Подготовки к ВПР по истории в 5 классе
Лукин Геннадий Янославович,
учитель истории ГАНОУ «Арктическая школа» РС (Я)
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся в целях осуществления мониторинга уровня и качества подготовки обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ.
Назначение ВПР по учебному предмету «История» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и федеральной образовательной программы основного общего образования (ФОП ООО).
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, уровневом и комплексном подходах к оценке образовательных достижений. В рамках ВПР наряду с предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования оценивается также достижение метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные).
Познавательные УУД:
Базовые логические действия
1.1.1 Выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений)
1.1.2 Устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа
1.1.3 С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи
1.1.4 Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов
1.1.5 Делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы о взаимосвязях
1.1.6 Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия
1.2.1 Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой
1.2.2. Оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента)
1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
1.2.4 Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах
1.2.5 Использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниями ситуации, объекта; самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других; аргументировать свою позицию, мнение
Работа с информацией
1.3.1 Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев
1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках
1.3.3 Самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями
1.3.4 Оценивать надежность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
1.3.5 Эффективно запоминать и систематизировать информацию
2 Коммуникативные УУД
2.1 Общение
2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах
2.1.2 В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций
2.1.3 Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов
2.1.4 Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения
Проверяемые элементы содержания:
-
Введение в историю. Первобытность
-
Древний Восток
-
Древняя Греция. Эллинизм
-
Древний Рим
-
Память народов России о Великой Отечественной войне
На выполнение проверочной работы по истории отводится один урок (не более 45 минут).
Работа включает в себя 7 заданий по истории Древнего мира и 1 задание, связанное с памятью о Великой Отечественной войне.
Структура проверочной работы
Задание 1 предполагает работу с лентой времени. На изображении ленты времени обучающемуся необходимо отметить годы, указанные в задании.
Задание 2 нацелено на проверку умения работать с исторической картой. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырехугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагался названный в задании объект.
Задание 3 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения с теми странами, к истории которых они относятся.
Задание 4 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
Задание 5 проверяет умение работать с письменными историческими источниками. В задании требуется найти информацию в источнике в соответствии с требованием задания и выписать ее (в форме цитат или «своими словами»).
Задание 6 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В части 1 от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. В части 2 задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
Задание 7 предполагает установление и объяснение причинно-следственных связей. Обучающийся должен выбрать одно из положений, в котором содержится причина/последствие названного в задании события (процесса), и объяснить связь факта, указанного в выбранном положении, с названным в задании событием (процессом).
Задание 8 посвящено памяти народа России о Великой Отечественной войне.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильный ответ на задание 4 оценивается 1 баллом.
Правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.
Задания с развернутым ответом, а также задания на работу с лентой времени и контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 16.
В целях эффективной подготовки и успешного выполнения ВПР по истории предлагаем следующую систему работы:
-
Включение заданий в формате ВПР на уроках для поурочного контроля;
-
Выполнение тематических ВПР по итогам изучения разделов: Первобытность, Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим;
-
Составление творческих домашних заданий;
Примеры заданий:
-
Проверочная работа по теме «Древний Египет»
-
Тематическая работа по теме «Древний Восток»
-
Творческое домашнее задание:
На каждом уроке изучения нового материала обязательным практическим заданием является изучение природно-климатических условий и работа с картой.
-
Работа с картой
-
Характеристика ПКУ