СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР»

Русский язык 5 класс ВПР


Тип речи – это способ изложения, построения слов и предложений. Выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Фонетический разбор слова 1— определение количества букв, звуков, ударения в слове, выделение гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения. Для проведения анализа необходимо знать, что такое гласные и согласные звуки, и как составляется транскрипция. 

Согласные звуки, при произнесении которых возникает минимальное количество шумов, называются сонорными. Это звуки [л], [м], [н], [р] и [й'] (последний звук часто обозначают также как [j]). Все сонорные звуки являются звонкими.

Запомните: Всегда мягкие звуки: [й'], [ч'] , [щ']. Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш] , [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.


Морфемный разбор 2, или разбор слова по составу — выделение частей, из которых слово состоит.

План морфемного разбора
1. Определяем часть речи.
2. Выделяем окончание и основу.
3. Определяем, есть ли в основе слова приставка и суффикс.
4. Убеждаемся, что такие же приставки и суффиксы есть в других словах.
5. Выделяем корень.
6. Обозначаем все части слова графически.

Пример: водолазы

  1. Окончание -ы. Оно указывает на то, что это слово употреблено в форме множественного числа, именительного падежа.

  2. Это сложное слово, которое получилось сложением двух слов: вода и лазать. У него две основы: вод- и -лаз.

  3. Приставки нет.

  4. Суффикса нет.

  5. Т. к. это сложное слово, у него два корня: вод- и -лаз, соединительная гласная -о-.

Пример: подставке

  1. Окончание -е. Оно указывает на единственное число, дательный падеж.

  2. Основа слова — подставк-.

  3. Приставка под-.

  4. Суффикс -к-.

  5. Корень -став-.

Пример: переходный

Окончание -ый. Оно указывает на единственное число, именительный падеж и мужской род слова.

  1. Основа слова — переходн-.

  2. Приставка пере-.

  3. Суффикс -н-. Он указывает на то, что это слово — прилагательное.

  4. Корень -ход-.

Пример: представительными

  1. Окончание -ыми. Оно указывает на множественное число и родительный падеж слова.

  2. Основа слова — представительн-.

  3. Приставки нет.

  4. Всего в слове 3 суффикса: -и-, -тель-, -н-.

  5. Корень -представ-.


Морфологический разбор предложения3 это грамматическая характеристика каждого слова

Алгоритм выполнения морфологического разбора

  1. Указываем часть речи, к которой относится данное слово.

  2. Выявляем начальную форму слова.

  3. Определяем постоянные и непостоянные морфологические признаки.

  4. Отмечаем, какую синтаксическую роль данное слово играет в предложении (другими словами, каким членом предложения является).

Образец разбора имени существительного

Дети не любят пить молоко.

  1. Молоко (что?) — имя существительное, обозначает предмет.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.): молоко.

  3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род; 2-е склонение.

  4. Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже, единственном числе.

  5. В предложении является дополнением: любят пить (что?) молоко.

Вспомним:

а) Собственные имена существительные всегда пишутся с заглавной буквы, а нарицательные имена существительные — со строчной;

б) существительные бывают 3– х типов склонения:

1-го склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я;

2-го склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,

3-го склонения – женского рода с мягким знаком на конце.


Образец разбора прилагательного

Чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных, запомните алгоритм:

1. Определить, к какому существительному относится прилагательное.

2. Задать к прилагательному вопрос от определяемого слова, к которому оно относится.

3. Определить окончание вопроса.

4. Определить окончание прилагательного по окончанию вопроса и написать его.

Пример. На столе стоит букет душистой сирени.

  1. Душистой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? относится к существительному сирени.

  2. Начальная форма –душистый.

  3. Сирени (какой?) душистой.

  4. Душистой (сирени) – прил., (какой?), обозначает признак.

Н. ф. – душистый.

Полная и краткая форма имён прилагательных. Полная форма и.п. это склоняемая форма (изменяются по родам, числам, падежам). В предложениях чаще всего употребляется в роли определений. Краткая форма имён прилагательных – это несклоняемая форма имён прилагательных (изменяются только по родам и числам, не склоняются по падежам).

Образец морфологического разбора глагола

Любишь кататься — люби и саночки возить.

  1. Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?

  2. Начальная форма — любить

  3. Морфологические признаки:

а) постоянные: несовершенный вид; невозвратный; переходный;

Вспомним: глаголы несовершенного вида обозначают процесс, совершенного — результат. У глаголов совершенного вида нет настоящего времени.

