоновата. Уровень воды
постоянно изменяется и в отдельные годы
опускается до абсолютной высоты в 20−25 м.
В этот водоём впадает более 100 рек, в том числе одна из главных рек России – Волга.
При впадении она образует огромную дельту, где расположен крупный порт Астрахань.
Здесь ведётся лов осетровых рыб, а на шельфе разрабатываются месторождения нефти и газа.
Анды
Самая длинная горная система Земли,
протянувшаяся с севера на юг вдоль всего тихоокеанского побережья Южной Америки. Её самая высокая вершина – гора Аконкагуа.
Здесь много потухших и действующих
вулканов, часты сильные землетрясения.
В высокогорных районах местные жители разводят лам и альпак, их ценят за тёплую шерсть и используют как вьючных животных.
В лесах нижней части гор много птиц, в том числе самая маленькая птица на Земле – колибри. На территории этой горной системы существовала древняя империя инков.
Сахалин
Крупнейший по площади и численности
населения остров на востоке России. Этот остров омывается Охотским и Японским морями. Южная и центральная части острова характеризуются горным рельефом, а север представляет собой пологую холмистую равнину. Растительный мир небогат из-за низких температур, ветров и штормов, которые часто обрушиваются на остров.
Животный мир морей, омывающих остров, изобилует большим количеством крабов и рыбы, особенно лососёвых. На севере острова и на шельфе добывают нефть и природный газ.
Средиземное море
Море бассейна Атлантического океана,
расположенное между Африкой и Евразией.
С океаном его соединяет Гибралтарский пролив. В древности это море было естественным путём сообщения между древними европейскими и североафриканскими цивилизациями. Оно омывает берега 22 государств: с севера к его берегам выходят страны Европы, с юга – страны Северной Африки, а с востока – страны Азии.
Здесь расположены крупные морские порты (Марсель, Генуя, Афины). Побережье моря – территория самых знаменитых курортов мира .
Гималаи
Самая высокая горная система Земли, протянувшаяся между Тибетским нагорьем и Индо-Гангской равниной. Здесь расположены 10 вершин высотой более 8000 м, в том числе и высочайшая вершина мира – Джомолунгма (Эверест). Большая площадь занята ледниками; здесь берут начало реки Инд, Ганг, Брахмапутра. В горах обитает много видов животных, обитающих только здесь, в том числе снежный барс (ирбис). В центральной части гор, на территории Непала, находится знаменитый национальный парк Сагарматха – один из памятников Всемирного природного наследия.
Сахара
Самая большая по площади пустыня нашей планеты. Она расположена в северной части Африки и охватывает территории более 10 стран, в том числе Египта, Алжира, Туниса.
Пески занимают примерно четверть площади пустыни, на остальной её части преобладает каменистый грунт. Пустыню пересекает одна из самых крупных рек мира – Нил. В долине Нила и оазисах встречаются плодородные земли. Сухие русла небольших рек – вади заполняются водой лишь на короткое время после редких дождей.
Работа с географическим текстом
Задание 7
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Реки – естественные водотоки суши, основной источник пресной воды на Земле. (2)Постоянный водный поток разрушает горные породы и формирует линейную форму рельефа, называемую речной долиной. (3)Любая река имеет начало – исток и устье – место впадения в море, озеро или другую реку. (4)Горные реки характеризуются быстрым и бурным течением; их долины – узкие и глубокие каньоны и ущелья, выработанные рекой в твёрдых породах. (5)Равнинные реки текут спокойно, образуя изгибы русла – меандры и озёра-старицы. (6)Реки имеют большое значение для жизни и хозяйственной деятельности человека.
По каким предложениям можно сделать вывод о результатах работы реки? Запишите номера предложений.
245
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Литосфера — твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. (2)Литосфера состоит из литосферных плит, разделённых разломами. (3)Литосферные плиты перемещаются по пластичному слою мантии, меняя расположение материков и океанов на поверхности Земли. (4)Внутренние силы Земли приводят в движение литосферные плиты. (5)При расхождении литосферных плит формируются хребты, такие хребты на дне океанов называют срединно-океаническими. (6)В местах столкновения литосферных плит образуются глубоководные желоба в океане, а на суше — молодые складчатые горы.
По каким предложениям можно сделать вывод о результатах движения литосферных плит?
Запишите номера предложений.
356
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Биосфера – это всё пространство, где существует или когда-либо существовала жизнь. (2)Она охватывает нижние слои атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. (3)Процессы, протекающие в биосфере, влияют на другие оболочки нашей планеты. (4)Живые организмы способствуют естественному очищению гидросферы, участвуют в формировании почвы, а из останков организмов формируются горные породы. (5)В Мировом океане живые организмы поддерживают солевой состав воды. (6)В процессе фотосинтеза ежегодно поглощается 170 млрд тонн углекислого газа, а запасы кислорода постоянно пополняются.
По каким предложениям можно сделать вывод о значении биосферы?
Запишите номера предложений.
