Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР. Литературное чтение, 4 класс. Задания 1-7»
Подготовка к ВПР, 4 класс
Литературное чтение
Разбор заданий № 1-7.
Выразительные средства речи
Алексеева А.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 54» г. Чебоксары
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2, 4, 6.1, 7, 8, 9, 12 оценивается 1 баллом.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 3, 5, 6.2, 10, 11, 13, 14 оценивается 2 баллами. Максимальный первичный балл за выполнение работы – 22.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0–7 8–13 14–18 19–22
Задание № 1
- Что не относится к фольклору?
1) повести
2) былины
3) загадки
Ответ: 1
Задание № 2
- Прочитай отрывок .
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней», Им отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
- Определи, к какому литературному жанру
относится данный отрывок.
1)Былина
2)Басня
3)Рассказ
4) Стихотворение Ответ: 2
Задание № 2
Прочитай отрывок.
« Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады-радехоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздернули столы и завели угощенье — почестей пир».
- Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) былина
2) басня
3) стихотворение
4) загадка
Ответ: 1
Задание № 2
- Прочитай отрывок. Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- 1) считалка
- 2) закличка
- 3) загадка
- 4) потешка
- Ответ: 2
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Задание № 2
Прочитай отрывок .
- Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
- 1) былина
- 2) басня
- 3) стихотворение
- 4) Загадка
- Ответ:___4____
«Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели».
Задание № 3 Четвероклассники Катя и Никита после изучения темы «Жанры фольклора» высказали своё мнение.
Кто из четвероклассников прав? Катя или Никита?
Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)
Задание № 3
Поговорки
Пословицы
- Осталась у разбитого корыта.
- Делает из мухи слона.
- Денег кот наплакал.
- Бьет баклуши.
- Бесплатный сыр бывает
только в мышеловке . /
- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Повторение — мать учения.
- Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
- Волков бояться — в лес не ходить.
- Своя ноша не тянет.
- Семеро одного не ждут.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Задание № 3
Задание № 4
В какой раздел следует поставить каждую книгу?
Запиши номера книг в таблицу под соответствующими буквами.
- На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами — книги, которые брали читатели.
А
Б
4
В
3
Г
2
1
Задание № 5
Прочитай тексты.
- Волк — типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Волк — всеядный хищник с практически исключительно мясным рационом: основу питания составляют копытные животные.
- Иногда волки не ели неделями: завывала над лесом пурга, засыпала становище, засекала глаза. Волки друг на друга глядели жадно. Стая разбилась — ходили парами и в одиночку, за много вёрст, кто куда, тоскуя и ища пищи.
- 3) Роза считается царицей всех цветов. Это растение с красивыми пышными цветами разной окраски. Роза бывает культурная и дикая. Первая растёт в садах и огородах, вторая, как шиповник, в лесах. Существует около 20 тысяч видов и сортов этого растения.
- 4) Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий — начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя.
Какие тексты относятся к научно-познавательным? Выбери верные ответы и запиши в строку ответа их номера. Ответ: 1,3
Задание № 6
6.1 . Выбери верное утверждение.
1) Ф. И. Тютчев — автор стихотворения «Мальчики».
2) М. Ю. Лермонтов написал произведение, рассказывающее о сражении русской армии против французской.
3) Л. Н. Толстой считается основоположником русской басни.
4) А. П. Чехов написал книгу «Азбука», в которую вошли его произведения о детях.
Ответ: 2
6.2. Запиши по одному названию произведений М. Ю. Лермонтова и
Л. Н. Толстого .
Задание № 6
Задание № 7
- Задание "В какой стихотворной строке используется сравнение?":
- а) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду...
- б) Зима недаром злится, прошла её пора ...
- в) Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана;
- г) Лёд неокрепший на речке студёной, Словно как тающий сахар лежит.»
Ответ: Г
"Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит". Лед сравнивается с сахаром
Задание № 7
- В какой стихотворной строке используется метафора?
- 1) «Небо плачет дождём…»
- 2) «Звёзды тихо мерцают…»
- 3) «Ручей бежит, как серебряная нить…»
- 4) «Ветер свистит в ветвях…»
- ОТВЕТ: 1) «Небо плачет дождём…»
Задание № 7
- Задание "В какой стихотворной строке содержится олицетворение?":
- а) Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве Воздушная воздвиглась арка...
- б) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась.
- в) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный...
- г) Весна, весна! Как воздух чист!Как ясен небосклон!
- Ответ: Б - "Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась". Вечор (в значение вечер) злится, то есть поэт относится к нему как к живому.
Задание № 7
- Задание "В какой стихотворной строке содержится эпитет?":
- а) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…
- б) Но вот кончается дорога дальняя…
- в) Пройдёт зима холодная, Настанут дни весенние…
- 4) Я куплю себе косу новую…
- Ответ: А - "Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой".
Эпитеты "струя светлей лазури" и "луч золотой". Эпитеты помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.