Глаголы бывают возвратные и невозвратными: возвратные – глаголы с постфиксом сь или ся /постфикс следует за окончанием/ Пример: возвращаюсь из школы или обратился к правилу. Невозвратные – глаголы без постфикса -сь и -ся

Переходность глагола: — свойство глагола, заключающееся в возможности присоединять прямое дополнение. Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном(реже) падеже без предлога (водить машину, не пить воды); Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).

Спряжение. Ставим глагол в форму 3-его лица множественного числа. Если оно ударное, то определяем спряжение по нему: I спряжение – -ут, -ют, II спряжение – -ат, -ят. Если окончание глагола безударное, то ставим его в форму инфинитива. Смотрим на концовку инфинитива: II спряжение – на -ИТЬ, I спряжение – все остальные глаголы.


Непостоянные:

- изъявительное наклонение.

Вспомним: у глагола есть три наклонения:

  • Изъявительное (действие было в прошлом, происходит сейчас, произойдет в будущем – действие реально);

  • Условное (сослагательное) (действие возможно в действительности, но для этого нужно соблюсти определенные условия);

  • Повелительное (говорящий призывает к действию).

- настоящее время;

- единственное число;

- 2 лицо.

Вспомним: 3 лица, связаны с местоимениями.

  1. лицо - единственное число - Я; множественное число - МЫ;

  2. лицо - единственное число - ТЫ; множественное число - ВЫ;

  3. лицо - единственное число (в 3-м лице может быть женского, мужского или среднего рода) - ОН, ОНА, ОНО; множественное число - ОНИ.


Синтаксический разбор предложения 4

Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому. Подчеркнуть все члены предложения. Объяснить, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Члены предложения

Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены — подлежащее и сказуемое, второстепенные — определение, дополнение, обстоятельство. Второстепенные члены служат для пояснения главных и могут иметь при себе поясняющие их второстепенные члены.

Дополнение — обозначает предмет. Отвечает на вопросы косвенных падежей существительных: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём? подчеркивается штриховым пунктиром (_ _ _).

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Определение отвечает на вопросы: какой? который? подчеркивается волнистой линией.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Обстоятельство отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? когда? зачем? почему?

Подчеркивается штрих – пунктиром (точка – тире).

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.



Местоиме́ние — самостоятельная часть речи, объединяющая слова, которые не содержат конкретного лексического значения, не называют предметы, признаки или количество, а лишь указывают на них: ты, он, они, наш, каждый, некоторый, ничей, сколько и т. д.

Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает: отвлеченные числа: один, три, одиннадцать, количество предметов: один велосипед или первый велосипед.

Междометиями называются слова, которые обозначают в письменной речи некие эмоции и чувства. Восклицания: ах, ох, ух.

Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия (косить быстро, говорить внятно), предмета (платье наизнанку, яйцо всмятку) или другого признака (очень выгодно, очень умный, совсем рано, совсем ранний). В первом случае наречие зависит от глагола, а во втором — от наречия или прилагательного.

На письме данную часть речи принято подчеркивать пунктиром с точкой. Наречие обозначает признак действия. Как правило, в предложении выступает в качестве обстоятельства. Например: тихо, свежо, красиво, далеко, впереди, иногда, по - летнему, завтра, немного и так далее.

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении.

Виды частиц

  • отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

  • вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

  • указательные: вот, вон, это;

  • уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

  • ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

  •  восклицательные: что за, ну и, как;

  • 7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, все-таки, ну;

  • 8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

  • В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы (например, дескать, якобы, мол).

Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В школьной грамматике, однако, принято подчеркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которой она относится; особенно это касается глаголов.

Пунктуационный разбор предложения 5. Необходимо объяснить все знаки препинания в анализируемом предложении.

Пунктуационный разбор предложения выполняется по плану:

  • Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков).

  • Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениям в составе сложного).

  • Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Под цифрой 6 задание найти лексическое значение слова в Толковом словаре.

Определе́ние — второстепенный член предложения, обозначающий признак, качество, свойство предмета. Отвечает на вопросы: какой? который? чей? При разборе предложения подчёркивается волнистой линией.

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет. Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «(О) Ком?», «Чего?», «Чему?», «Что?», «Чем?», «(О) Чём?» Подчеркивается штриховым пунктиром - - -

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или признака. Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: «Как?», «Куда?», «Зачем?», «Откуда?», «Где?», «Когда?», «Почему?» и т. д. Подчеркивается - . - . - . - .