456
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Атмосфера – газовая оболочка Земли, удерживаемая силой земного притяжения. (2)Мощность земной атмосферы достигает 1000 км. (3)В атмосфере выделяется несколько слоёв: тропосфера, стратосфера, мезосфера и термосфера. (4)Тропосфера – самый нижний плотный слой атмосферы мощностью 9–18 км, в котором формируется погода. (5)Температура воздуха в нём понижается с высотой. (6)В стратосфере на высоте 20–25 км находится озоновый слой, который защищает планету от вредного ультрафиолетового излучения.
По каким предложениям можно сделать вывод о строении атмосферы?
Запишите номера предложений.
346
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Гидросфера – это совокупность вод земного шара. (2)Вода – уникальное вещество; она существует на планете в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. (3)Благодаря своей способности переходить из одного состояния в другое под воздействием солнечной энергии и силы тяжести вода находится в постоянном движении, участвуя в мировом круговороте. (4)Мировой круговорот связывает все воды Земли, обеспечивая единство гидросферы. (5)Общее количество воды в гидросфере огромно – 1400 млн км3. (6)Более 90% воды на планете непригодно для питья и бытовых нужд из-за их солёности.
По каким предложениям можно сделать вывод о свойствах воды в гидросфере?
Запишите номера предложений.
236
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Атмосфера – воздушная оболочка, окружающая и защищающая Землю от метеоритов, которые сгорают в ней. (2)Мощность земной атмосферы достигает 1000 км. (3)Основные газы атмосферы – азот, кислород и аргон. (4)Кислород – газ, необходимый для дыхания всего живого на планете. (5)В атмосфере выделяется несколько слоёв: тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера. (6)В стратосфере на высоте 20–25 км находится озоновый слой, который защищает планету от вредного ультрафиолетового излучения.
По каким предложениям можно сделать вывод о значении атмосферы?
Запишите номера предложений.
146
Природное явление
Задание 9
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Поясните, чем опасно это явление для людей.
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Поясните, чем опасно это явление для людей.
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Поясните, чем опасно это явление для людей.
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Поясните, чем опасно это явление для людей.
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Поясните, чем опасно это явление для людей.
Рассмотрите фотографию с изображением опасного явления природы. Запишите его название.
Составьте краткое описание этого природного явления (объёмом до пяти предложений).
Поясните, чем опасно это явление для людей.
Природные зоны
Задание 5
Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1) саванны и редколесья
2) влажные экваториальные леса
А) занимают территории вдоль экватора
Б) занимают обширные равнины Африки В) преимущественно травянистая растительность
Г) жаркий и постоянно влажный климат
Д) приспособленность большинства животных
к жизни в кронах деревьев
Е) местообитание крупных млекопитающих:
жирафов, носорогов, слонов
Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография.
Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1) широколиственные леса
2) пустыни
А) занимают территории с достаточным увлажнением в пределах умеренного пояса Б) местообитание благородного оленя, кабана, косули, лани
В) местообитание многих видов пресмыкающихся: змей, ящериц, черепах
Г) тёплое продолжительное лето и умеренно холодная мягкая зима
Д) занимают территории в пределах тропического пояса Северного и Южного полушарий
Е) много пересыхающих рек и озёр
Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография.
Установите соответствие между географическими особенностями и природными зонами
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
1) саванны и редколесья
2) пустыни
А) тёплая сухая зима и жаркое дождливое лето
Б) преимущественно травянистая растительность
В) распространение форм рельефа, созданных ветром
Г) местообитание крупных хищников: львов, гепардов, гиен
Д) оазисы в местах близкого залегания подземных вод
Е) занимают территории в пределах тропического пояса Северного и Южного полушарий
Определите, в какой из указанных природных зон могла быть сделана каждая фотография.
Ветер
- На метеорологической станции города N в феврале были проведены наблюдения за направлением ветра.
- По результатам наблюдений метеорологи построили розу ветров. Рассмотрите розу ветров и ответьте на вопросы.
- Какой ветер чаще всего дул в феврале?
- В каком направлении дует этот ветер?
Температура
- На метеорологической станции города N в течение года наблюдали за температурой воздуха. По результатам наблюдений метеорологи построили график годового хода температуры. Рассмотрите график годового хода температуры и ответьте на вопросы.
- Какой месяц был самым холодным в году?
- Какова годовая амплитуда температур?
Осадки
- На метеорологической станции города N в течение года наблюдали за количеством осадков. По результатам наблюдений метеорологи построили диаграмму выпадения осадков по месяцам.
- Рассмотрите диаграмму выпадения осадков и ответьте на вопросы.
- В каком месяце выпало больше всего осадков?
- На какой период (с какого месяца по какой) приходилось наименьшее количество осадков?
Погода
- На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда дул западный ветер?
- Укажите букву, которой обозначен этот рисунок.
- Составьте описание погоды в этот день.
Погода
- На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 20 градусов мороза?
- Укажите букву, которой обозначен этот рисунок.
- Составьте описание погоды в этот день.
Погода
- На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда выпадали осадки?
- Укажите букву, которой обозначен этот рисунок.
- Составьте описание погоды в этот день.